Инновационный проект "Чтение с увлечением"
проект по обучению грамоте (средняя группа)

Калинина Елена Федоровна

Проект разработан согласно программе "Вдохновение" для средней, старшей, подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационный проект23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

 «Чтение с увлечением с 5 лет»

С.Красная Звезда

Разработали: Калинина Е.Ф., Уфимцева Л.А.

Цель проекта :

Решать задачи по познавательному и речевому развитию для детей, согласно программы «Вдохновение»:

Вызвать интерес к чтению и желание научиться читать, уточнить и расширить знания детей о буквах.

Участники проекта :

Дети  группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в аргументации сказанного. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Ведь научить читать и понимать книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Срок реализации:

Сентябрь 2022 г. – май 2025 г.

Тип проекта:

Долгосрочный, инновационный

практико-ориентированный, групповой.

Краткое содержание проекта.

• Сбор информации об истории развития письменности.

• Ознакомление с литературными произведениями по теме проекта.

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о буквах, о чтении.

• Изготовление детьми дидактических игр и участие в них.

• Привлечение родителей к созданию пособий по теме проекта, подбору стихов, загадок.

Возрастная группа : средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.

Форма проведениягрупповая.

Ожидаемые результаты.

• Повышение у детей интереса к чтению, ознакомление с буквами, запоминание их.

• Изготовление игр для изучения букв и использование их детьми в свободной деятельности

• Овладение детьми слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов, предложений.

 Решение задач по индивидуальным картам развития детей

Для родителей:

. Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах по обучению детей грамоте.

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

Для педагогов:

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

•Решение задач по познавательному и речевому развитию, согласно карт индивидуального развития ребенка

Задачи проекта.

Р26 – узнавать первый звук в слове (4,5-5,5 лет)

Р27 – Различать звуки в словах (5,5-6 лет)

Р28 – делить слова на слоги (5,5-7 лет)

Р29 – Подбирать рифмы к словам (5,5-7 лет)

Р36 – пытаться читать (5 – 7 лет)

Р39 – Проявлять интерес к буквам,различать начертания некоторых букв (3-4 года)

Р40 – Пытаться писать буквы (3,5-5 лет)

Р43 – Знать написание отдельных слов (своего имени, название некоторых предметов) (4,5 -6 лет)

Р44 – уметь писать слова и короткие предложения (5-7 лет)

• Уточнить графический образ букв, закреплять умение соотносить понятия “звук, буква”.

• Способствовать овладению чтением слогов, слов.

• Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.

• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

• Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

• Упражнять в работе с ножницами при вырезывании букв из картона.

• Совершенствовать умения работы с карандашами при письме букв.

• Развивать пространственное восприятие при рассматривании расположения элементов букв.

Познакомить детей с стихами, рассказами о буквах.

• Способствовать формированию грамотной речи, обогатить лексику образными словами, выражениями.

•Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества).

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

1. Консультации для родителей

2. Изучение методической литературы

3. Обогащение развивающей среды:

в книжный центр – Изготовление адаптированных книжек, книжек – самоделок, наглядный материал по буквам

в речевой центр – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; лото, игры-ходилки и т.п.

в ИЗО – раскраски с изображением контуров букв, трафареты с буквами, материалы для творческих работ для изготовления букв; типография, и т.п.

4. Подбор и изготовление атрибутов к играм.

Изготовление выставок детских работ по проекту.

План реализации проекта.

1 этап Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью выяснения уровня их знаний о букве

2. Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

3. Работа с родителями

Привлечение родителей к сбору информации о буквах. Изготовление букв из различного материала.

4. Подготовка материала для изготовления игр.

Практический этап.

Разработка перспективного планирования занятий по обучению грамоте для детей начиная со средней группы и их проведение.

Изготовление игр и участие в них:

“Составь букву из элементов”(из палочек, спичек, тесемки, шерстяной нитки, на бумаге,

“Подбери букву

«Нарисуй букву по трафарету»

«Соотнеси букву по контуру»

“Сравни буквы”,

“Составь слова из букв (Бабочки, ромашки, кубики, Лего)

”, “Помоги Буратино научиться читать”,

«Помоги букве найти свой дом»

“Похожие буквы”, “Бабочки”,

“Буквенное лото

“Найди и обведи”,

«Оживи букву».

Уточнять, расширять, закреплять знание детьми букв, формировать, развивать умения и навыки чтения слогов, слов.

Составление описательных рассказов о буквах. Упражнять в составлении рассказов о буквах, обобщать представления о зрительном образе буквы.

Аппликация “Буквенное поле” (объемная аппликация из крупы). Закреплять знание букв.

Изготовление букв из разного материала. Развивать умения изготовления букв из разного материала.

Изготовление букв из разного материала. Развивать умения изготовления букв из разного материала.

Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. Развивать ориентировку на листе бумаги.

Изготовление касс букв, составление и чтение слогов, слов. Способствовать овладению чтением слогов, слов.

Рисование “На что похожа буква?”. Обобщение зрительного образа букв.

Составление и чтение слогов, слов с помощью кубиков с наклеенными на них буквами. Использовать игровые приемы для овладения чтением.

Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. Упражнять в чтении слов.

Выкладывание букв из шерстяных ниток на бархатной бумаге. Развивать навыки конструирования букв.

Письмо букв, слогов, слов “волшебными палочками” на песке, на манке. Использовать элементы песочной терапии при знакомстве с буквами.

Читающие дети читают адаптированные тексты для малышей. Автоматизировать умения чтения.

Развлечение “Занимательные буквы”.

Драмматизация сказки «Д Самойлова «Как слоненок пошел учиться» Обобщить знания детей о буквах, применять полученные знания в различных играх, развивать познавательную активность.

Презентационный этап.

Презентация проекта. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные увлечения современных дошкольников

Данная статья содержит материал для музыкальных руководителей, родителей, методистов ДОУ по музыкальным увлечениям современных дошкольников....

Обучение с увлечением

Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...

Увлечения семьи Петровых

Семья нашего воспитанника - Володи Петрова - участвовала в конкурсе "Успешная семья 2012", представляя наше дошкольное учреждение. В семье двое детей, старшая - Юля - тоже выпускница нашего детского с...

"От умения - к увлечению" (автор: Ренёва Е.Н.)

В статье даны рекомендации, как организвать досуг ребёнка интерсно и увлекательно. Складывание из бумаги - дело непростое, требующее много терпения и усидчивости. Именно эти качества и необходимо восп...

Наши увлечения

На этих фотографиях вы можете увидеть коллективные работы детей старшей логопедической группы...

Конспект открытого занятия по плаванию в подготовительной группе, рамках реализации регионального инновационного проекта «Образовательная паутина Лабытнанги +» (подпроект «Сотрудничество: от увлечения к профессии») «Морские приключения»

Тема: Закрепление техники выполнения скольжения на груди с работой ног способом кроль.Задачи:1.Закреплять умения лежать и скользить на воде, ориентироваться под водой, плавать с плавательной доской пр...