Картотека игр по обучению грамоте в ДОО
картотека по обучению грамоте

Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_obucheniyu_gramote.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы

1.Дидактическая игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и

обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки

жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и

цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По

инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате,

изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети

останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со

своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А»,

ребенок произносит слог «Жа».

2.Дидактическая игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете

заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову

начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош

– ка, гла – за) .

3.Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза.

Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ

ребенок получает фишку.

4. Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных

тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово

и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает

книгу. Книга лежит на столе.

5.Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный

(согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении

гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук

гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд,

который больше придумал слов.

6.Дидактическая игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит

фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную

память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям

предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон».

Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок

сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье

название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика

изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

7.Дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей

определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество

звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий

количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

8.Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять

способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой

интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают

карточку с нужным знаком.

9.Дидактическая игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать

твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны

разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки

такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого

ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом

слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы,

первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку

под верхний ряд.

10.Дидактическая игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова

и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то

поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф],

[ш], [щ'].

Игра 11. «Буквенный светофор»

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву;

развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

Материал: не требуется.

Ход игры. Выбирается водящий ( «светофор»), он становится в центре

площадки и называет любую букву. Остальные дети называют слова на

заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые

не нашли слов, пытаются пере-бежать на другую сторону, а «светофор»

ловит их. Пойманный последним становится на место водящего

12 Игра «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память,

мышление, воображение, выразительность имитационных движений.

Материал: не требуется.

Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий

( «покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети

ведут хоровод со словами: Дзынь-дзынь-дзынь, Открываем магазин.

Заходите, заходите, Покупайте, что хотите. Покупатель говорит, например:

«Хочу купить предметы на букву Р». Дети говорят слова на заданный звук и

изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

13. Игра «Слова-друзья»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на

заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба —

рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После

чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого

название картинки совпадает по начальному звуку.

14.Игра «Имена»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на

заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя

и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например,

воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте

В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека заданий по обучению грамоте

Материал для подготовки руки к письму, развитию навыков звукового и буквенного анализа и синтеза...

Картотека игр по обучению грамоте

Дидактические игры для детей....

Картотека игр по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

 Картотека игр по обучению грамоте "ПОИГРАЕМ С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ".                               ...

Материал по развитию речи "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)

Материал по развитию речи на тему "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)...

Картотека заданий по обучению грамоте

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических прадставлений, нывыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....