Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования
консультация по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)
Работая над развитием фонематического восприятия, делаю упор на осознанное овладение ребенком анализом и синтезом состава слова. Довольно сложный процесс для дошкольника с речевыми нарушениями. В данной ситуации использование игровых технологий поможет развить у детей интерес к занятию и способствует формированию потребности изучать звуковую сторону речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тико конструкторы нашли свое место в игровой и образовательной деятельности, с их помощью дети научились читать первые слоги и односложные слова, а также успешно овладевают звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам, даже разгадывают и составляют кроссворды.
Вся система упражнений с конструктором проводится, начиная с ознакомления со звуками, учатся определять гласный или согласный, выбирая квадрат соответствующего цвета. Данное упражнение одновременно развивает и речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, определять место звука в слове, затем собирать слоги и слова и читать их.
Продолжается работа непосредственно со схемой. Дети выделяют слоги из предложенных слов и самостоятельно их составляют, используя звуковую символику. Затем можно переходить и к предложениям.
Используя такие игровые упражнения, дети учатся легко дифференцировать гласные и согласные звуки, запоминать буквы. Данный вид деятельности развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимание. Дети учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти.
Игра «Логические цепочки»
Цель: запомнить буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.
Ход игры: перед ребенком выкладывается цепочка из букв А-Т-А-Т-А, дается задание – угадай, какая буква будет следующей.
Задание представляет собой логическую закономерность – правило чередования.
Затем предлагаем наиболее сложную последовательность чередования букв:
Сначала начинаем работу с гласных – пропевание песенок, чтобы дать понимание последовательности и порядка чередования.
А-О-А-О-А-О
А-А-П-П-А-А-П-П
А-Л-Л-А-Л-Л-А
А-Л-А-П-А-Л-А-П
Подобные цепочки сначала следует составлять из очевидно отличающихся между собой букв, затем близких по написанию и имеющих одинаковые элементы.
Ребенок произносит каждую букву утрированно, громким и тихим голосом, высоким и низким и т.п.
Игра «Что лишнее»
Цель: развитие слухового внимания и восприятияА
Ход игры: Логопед произносит цепочку слогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит другой слог: ПА-ПА-ПА-БА-ПА, ФА-ФА-ВА-ФА-ФА
Игра «Живые слоги»
Цель: Учить работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.
Ход игры: дети совместно с логопедом составляют слоги, в состав которых входит автоматизируемый звук, например: ЛА-ЛО-ЛУ.
Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах живые и буквы могут меняться местами. Ребенок собирает «новые» слоги, меняя буквы местами: АЛ-ОЛ-УЛ. Проговаривает получившиеся слоги.
Игра «Составь слово»
Цель: научить работать со словом, развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения.
Ход игры: ребенок получает картинку и задание ее подписать.
Ребенок по звукам проговаривает слово, обозначает буквой и выкладывает из деталей конструктора ТИКо.
Игра «Теремок» - буквы «стучатся» в теремок по очереди, соблюдается очередность, последовательность, составляется слово. Дети определяют: Кто в теремочке живет? Вопросы: какая буква пришла первая? Какой первый (последний) звук в слове?
Игра «Живые буквы»
Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
Вариант 1: логопед раздает каждому ребенку по букве, затем называет слово, дети строятся в шеренгу составляя слово из букв.
Вариант2: логопед раздает карточки с буквами, не называя слово. Дети самостоятельно строятся в шеренгу, составляя слово из букв.
Игра «Волшебники»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением, способность работать в команде.
Ход игры: «Давайте поиграем в волшебников! Сегодня мы будем заниматься превращением слов.
1 задание Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой.
Муха, беда, шарф, лампа.
Крот, волк, смех, риск.
2 задание Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Рука – мука или река.
Жук – лук, белка –булка.
Нож- нос, сын-сон, дочка-бочка, лёд-мёд.
3 задание Из слова убежали гласные звуки. Попробуйте угадать, что это за слова.
Д-М, Б-К, М-Л-К, С-П-Г
Игра «Придумай слово по модели»
Цель: умение составлять слова из букв, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.
Ход игры: Детям дается задание составить слова в соответствии с заданной моделью (например: синяя фишка, красная фишка, синяя фишка – мак, рак. сок и т.п)
Игра «Один – много»
Цель: умение составлять и изменять слова, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука, развитие грамматического строя речи, навык чтения.
Ход игры: Логопед предлагает детям составить слова: рука, рыба, рак. Дети должны образовать форму множественного числа и изменить слово, составив новое: рука-руки, рыба-рыбы, рак – раки.
Считаю, что использование конструктора Тико в логопедической практике – процесс творческий и интересный, осуществляется через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей или детей друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков звукового анализа
Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа - важнейшие задачи подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. С помощью подобных презентаций процесс обу...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Приложение к программе учителя-логопеда....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования
В данной статье раскрывается использование игровых ТИКО технологий с целью поддержания у детей интереса к занятию и формирования потребности изучать звуковую сторону речи....