Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования
консультация по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Работая над развитием фонематического восприятия, делаю упор на осознанное овладение ребенком анализом и синтезом состава слова. Довольно сложный процесс для дошкольника с речевыми нарушениями. В данной ситуации использование игровых технологий поможет развить у детей интерес к занятию и способствует формированию потребности изучать звуковую сторону речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тико конструкторы нашли свое место в игровой и образовательной деятельности, с их помощью дети научились читать первые слоги и односложные слова, а также успешно овладевают звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам, даже разгадывают и составляют кроссворды.

Вся система упражнений с конструктором проводится, начиная с ознакомления со звуками, учатся определять гласный или согласный, выбирая квадрат соответствующего цвета. Данное упражнение одновременно развивает и речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, определять место звука в слове, затем собирать слоги и слова и читать их.

Продолжается работа непосредственно со схемой. Дети выделяют слоги из предложенных слов и самостоятельно их составляют, используя звуковую символику. Затем можно переходить и к предложениям.

Используя такие игровые упражнения, дети учатся легко дифференцировать гласные и согласные звуки, запоминать буквы. Данный вид деятельности  развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимание. Дети учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти.

Игра «Логические цепочки»

Цель: запомнить буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки.

Ход игры: перед ребенком выкладывается цепочка из букв А-Т-А-Т-А, дается задание – угадай, какая буква будет следующей.

Задание представляет собой логическую закономерность – правило чередования.

Затем предлагаем наиболее сложную последовательность чередования букв:

Сначала начинаем работу с гласных – пропевание песенок, чтобы дать понимание последовательности и порядка чередования.

А-О-А-О-А-О

А-А-П-П-А-А-П-П

А-Л-Л-А-Л-Л-А

А-Л-А-П-А-Л-А-П

Подобные цепочки сначала следует составлять из очевидно отличающихся между собой букв, затем близких по написанию и имеющих одинаковые элементы.

Ребенок произносит каждую букву утрированно, громким и тихим голосом, высоким и низким и т.п.

Игра «Что лишнее»

Цель: развитие слухового внимания и восприятияА

Ход игры: Логопед произносит цепочку слогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит другой слог: ПА-ПА-ПА-БА-ПА, ФА-ФА-ВА-ФА-ФА

Игра «Живые слоги»

Цель: Учить работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки.

Ход игры:  дети совместно с логопедом составляют слоги, в состав которых входит автоматизируемый звук, например:  ЛА-ЛО-ЛУ.

Затем логопед предлагает детям представить, что звуки в слогах живые и буквы могут меняться местами. Ребенок собирает «новые» слоги, меняя буквы местами: АЛ-ОЛ-УЛ. Проговаривает получившиеся слоги.

Игра «Составь слово»

Цель: научить работать со словом, развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения.

Ход игры: ребенок получает картинку и задание ее подписать.

Ребенок по звукам проговаривает слово, обозначает буквой и выкладывает из деталей конструктора ТИКо.

Игра «Теремок» - буквы «стучатся» в теремок по очереди, соблюдается очередность, последовательность, составляется слово. Дети определяют: Кто в теремочке живет? Вопросы: какая буква пришла первая? Какой первый (последний) звук в слове?

Игра «Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Вариант 1: логопед раздает каждому ребенку по букве, затем называет слово, дети строятся в шеренгу составляя слово из букв.

Вариант2: логопед раздает карточки с буквами, не называя слово. Дети самостоятельно строятся в шеренгу, составляя слово из букв.

Игра «Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением, способность работать в команде.

Ход игры: «Давайте поиграем в волшебников! Сегодня мы будем заниматься превращением слов.

1 задание Превратите одно слово в другое, убрав квадрат с лишней буквой.

Муха, беда, шарф, лампа.

Крот, волк, смех, риск.

2 задание Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Рука – мука или река.

Жук – лук, белка –булка.

Нож- нос, сын-сон, дочка-бочка, лёд-мёд.

3 задание Из слова убежали гласные звуки. Попробуйте угадать, что это за слова.

Д-М, Б-К, М-Л-К, С-П-Г

Игра «Придумай слово по модели»

Цель: умение составлять слова из букв, развивать словарный запас, фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа.

Ход игры: Детям дается задание составить слова в соответствии с заданной моделью (например: синяя фишка, красная фишка, синяя фишка – мак, рак. сок и т.п)

Игра «Один – много»

Цель: умение составлять и изменять слова, развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, автоматизация звука, развитие грамматического строя речи, навык чтения.

Ход игры: Логопед предлагает детям составить слова: рука, рыба, рак. Дети должны образовать форму множественного числа и изменить слово, составив новое: рука-руки,  рыба-рыбы, рак – раки.

Считаю, что использование конструктора Тико в логопедической практике – процесс творческий и интересный, осуществляется через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей или детей друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков звукового анализа

Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа - важнейшие задачи подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. С помощью подобных презентаций процесс обу...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования

В данной статье раскрывается  использование игровых ТИКО технологий  с целью поддержания у детей интереса к занятию и  формирования потребности изучать звуковую сторону речи....