Дидактические игры на знания букв
материал по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на звание букв
№1. Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Цель: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание : воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
№2. Игра «Чей голосок?»
Цель : развивать слуховое восприятие.
Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал :
Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
К нам кукушка в огород залетела и поет.
А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
Ку-ка-реку!
№3. Игра «Угадай звук»
Цель : отрабатывать четкость артикуляции.
Описание : ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
№4. Игра «У кого хороший слух?»
Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.
Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
№5. Игра «Кто в домике живет?»
Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание : воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
№6. Игра «Кто больше?»
Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание : каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
№7. Игра «Вертолина»
Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание : дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
№8. Игра «Лого»
Цель : развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание : ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал : аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
№9. Игра «Цепочка»
Цель : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание : один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
№10. Игра «Где спрятался звук?»
Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
№11. Игра «Где наш дом?»
Цель : развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
«12. Игра «Чудесный мешочек»
Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание : дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
№13. Игра «Телеграф»
Цель : развивать умение делить слова на слоги.
Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на знание звуков и букв
Семь интересных дидактических игр для закрепления знаний букв и звуков, в которые можно играть в группе с воспитателем, а так же дома с родителями....
Дидактическая игра "Ходилки по буквам"
Сделать образовательный процесс занимательным и интересным под силу каждому педагогу. Стоит лишь проявить смекалку и найти немного времени. В группе для детей с нарушениями ...
Дидактическая игра "Подбери к букве игрушку"
Дидактическая игра по развитию речи по методу М. Монтессори....
Дидактическая игра "Задание по буквам"
Формирование умения узнавать графическое изображение звука и безошибочно называть букву....
Дидактическая игра "Звук и буква"
Игра направлена на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку обучению грамоте детей с 5-7 лет. Игра может быть рекомендована как для учителя-дефектолога, учителя-логопеда ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ -КУКОЛ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Обучение чтению – важный этап развития ребенка. Многим детям этот навык дается не просто. Для детей с ОНР информация воспринимается лучше, если ее можно не только услышать и увидеть, но еще потр...
Дидактическая игра "Поле чудесных букв" для детей старше 5 лет
Универсальная игра с классическим барабаном предназначена для детей старших и подготовительных к школе групп. Знакомство со звуками и с буквами в игровой форме....