Ознакомление со словесным составом предложения.
картотека по обучению грамоте

Марина Алексеевна Петрова

В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий- картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenieso_slovesnym_smyslom_predlozheniya.docx13.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление со словесным составом предложения.

В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий- картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Приведу несколько примеров.

Составление предложений об игрушке (из 2 слов). На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов. На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле, другая кукла сидит за столом, стол накрыт.

Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит», а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки.  Дети составляют предложения.  Одно из предложений повторяется хором, потом педагог говорит: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении. Воспитатель спрашивает о количестве слов в предложении. Потом задается вопрос о том, какое первое слово, какое второе и что получится если их сказать вместе. Воспитатель подчёркивает, что это предложение, а не слово. Подводя итог занятия, педагог заключает, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов.

Составление предложений по картине (из 3-4 слов).  Используются несложные сюжетные картины. Воспитатель предлагает рассмотреть картину, придумать предложения, состоящие сначала из трех слов.  Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и в разбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов.  С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения воспитатель использует схему. Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом ( черточка за черточкой, полоска за полоской и т.д.).

Речевая игра «Живые слова». Воспитатель вызывает нескольких детей ( в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение). Вот эти дети- будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трёх слов. Дети составляют предложение. Каждому вызванному воспитатель говорит, каким словом он будет (или дети сами выбирают). Затем педагог просит остальных детей поставить слова в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.

Воспитатель вызывает шестерых детей, каждый из них берёт на себя роль одного из шести слов: серая, белая, кошка, мышка, сидит, лежит.  Комбинируя слова, по разному сочетая их, дети смогут составлять разные предложения.

Разные формы наглядности при ознакомлении детей со словесным составом предложения занимают основное место на первых занятиях. В дальнейшем все больше внимания уделяется тому, чтобы дети научились членить предложения на слова и составлять его из слов без опоры на наглядность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - игра "Составь предложение к схеме"

Для детей логопедических групп (ст и подг возраста)...

Дидактическая игра "Составь предложение"

Цель игры :научить детей  определять количество слов в предложении,правильно подбирать глаголы,закреплять знания о том,что в конце предложения ставим точку,развивать связную речь детей.Можно испо...

Авторская дидактическая игра «Подбери слово к картинке, составь предложение»

Цели Чтение, составление предложения из слов, закрепление понятий «Домашние животные», Сказочные герои», воспитание  усидчивости, интереса к игреИгра рассчитана на детей средней, старшей, подгото...

Дидактическая игра «Составь предложение»

Игра рассчитана на детей от5 до 7 лет.Цель: Научить детей составлять предложения с предлогами.Задачи:- Научить понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, и т. д.- Сформировать п...

Таблицы для анализа звукового состава слова и состава предложения: новые варианты традиционной методики

Данный материал является обобщением моего опыта работы по формированию у детей навыков звукового анализа слов. Методика использования таблиц для звукового анализа помогает поддерживать связь полученны...

Дидактическая игра "Составь предложение"

Дидактическая игра поможет детям дошкольного возраста овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать желание говорить правильно...

Составь предложение по схеме

Составь предложение по схеме...