НОД "Звукоград"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. По разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukograd.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.
По разделу «Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»
Тема: «Путешествие в Звукоград»
Цель: подготовка к грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать обучать детей проводить звуковой анализ слов: различать твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные звуки.
- З акреплять беззвучную артикуляцию гласных звуков.
- Учить вычленять ударный гласный звук.
Развивающие:
- Развивать у детей фонематический слух (совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком); способность к наглядному моделированию.
Воспитывающие:
- Воспитывать навыки сотрудничества: согласовывать и соподчинять свои действия со сверстниками.
Оборудование и материал: паровоз с тремя вагончиками; картины - схемы: «лиса», «мишка», «лось»; указка; фишки красного, зелёного, черного и синего цвета, фишки для игры.
Ход НОД
1. Дети приветствуют гостей.
-Ребята, вы любите путешествовать?
-А вы хотели бы побывать в сказочном городе Звукограде?
-На чём же нам можно туда поехать?
Ребята, а в сказках, на чём можно путешествовать? А вот и ковёр - самолёт!
-Садитесь, ребята поудобнее, отправляемся в Звукоград.
-Как вы думаете, кто живёт в Звукограде?
(звуки)
-Какие бывают звуки?
(гласные)
-Какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых нам во рту ничего не мешает, называются гласными), воздух свободно выходит изо рта.
-Ребята, назовите гласные звуки. (А,0, У,Э, Ы,И).
-Сколько всего гласных звуков? (шесть).
-Какие ещё бывают звуки? (согласные).
-Какие звуки называются согласными? (звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык, называются согласными).
-Согласные звуки, на какие делятся? (на твёрдые и мягкие согласные звуки).
-Назовите мягкие согласные звуки (рь, въ, нь, пь, кь и т.д.)
-Назовите твёрдые согласные звуки (р, в, н, к, )
-Молодцы, ребята, знаете вы, какие звуки живут в Звукограде.
-Но в Звукоград, можно попасть только после того, как вы отгадаете друг у друга загадки. Загадки будем загадывать только про гласные звуки.
-Один из вас будет показывать только ртом звук, голосок будет у него выключен, а вы будете отгадывать этот звук.
2. Молодцы, ребята, вы все загадки друг у друга отгадали. Поэтому мы с вами очутились в Звукограде.
-Ребята, животные из сказочного города так же, как и вы, любят путешествовать.
-У них даже есть свой паровоз с вагончиками.
-Ребята, какой документ нужен, чтобы можно было поехать в путешествие? (паспорт, билет)
-Сегодня в путешествие хотят отправиться звуки из слова «мишка» Но у них нет билетов.
-Ребята, давайте поможем звукам купить фишки - билеты.
-Как вы думаете, звукам нужен билет одинакового цвета? (нет).
-Кто хочет отгадать первый звук в слове? (мь)
-Билет, какого цвета ты купишь этому звуку? (зелёного).
- Почему ты так думаешь? (потому что звук мь мягкий согласный звук)
-Какой второй звук в слове «мишка», (и)
-Билет, какого цвета подойдёт этому звуку?.
-Все согласны?
-Какой третий звук? (ш)
-Билет, какого цвета ты купишь этому звуку? (синего)
- Все согласны?
-Кто хочет купить билет для четвёртого звука?
-Какого цвета?
-Почему синего?
- Кто отгадает пятый звук?
-звук «а» гласный.
-Ребята, сколько звуков в слове «мишка»?
-А сколько слогов? (два слога).
-Почему ты так думаешь? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
-Давайте определим ударный гласный звук.
-Молодцы, ребята, мишка говорит вам спасибо, помогли вы купить билеты для его звуков нужного цвета.
3. - Но ему скучно одному путешествовать. У него есть друзья: лиса и лось.
-Ребята, давайте поможем с вами звукам и этих слов приобрести фишки - билеты нужного цвета.
-А то их без билетов не пустят в вагон.
-Для этих звуков вы самостоятельно разложите билеты.
-Для этого вам нужно поделиться на две команды: по желанию.
-Одна команда поможет купить билеты для звуков слова «лиса», другая - для слова « лось»
-Не забывайте, что работать нужно дружно, каждая подгруппа выполняет одно общее дело.
- Давайте, ребята, проверим, походят ли фишки билеты для лисы и лося.
-Все билеты нужного цвета?
-Катя, посади лося в вагон, а Лева посади лису.
-Теперь лиса и лось тоже смогут путешествовать и мишке не скучно
будет одному.
-Молодцы, ребята, вы помогли купить звукам билеты нужного цвета.
-Мишка, лиса и лось говорят вам спасибо.
4. - А нам пора возвращаться в детский сад.
Ковёр-самолёт нас уже ждёт.
-Чтобы дорога не казалась долгой, давайте поиграем.
Игра «Назови слова со звуком «с» и «сь»
(В конце игры определим победителя)
Вот и закончилось наше путешествие в Звукоград.
-Ребята, где мы с вами были?
-Что мы там делали?
-Кому помогали?
-Как помогали?
-Что вам больше всего понравилось?
-Что вам было трудно?
-О чём бы вы хотели рассказать дома?