Консультация "Звуковой анализ слова"
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Дети с тяжелым нарушением речи испытывают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Это может быть выражено в затруднении выделении звука из ряда звуков, слогов, слов, в определении первого или последнего звука в слове. Вы познакомитесь с этапами работы по формированию навыков звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zvukovoy_analiz_slov.docx | 297.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Андреева Ирина Анатольевна
учитель-логопед
Консультация «Звуковой анализ слова»
У большинства детей после 5 лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
Дети с тяжелым нарушением речи испытывают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Это может быть выражено в затруднении выделении звука из ряда звуков, слогов, слов, определение первого или последнего звука в слове. У ребенка с нарушением речи такие задания вызывают нерешительность, не понимание задания, а иногда и отказ от его выполнения.
Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально.
В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Этапы работы по формированию навыков
звукового анализа
При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:
- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука,
- определение последнего звука,
- установление места звука (начало, середина, конец слова),
- полный звуковой анализ.
Не забывайте:
- 1. Звук – мы слышим и произносим.
- 2. Звуки бывают гласными и согласными.
- 3. Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Гласные звуки обозначаем красным цветом.
- Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими. Обозначаются твердые звуки – синим цветом, мягкие звуки – зеленым цветом.
Игры для овладения звуковым анализом
" Дружные звуки "
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Ход игры:
Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.
Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы и т.д.
«Спой начало»
Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.
Ход игры.
Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.
Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.
«Назови конец»
Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.
Ход игры. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.
Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).
«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.
«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры. Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [У].
Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации.
Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход игры. Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Звук [О].
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].
«Поезд»
Цель. Определение позиции звука в слове.
Ход игры. Взрослый показывает поезд и предлагает картинки отправить в путешествие. Но для этого нужно определить, где слышим звук [А] в слове ааапельсин и положить картинку в соответствующий вагон. Если слышишь звук в начале слова – положи картинку в первый вагон, если в конце – в последний, если в середине – положи картинку в середину.
Рекомендации. Показать и закрепить, где у поезда начало, где конец, а где середина.
«Звуковая линейка»
Цель: учить определять место звука [И] в словах.
Ход игры. Назови картинки, определи, где слышим звук [и] в словах (в начале, в середине, в конце). Соедини картинки со схемой слова.
«Звуковой анализ слова».
Цель: учить выполнять звуковой анализ и синтез слова «шуба».
Ход игры. Выполни звуковой анализ слово «шуба» фишками.
Назови первый звук в слове шуба. Определи, какой он? Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем синей фишкой.
Назови второй звук. Звук [у] - гласный, обозначаем красной фишкой.
Назови следующий звук. Звук [б] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Назови последний звук . Звук [а]- гласный, обозначаем красной фишкой.
Источники.
- https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/02/kartoteka_rechevyh_igr_po_teme_obuchenie_detey_zvuko-slogovomu_analizu.docx
- https://cf3.pptonline.org/files3/slide/y/ytqgnkuX7D9w0GzeIAV1FdhjvT6YWK8rsSxMlH/slide-4.jpg
- https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03c4/000051e3-7ba6753a/img10.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».
Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...