Консультация "Звуковой анализ слова"
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Дети с тяжелым нарушением речи  испытывают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Это может быть выражено в затруднении выделении звука из ряда звуков, слогов, слов, в определении  первого или последнего  звука в слове. Вы познакомитесь с этапами работы по формированию навыков звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zvukovoy_analiz_slov.docx297.51 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Андреева Ирина Анатольевна

                                                                                                                 учитель-логопед

 Консультация «Звуковой анализ слова»

У большинства детей после 5 лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

Дети с тяжелым нарушением речи испытывают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.  Это может быть выражено в затруднении выделении звука из ряда звуков, слогов, слов, определение первого или последнего звука в слове.  У ребенка с нарушением речи  такие задания  вызывают нерешительность, не понимание задания, а иногда и отказ от его выполнения.

Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально.

 В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова,  но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. 

Этапы работы по формированию навыков

звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова, то есть определение  наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука,
  • определение последнего звука,
  • установление места звука (начало, середина, конец слова),
  • полный звуковой анализ.

Не забывайте:

  • 1. Звук – мы слышим и произносим.
  • 2. Звуки бывают гласными и согласными.
  • 3. Буквы мы видим, пишем и читаем.
  •     Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

  •     Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Согласные звуки могут быть звонкими или глухими, твердыми или мягкими. Обозначаются  твердые звуки – синим цветом, мягкие звуки – зеленым цветом.

Игры для овладения звуковым анализом

" Дружные звуки " 
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией. 
Ход игры: 
Взрослый      создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им    разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг    без друга.    Помогите    звукам    собраться   вместе.    Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в    том случае,     если звуки будут одинаковые.

 Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы  и т.д. 

«Спой начало»

Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

Ход игры.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук.  Ууулица, ооослик,  аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.

Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.

«Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

Ход игры. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.

Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол,  сооон и др.

«Три слова»
Цель.  Учить ребенка самостоятельно     определять    звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры. Взрослый.    Я назову    три    слова, а   ты назови    звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [
У].
Взрослый. Где ты услышал звук [
У] в слове: в   начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации.

Если ребенок   успешно      выделяет   заданный звук в начале слова,   то       предложите цепочку     из слов,   в   которых звук находится в    конце слова, а    затем    в середине.    Надо помнить, что ребенку легче     выделять    заданный звук   в начале и в конце слова и труднее всего    услышать звук    в   середине слова.   Учитывайте   эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить   ребенка    называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход игры. Взрослый. Посмотри   на картинки, назови  их  (например: ослик, окунь,     окна   и    т.д.).   С     какого     звука      начинается    название  каждой картинки?
Ребенок. Звук [
О].
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать   звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

«Поезд»

Цель. Определение позиции звука в слове.

Ход игры. Взрослый показывает поезд и предлагает картинки отправить в путешествие. Но для этого нужно определить, где слышим звук [А] в слове ааапельсин  и положить картинку в соответствующий  вагон.  Если слышишь звук в начале слова – положи картинку  в первый вагон, если в конце – в последний,  если в середине – положи картинку в середину.

Рекомендации. Показать и закрепить,  где у поезда начало, где конец, а где середина.

«Звуковая линейка»

Цель: учить  определять место звука [И] в словах.

Ход игры. Назови картинки, определи, где слышим звук [и] в словах (в начале, в середине, в конце). Соедини картинки со схемой слова.

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/y/ytqgnkuX7D9w0GzeIAV1FdhjvT6YWK8rsSxMlH/slide-4.jpg

«Звуковой анализ слова».

Цель: учить выполнять звуковой анализ и синтез слова «шуба».

Ход игры. Выполни звуковой анализ слово «шуба»  фишками.

Назови первый звук в слове шуба. Определи,  какой он?  Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем синей фишкой.

Назови второй звук. Звук  [у] - гласный, обозначаем красной фишкой.

Назови следующий звук. Звук  [б] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Назови последний звук .  Звук  [а]- гласный, обозначаем красной фишкой.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03c4/000051e3-7ba6753a/img10.jpg

Источники.

  1. https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/02/kartoteka_rechevyh_igr_po_teme_obuchenie_detey_zvuko-slogovomu_analizu.docx
  2. https://cf3.pptonline.org/files3/slide/y/ytqgnkuX7D9w0GzeIAV1FdhjvT6YWK8rsSxMlH/slide-4.jpg
  3. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03c4/000051e3-7ba6753a/img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...