Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цели:

Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; дифференцировать понятия «предложение» и «слово»; закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. Вызывать интерес к обучению грамоте.

Ход занятия.

I. Организационный момент занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

- Давайте с гостями поздороваемся.

Заниматься мы сегодня будем за столами, но чтобы сесть за стол, надо ответить на вопросы. Готовы?

                Игра  «Что такое школа?»

«В какое время года дети начинают учиться?»

«Назовите день, когда вы впервые пойдете в школу?»

«Как называется здание, в котором дети получают знания?»

«Как называют детей, которые учатся в школе?»

«Как в школе называется комната, где дети учатся?»

«Как называют детей, которые учатся в одном классе?»

«Кто встречает детей в классе?»

«Как в школе называется стол, за которым дети сидят?»

«Где пишет учитель, когда объясняет задание?»

«Чем пишет учитель на доске?»

«Как называются школьные книги?»

«Как ты узнаешь, что пора идти на урок?»

«Что такое перемена?»

   Молодцы.

II. Основная часть занятия. 

Воспитатель: Уже скоро наступит ваш первый выпускной в детском саду. Вы будете собираться в школу. В детском саду мы с вами рисовали, считали, играли, решали задачи и учили звуки.

- Сегодня на наше занятие мы пригласили гостей, чтобы показать чему мы научились. И я надеюсь, что вы готовы идти в школу и учиться на «4» и «5».

- Вы готовы?

- Сейчас зазвенит колокольчик, и наш детский сад превратится в школу, наша группа превратится в школьный класс, столы в парты. Вы превратитесь в настоящих первоклассников, а я в учителя. Готовы ? (звенит колокольчик)

Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делить слова на слоги, придумывать предложения.

I.

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать.

-хлопаю в ладоши; - шагаю на месте; - рву бумагу; - переливаю воду; - шуршу пакетом.

- Что же здесь происходило?

Как вы узнали, что я делала, ведь вы ничего не видели? (слышали звуки)

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки называют гласными? (которые тянутся, поются, не имеют преград при произношении)

- Какие звуки называют согласными? (которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык)

-Согласные звуки бывают?(твердые,мягкие,звонкие,глухие)                                                    

-Чем отличаются звуки от букв?

-Как определить, сколько в слове слогов?(сколько в слове гласных звуков, столько слогов)

II.

Я назову слово, а вы  определяете  первый звук и называете какой он.

Пенал- п*, согл, мягк; ручка, тетрадь, доска, парта, мел, карандаш, портфель.

Молодцы!

III.!

ФИЗМИНУТКА

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

IV.

Ребята, скажите, а что можно составить из  букв?

- Cлова

-Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н. СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

Составив слово, ребенок выходит к доске и размещает буквы в нужной последовательности.(заготовленные сова после выложить)

V.

А что можно сделать со словами? (Подсказка схема деления на слоги)

- Разделить на слоги, сделать звуковой анализ слова.

- Как можно узнать, сколько слогов в слове?

- Посчитать гласные, прохлопать, протопать.

Посчитайте сколько слогов в словах: -----------

Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).

На столе лежат карточки. Картинки 2-х  портфелей . В один портфель положим картинки с предметами, состоящие из двух слогов; в другой портфель положим картинки с предметами, состоящими из трех слогов.  (крас-ки, пе-нал, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка)

Дети, мы говорим : портфель один, а много? (портфелей)

Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)

А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)

 И с этим заданием вы справились

-Следующее задание

Нужно построить пирамиду из картинок на которых изображены животные.

Внизу пирамиды располагаются животные, в названии которых три слога ,выше- два слога, а ещё выше- один.

(дети называют слова из числа предложенных на доске животных, делят «хлопками» их на слоги, объясняют  выбор ступени пирамидки.)

Медведь, лиса, кенгуру, теленок, кот.

VI.

Как вы думаете, что можно составить из слов?

Предложение)

- Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)

Составьте предложение из двух слов по картинке.

Дети. Наступила весна.

Что составили?

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово на первом месте? на втором?

-Составьте предложение из трех слов.

Какое первое слово? Второе? Третье?

-С какой буквы пишется начало предложения? (с большой буквы)

-Что ставится в конце предложения? (точка, вопросительный знак или восклицательный знак)

VII

А теперь, ребята, поиграем в еще одну весёлую игру.

Я буду читать скороговорки или стихи, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете и  мы составим слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло. (З)
  3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (Б)
  4. Пароход гудит трубой, (У)

Издаёт он звук какой?

Угадать вам помогу,

Загудит он громко: «У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (К)

Кукарекает петух.

«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –

«Станешь ты артистом вскоре!» «Ко-ко-ко!»

  1. Анечка упала на пол,                 (А)

Кот ладошку расцарапал,

И не ладится игра,

Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

Молодцы!

Спасибо, ребята. Мне сегодня было очень приятно работать с вами .Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Все вы были очень грамотными.

 

Вот и закончился урок! Звенит весёлый наш звонок!

Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цели:

Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; дифференцировать понятия «предложение» и «слово»; закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать, доброту, взаимовыручку, воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга. Вызывать интерес к обучению грамоте.

Ход занятия.

I. Организационный момент занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

- Давайте с гостями поздороваемся.

Заниматься мы сегодня будем за столами, но чтобы сесть за стол, надо ответить на вопросы. Готовы?

Игра «Что такое школа?»

«В какое время года дети начинают учиться?»

«Назовите день, когда вы впервые пойдете в школу?»

«Как называется здание, в котором дети получают знания?»

«Как называют детей, которые учатся в школе?»

«Как в школе называется комната, где дети учатся?»

«Как называют детей, которые учатся в одном классе?»

«Кто встречает детей в классе?»

«Как в школе называется стол, за которым дети сидят?»

«Где пишет учитель, когда объясняет задание?»

«Чем пишет учитель на доске?»

«Как называются школьные книги?»

«Как ты узнаешь, что пора идти на урок?»

«Что такое перемена?»

Молодцы.

II. Основная часть занятия.

Воспитатель: Уже скоро наступит ваш первый выпускной в детском саду. Вы будете собираться в школу. В детском саду мы с вами рисовали, считали, играли, решали задачи и учили звуки.

- Сегодня на наше занятие мы пригласили гостей, чтобы показать чему мы научились. И я надеюсь, что вы готовы идти в школу и учиться на «4» и «5».

- Вы готовы?

- Сейчас зазвенит колокольчик, и наш детский сад превратится в школу, наша группа превратится в школьный класс, столы в парты. Вы превратитесь в настоящих первоклассников, а я в учителя. Готовы ? (звенит колокольчик)

Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делить слова на слоги, придумывать предложения.

I.

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать.

-хлопаю в ладоши; - шагаю на месте; - рву бумагу; - переливаю воду; - шуршу пакетом.

- Что же здесь происходило?

Как вы узнали, что я делала, ведь вы ничего не видели? (слышали звуки)

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки называют гласными? (которые тянутся, поются, не имеют преград при произношении)

- Какие звуки называют согласными? (которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык)

-Согласные звуки бывают?(твердые,мягкие,звонкие,глухие)

-Чем отличаются звуки от букв?

-Как определить, сколько в слове слогов?(сколько в слове гласных звуков, столько слогов)

II.

Я назову слово, а вы определяете первый звук и называете какой он.

Пенал- п*, согл, мягк; ручка, тетрадь, доска, парта, мел, карандаш, портфель.

Молодцы!

III.!

ФИЗМИНУТКА

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

IV.

Ребята, скажите, а что можно составить из букв?

- Cлова

-Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н. СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

Составив слово, ребенок выходит к доске и размещает буквы в нужной последовательности.(заготовленные сова после выложить)

V.

А что можно сделать со словами? (Подсказка схема деления на слоги)

- Разделить на слоги, сделать звуковой анализ слова.

- Как можно узнать, сколько слогов в слове?

- Посчитать гласные, прохлопать, протопать.

Посчитайте сколько слогов в словах: -----------

Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).

На столе лежат карточки. Картинки 2-х портфелей . В один портфель положим картинки с предметами, состоящие из двух слогов; в другой портфель положим картинки с предметами, состоящими из трех слогов. (крас-ки, пе-нал, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка)

Дети, мы говорим : портфель один, а много? (портфелей)

Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)

А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)

И с этим заданием вы справились

-Следующее задание

Нужно построить пирамиду из картинок на которых изображены животные.

Внизу пирамиды располагаются животные, в названии которых три слога ,выше- два слога, а ещё выше- один.

(дети называют слова из числа предложенных на доске животных, делят «хлопками» их на слоги, объясняют выбор ступени пирамидки.)

Медведь, лиса, кенгуру, теленок, кот.

VI.

- Как вы думаете, что можно составить из слов?

( Предложение)

- Какие бывают предложения? (Большие и маленькие)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Сколько может быть слов в предложении? (Одно, два, много)

- Составьте предложение из двух слов по картинке.

Дети. Наступила весна.

Что составили?

– Сколько слов в предложении?

– Какое слово на первом месте? на втором?

-Составьте предложение из трех слов.

Какое первое слово? Второе? Третье?

-С какой буквы пишется начало предложения? (с большой буквы)

-Что ставится в конце предложения? (точка, вопросительный знак или восклицательный знак)

VII

А теперь, ребята, поиграем в еще одну весёлую игру.

Я буду читать скороговорки или стихи, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете и мы составим слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1. А-а-а мама моет малыша. (А)
  2. 2. Зо-зо-зо – Зое повезло. (З)
  3. Ба – ба - ба – на избе была труба. (Б)
  4. Пароход гудит трубой, (У)

Издаёт он звук какой?

Угадать вам помогу,

Загудит он громко: «У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (К)

Кукарекает петух.

«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –

«Станешь ты артистом вскоре!» «Ко-ко-ко!»

  1. Анечка упала на пол, (А)

Кот ладошку расцарапал,

И не ладится игра,

Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

Молодцы!

Спасибо, ребята. Мне сегодня было очень приятно работать с вами .Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Все вы были очень грамотными.

Вот и закончился урок! Звенит весёлый наш звонок!

Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. • Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте пр...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Данная разработка может быть использована на последнем занятии по развитию речи. Составлена с учетом ФГОС....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цели:Образовательные: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой реч...