Конспект занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Как много в мире есть профессий»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Как много в мире есть профессий»
Цель:
- Познакомить детей со словом «профессия» и его происхождением. Познакомиться с новыми современными профессиями и необходимости их возникновения в современном мире. Закрепить знания детей об известных им профессиях. Учить подбирать слова действия к той или иной профессии, напомнить детям слово-синоним к слову «профессия» (ремесло). Развитие связной речи. Составление предложений со словами потому что.
- Познакомить детей со слоговым составом слова. Обратить внимание детей, что слова делятся на части - состоят из слогов. Ударный слог. Подготовка руки к письму.
- Воспитывать уважение к профессиональной трудовой деятельности.
Оборудование и материалы: Н.С. Жукова Пропись 1 стр. 5, предметные картинки, Профессии, фишки, схема – план для составления рассказов, схемы профессий, картинки: Ваза, корова, телевизор, металлофон с молоточком.
Предварительная работа: рассматиривание иллюстраций о профессиях, ПРОСМОТР ДИАФИЛЬМА «Чем пахнут ремесла?»
Ход занятия.
- Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами поговорить на очень интересную тему. А какую, вы должны догадаться сами, в чем поможет вам Машенька, которая принесла вам загадки.
Использование предметных картинок «Профессии» и загадок к ним
- Вы догадались, о чем пойдет речь? Ответы детей.
- Правильно, о профессиях. А как вы думаете, что означает слово «Профессия»? Ответы детей.
- Ребята, слово «профессия» пришло к нам из латинского языка «professio». И означает оно «публичное выступление». С древних времен этим словом называли род занятий, которыми занимался человек и посвящал этим занятиям себя. Но профессия требует специальной подготовки, специального обучения, чтобы человек смог потом работать по профессии и зарабатывать себе деньги на жизнь.
- А кем бы вы хотели стать и какую профессию получить? Беседа с детьми о будущей их профессии.
- Чтобы вы достигли своих мечтаний, вам необходимо учиться. Сначала в детском саду, затем в школе, а потом закончить ВУЗ (логопед расшифровывает) и освоить вашу профессию.
Многие профессии перешли к нам из прошлого.
В Прошлое время | В Настоящее время |
Псарь- слуга, ухаживающий за охотничьими собаками и участвующий в охоте при царе | Кинолог - специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак |
Писчий | Секретарь |
Глашатые - (устаревшее), человек, объявлявший что-либо всенародно; вестник. | Радиоведущие |
Лекарь | Врач |
Цирюльник | Парикмахер |
Счетовод | Бухгалтер |
Ростовщик | Банкир |
А теперь попробуем образовать название профессий по их действиям.
Дети отвечают, как называются профессии по действиям
Образуй профессию.
Доит коров - Доярка
Кладет печь - Печник
Строит дом - Строитель
Варит сталь - Сталевар
Кует железо – Кузнец
Учит детей – учитель,
Воспитывает детей – воспитатель
Охраняет помещение – охранник
Продает продукты – продавец
Лес рубит – лесоруб
Рыбу ловит - рыболов
Водит машину – водитель (дети получают фишки)
- А теперь, ребята, назовите, пожалуйста, профессии, которые есть у нас в детском саду
«Профессии детского сада» (Дети получают фишки, которые подсчитываются в конце занятия)
- Молодцы, а вы знаете, ребята, как слово профессия можно сказать по-другому? Ремесло.
- Сейчас мы с вами попытаемся создать свои рассказы о профессиях по алгоритму – плану.
Дети подходят к доске. Рассматривают две картинки профессий женщин. Логопед дает схему.
- Вам поможет вот эта схема.
- Кто это?
- Где работает?
- Что делает?
- Что нужно для работы?
- Нужна ли эта профессия?
- Каким должен быть человек этой профессии?
Например: Это повар. Она работает в детской столовой (на кухне в детском саду). Повар варит суп, жарит котлеты, печет вкусные булочки и пироги. (Повар занимается приготовлением блюд). Для работы ему нужна разная посуда больших размеров: кастрюли, сковородки, чашки. Повар должен быть аккуратным, сообразительным, быстрым, чистоплотным и уметь хорошо готовить.
Физминутка
Поиграем с Машенькой.
Заяц мчится, что есть мочи, (изображают бег на месте)
Заяц схорониться хочет. (закрывают лицо ладонями)
То бежит он, то кружит…
(бег на месте, переворачиваются вокруг себя)
Бедный, он всего боится
Где укрыться ото зла.
(руки лодочкой у груди)
От лисицы, от куницы,
(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)
От орлицы и орла, (показывают крылья орла, широко расставив руки)
Он боится даже белки, (показывают ушки белки)
Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)
Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)
Прыгнул белкой и молчок. (показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание)
Мчаться что есть мочи – бежать изо всех сил, очень быстро.
Схорониться – спрятаться.
- А теперь, ребята, послушайте, как я произнесу слово ВЕСЫ.
ВЕ – СЫ.
Я его произнесла сразу полностью?
- Верно, я сначала сказала первую часть слова, а потом вторую. Любое слово можно разделить на части.
Также как и яблоко, апельсин. На сколько частей можно их разделить? На две, три и т.д.
Внимательно послушайте, как я буду произносить слова не сразу, а по частям:
Ры-ба, ша-ры, му-ха, стре-ко-за
Давайте поучимся произносить слова по частям. Для этого поднесем тыльную сторону руки к подбородку. Сколько раз ваша рука при произнесении слова коснется подбородка, столько слогов в слове.
На наборном полотне картинки:
Ваза, корова, телевизор
Дети делят слова на слоги
- Вам было трудно делить слова на части?
ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ С Л О Г
- Те части, на которые мы делим слово и называются слог.
- Давайте разберем слово каша на слоги.
Повторите его, поднеся ладонь к подбородку.
Сколько частей или слогов в этом слове?
Сколько раз рука коснулась подбородка? (В этом слове две части или два слога, рука коснулась подбородка два раза).
Первый слог ка, второй – ша.
А теперь попробуем составить схему этого слова.
Длинная полоска – это все слово
Ребята, а вот Машенька тоже кое что знает. Послушайте:
- Послушайте, ребята, какие слова знает Машенька: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)
- Вы разве не знаете этих слов? (Нет)
- давайте скажем их правильно Машеньке: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)
- Машенька неправильно поставила ударение. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА.
- Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:
УДАРНЫЙ СЛОГ, УДАРНЫЙ СЛОГ –
ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…
ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,
ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!
И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,
И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!
(А. Шибаев)
Определение ударного слога в словах.
- Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.
Ударный слог обозначается черточкой.
Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.
Пальчиковая гимнастика
Повар
Повар готовил обед., (приседают, ребром ладоней бьют по полу)
А тут отключили свет. (имитируют отключение света правой рукой)
Повар леща берет (загибают большие пальцы на обеих руках)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья (загибают указательные пальцы)
В печку кладет варенье. (загибают средние пальцы)
Мешает суп кочережкой (загибают безымянные пальцы)
Угли бьет поварешкой (загибают мизинцы)
Сахар сыплет в бульон (изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он. (опускают руки, пожимают плечами)
Дети становятся в круг для подведения итога занятия «Что нового и интересного мы узнали на занятии? »
В заключение занятия педагог читает детям стихотворение.
- Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны
И актуальны, и важны.
И вы скорее подрастайте
Профессией овладевайте
Старайтесь в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Вам понравилось занятие? Что вам больше запомнилось?
Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны. Мы выполнили все задания. Все молодцы!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Как много в мире есть профессий»
Цель:
- Познакомить детей со словом «профессия» и его происхождением. Познакомиться с новыми современными профессиями и необходимости их возникновения в современном мире. Закрепить знания детей об известных им профессиях. Учить подбирать слова действия к той или иной профессии, напомнить детям слово-синоним к слову «профессия» (ремесло). Развитие связной речи. Составление предложений со словами потому что.
- Познакомить детей со слоговым составом слова. Обратить внимание детей, что слова делятся на части - состоят из слогов. Ударный слог. Подготовка руки к письму.
- Воспитывать уважение к профессиональной трудовой деятельности.
Оборудование и материалы: Н.С. Жукова Пропись 1 стр. 5, предметные картинки, Профессии, фишки, схема – план для составления рассказов, схемы профессий, картинки: Ваза, корова, телевизор, металлофон с молоточком.
Предварительная работа: рассматиривание иллюстраций о профессиях, ПРОСМОТР ДИАФИЛЬМА «Чем пахнут ремесла?»
Ход занятия.
- Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами поговорить на очень интересную тему. А какую, вы должны догадаться сами, в чем поможет вам Машенька, которая принесла вам загадки.
Использование предметных картинок «Профессии» и загадок к ним
- Вы догадались, о чем пойдет речь? Ответы детей.
- Правильно, о профессиях. А как вы думаете, что означает слово «Профессия»? Ответы детей.
- Ребята, слово «профессия» пришло к нам из латинского языка «professio». И означает оно «публичное выступление». С древних времен этим словом называли род занятий, которыми занимался человек и посвящал этим занятиям себя. Но профессия требует специальной подготовки, специального обучения, чтобы человек смог потом работать по профессии и зарабатывать себе деньги на жизнь.
- А кем бы вы хотели стать и какую профессию получить? Беседа с детьми о будущей их профессии.
- Чтобы вы достигли своих мечтаний, вам необходимо учиться. Сначала в детском саду, затем в школе, а потом закончить ВУЗ (логопед расшифровывает) и освоить вашу профессию.
Многие профессии перешли к нам из прошлого.
В Прошлое время | В Настоящее время |
Псарь- слуга, ухаживающий за охотничьими собаками и участвующий в охоте при царе | Кинолог - специалист по разведению, содержанию и дрессировке собак |
Писчий | Секретарь |
Глашатые - (устаревшее), человек, объявлявший что-либо всенародно; вестник. | Радиоведущие |
Лекарь | Врач |
Цирюльник | Парикмахер |
Счетовод | Бухгалтер |
Ростовщик | Банкир |
А теперь попробуем образовать название профессий по их действиям.
Дети отвечают, как называются профессии по действиям
Образуй профессию.
Доит коров - Доярка
Кладет печь - Печник
Строит дом - Строитель
Варит сталь - Сталевар
Кует железо – Кузнец
Учит детей – учитель,
Воспитывает детей – воспитатель
Охраняет помещение – охранник
Продает продукты – продавец
Лес рубит – лесоруб
Рыбу ловит - рыболов
Водит машину – водитель (дети получают фишки)
- А теперь, ребята, назовите, пожалуйста, профессии, которые есть у нас в детском саду
«Профессии детского сада» (Дети получают фишки, которые подсчитываются в конце занятия)
- Молодцы, а вы знаете, ребята, как слово профессия можно сказать по-другому? Ремесло.
- Сейчас мы с вами попытаемся создать свои рассказы о профессиях по алгоритму – плану.
Дети подходят к доске. Рассматривают две картинки профессий женщин. Логопед дает схему.
- Вам поможет вот эта схема.
- Кто это?
- Где работает?
- Что делает?
- Что нужно для работы?
- Нужна ли эта профессия?
- Каким должен быть человек этой профессии?
Например: Это повар. Она работает в детской столовой (на кухне в детском саду). Повар варит суп, жарит котлеты, печет вкусные булочки и пироги. (Повар занимается приготовлением блюд). Для работы ему нужна разная посуда больших размеров: кастрюли, сковородки, чашки. Повар должен быть аккуратным, сообразительным, быстрым, чистоплотным и уметь хорошо готовить.
Физминутка
Поиграем с Машенькой.
Заяц мчится, что есть мочи, (изображают бег на месте)
Заяц схорониться хочет. (закрывают лицо ладонями)
То бежит он, то кружит…
(бег на месте, переворачиваются вокруг себя)
Бедный, он всего боится
Где укрыться ото зла.
(руки лодочкой у груди)
От лисицы, от куницы,
(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)
От орлицы и орла, (показывают крылья орла, широко расставив руки)
Он боится даже белки, (показывают ушки белки)
Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)
Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)
Прыгнул белкой и молчок. (показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание)
Мчаться что есть мочи – бежать изо всех сил, очень быстро.
Схорониться – спрятаться.
- А теперь, ребята, послушайте, как я произнесу слово ВЕСЫ.
ВЕ – СЫ.
Я его произнесла сразу полностью?
- Верно, я сначала сказала первую часть слова, а потом вторую. Любое слово можно разделить на части.
Также как и яблоко, апельсин. На сколько частей можно их разделить? На две, три и т.д.
Внимательно послушайте, как я буду произносить слова не сразу, а по частям:
Ры-ба, ша-ры, му-ха, стре-ко-за
Давайте поучимся произносить слова по частям. Для этого поднесем тыльную сторону руки к подбородку. Сколько раз ваша рука при произнесении слова коснется подбородка, столько слогов в слове.
На наборном полотне картинки:
Ваза, корова, телевизор
Дети делят слова на слоги
- Вам было трудно делить слова на части?
ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ С Л О Г
- Те части, на которые мы делим слово и называются слог.
- Давайте разберем слово каша на слоги.
Повторите его, поднеся ладонь к подбородку.
Сколько частей или слогов в этом слове?
Сколько раз рука коснулась подбородка? (В этом слове две части или два слога, рука коснулась подбородка два раза).
Первый слог ка, второй – ша.
А теперь попробуем составить схему этого слова.
Длинная полоска – это все слово
Ребята, а вот Машенька тоже кое что знает. Послушайте:
- Послушайте, ребята, какие слова знает Машенька: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)
- Вы разве не знаете этих слов? (Нет)
- давайте скажем их правильно Машеньке: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)
- Машенька неправильно поставила ударение. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА.
- Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:
УДАРНЫЙ СЛОГ, УДАРНЫЙ СЛОГ –
ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…
ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,
ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!
И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,
И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!
(А. Шибаев)
Определение ударного слога в словах.
- Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.
Ударный слог обозначается черточкой.
Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.
Пальчиковая гимнастика
Повар
Повар готовил обед., (приседают, ребром ладоней бьют по полу)
А тут отключили свет. (имитируют отключение света правой рукой)
Повар леща берет (загибают большие пальцы на обеих руках)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья (загибают указательные пальцы)
В печку кладет варенье. (загибают средние пальцы)
Мешает суп кочережкой (загибают безымянные пальцы)
Угли бьет поварешкой (загибают мизинцы)
Сахар сыплет в бульон (изображают, как сыплют сахар)
И очень доволен он. (опускают руки, пожимают плечами)
Дети становятся в круг для подведения итога занятия «Что нового и интересного мы узнали на занятии? »
В заключение занятия педагог читает детям стихотворение.
- Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны
И актуальны, и важны.
И вы скорее подрастайте
Профессией овладевайте
Старайтесь в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Вам понравилось занятие? Что вам больше запомнилось?
Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны. Мы выполнили все задания. Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»
Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на закрепление знания об изученных звуках, о правилах составления звуковых моделей слов, умение состав...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»
Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»
Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»
Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
Цели:· Уточнить артикуляцию звука [ы];· Упражнять детей в образовании существительных мно...