Мастер-класс для педагогов на тему «Знакомимся с филвордом»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov_filvordy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 Выборгского района г.Санкт-Петербург

Мастер-класс для педагогов

на тему

«Знакомимся с филвордом»

Клара Рауфовна Серкунова                                                                                                                                                                                                     учитель-логопед

высшей квалификационной категории                                                                                            

                                                                                             

2023 г.

Цель:

Познакомить педагогов с одной из форм обучения детей звуковому анализу и синтезу – составлением кроссвордов, филвордов, вызвать интерес  к совместной с детьми деятельности.

Задачи:

1. Совершенствование мастерства педагогов  в речевом развитии, систематизация знаний в данной области.

2. Обогащение лексического словаря детей через составление филвордов.

3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей.

4. Формирование и развитие внимания, сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости детей.

5. Повышение эрудиции детей, развитие пространственного видения и зрительной памяти, умения вычленить нужную часть из общей картины.

Оборудование: Презентация, ноутбук,  сборник «Волшебные лабиринты», памятки, индивидуальные листы с филвордами, цветные фломастеры.

Вступительное слово учителя-логопеда

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык

Я онемею.

Утратив русский, –

Стану я глухой.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Теоретическая часть

 

.

       Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

  1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.

     2. Способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

  1.  Только при четком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии

           Особый интерес у детей вызывают  задания, в которых «собираются рассыпанные» звуки или наоборот, их «рассыпают». Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме.

Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях.

Обучение элементам грамоты – это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  1. знакомство с буквой, которая обозначает изучаемый звук;
  2. обучение чтению буквы, а так же слога и слова с ней;
  3. обучение написанию печатным шрифтом буквы, а так же слога и слова с ней.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются.

        Наряду с использованием различных приемов обучению грамоте я рекомендую составление волшебных лабиринтов (филвордов).

      На завершающих  этапах по обучению грамоте я предлагаю детям разгадывать филворды и самим таковые составлять. Эта форма работы нравится детям, они успешно справляются с составлением филвордов, решая при этом звуко-буквенный анализ. Среди головоломок со словами популярны различные кроссворды, их видов существует множество, специалисты насчитывают несколько десятков видов кроссвордов. Филворды как раз и являются разновидностью кроссвордов, причем кардинально отличаются от классических кроссвордов. 
Главное отличие филфордов в том, что ответы надо не вписывать в сетку кроссворда, а их в этой сетке находить и вычеркивать Филворд - это такая словесная головоломка, в которой ответы уже даны в сетке - надо их там только найти. Филворды могут быть любой сложности, могут быть и тематическими. Обзавелись филворды и своими разновидностями, усложненным вариантом такой головоломки является кроссворд «Шахматный конь», где слова надо искать по правилу хода шахматного коня. Существуют и другие разновидности филвордов.

По принципу филворда разгадываются и некоторые другие головоломки, в том числе английские кроссворды. Разница между ними лишь в способе вычеркивания слова.
В английском кроссворде слова идут в разных направлениях, диагональном в том числе, и могут пересекаться, то есть буквы могут входить в состав нескольких слов, что усложняет головоломку, поскольку вариантов слов больше и находить их трудней, особенно если затруднительно угадать слово по его определению. Иногда для таких кроссвордов приводят не определения к словам, а сами слова.
Венгерские кроссворды часто используются в качестве головоломок для детей, где вместо определений используются ребусы или иллюстрации. 
Иногда для облегчения разгадывания филвордов бывает показана соединенная цепочка букв, составляющая одно из слов, которое служит своеобразным ориентиром при разгадывании головоломки.
          Филворды не только расширяют словарный запас и эрудицию, но и развивают внимательность, пространственное видение, умение вычленить нужную часть из общей картины и развивают зрительную память.

Слова-ответы нужно найти среди букв и вычеркнуть. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибки, найти правильный ответ.

Как составить лабиринт?

Этапы работы над составлением волшебного лабиринта:

1.Определите тему, затем  соответствующие теме слова, из  которых будет составлен волшебный лабиринт.

2.Сформулируйте  вопросы к заданиям, по которым данное слово будет угадываться.

3.Разложите заданное слово на звуки и соответствующие им буквы.

4.Объясните детям, что слова в лабиринте следует писать слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

5.Запишите  задуманные слова  в таблицу.

6.В свободные  клетки можно записать любые буквы для зашумления.

Внимание! По вашему усмотрению одна и та же буква может быть так же частью другого слова.

Прежде чем научить ребенка разгадывать филворд, необходимо детей научить составлять кроссворд.

Предлагаю вашему вниманию

  1. составить кроссворд
  2. разгадать филворд.

Задание 1: Впишите в кроссворд слова, которые начинаются со звука С.

Задание 2: Впишите  в кроссворд слова, которые заканчиваются  на звук С.

Задание 3: Впишите  в кроссворд слова, которые имеют звук С в середине слова.

Предлагаю  различные типы филвордов:

Задание 4: Соберите слово, показывая стрелками путь от буквы к букве, подбирая рифму к отгадке задуманного слова.

Задание 5: Определяем тему и отгадываем филворд с помощью загадок:

- Тот цветок давно в Россию

Завезён из дальних стран.

Алый, стройный и красивый,

Называется ...(тюльпан)

- На проталинках лесных

Видим цветики весны:

Беленькие, нежные

Первые...(подснежники)

- Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (ландыши)

- Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (колокольчик)

- Все знакомы с нами: 
Яркие, как пламя, 
Мы однофамильцы 
С мелкими гвоздями. 
Полюбуйтесь дикими 
Алыми ...(гвоздиками)

Задание 6: Отгадываем филворд с помощью вопросов.

Что за животные спрятались в филворде? Сначала тебе надо отгадать  о ком идет речь (в скобках указано количество букв в каждом слове)  а затем  найти  его в скоплении букв. Если все сделаешь правильно, то из оставшихся букв получится название еще одного животного.

1. В народе его зовут Михайло Потапыч (7).

2. Ушастый персонаж мультфильма «Ну, погоди!» (4).

3. Рыжая хитрюга (4).

4. Серый … - зубами щёлк! (4).

5. Животное, названное Буренкой (6).

6. Грязнуля с пятачком (6).

7. Зверек – любитель постирать (4).

8. Идет … рогатая за малыми ребятами (4).

9. Лучший друг на привязи (6).

10. Лесной великан, родственный оленю (4).

11. Мурлыкающая гроза мышек (5).

12. Этот трудяга стал символом упрямства (4).

 Задание 7: Следующий филворд для детей, не умеющих читать. Такой филворд с названием сладостей на картинке поможет детям спроецировать буквы с картинки в таблицу. Установка детям: накрой праздничный стол, найди название 14 сладостей. Слово торт мы уже нашли.

Задание 8: Усложненный.  Найдите слово, которого нет в филворде. Для этого в квадрате найди названия 7 молочных продуктов. Вычеркнув все слова, ты найдешь еще одно. Цель: Обогащаем словарь по теме: Молочные продукты.

(СЛИВКИ, ТВОРОГ, ПРОСТОКВАША, МОЛОКО, СМЕТАНА, РЯЖЕНКА, ЙОГУРТ, КЕФИР)

Задание 9: Впиши в таблицу имена сказочных персонажей, глядя на картинку.

Задание 10: Найдите все слова  в  лабиринте Тематический филворд «Времена года». Предлагаю вашему вниманию вопросы по темам «Осень, Зима». Составляя вопросы и подводя детей к ответам, мы развиваем интеллект наших детей. Прошу Вас, уважаемые родители, составить по аналогии кроссворды по темам «Весна, Лето» или филворды. Это зависит от подготовки ваших детей.

 Практическая деятельность родителей.

Презентация сборника «Волшебные лабиринты»

Задание 11: Рефлексия

Педагоги  по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую в своей практике…

меня удивило…

мастер-класс дал мне …

мне захотелось применить в работе с детьми…

(можно провести в виде письменных вопросов и ответов для мониторинга)

 Учитель-логопед Серкунова К.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...