КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ирина Николаевна Бородина

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zadaniy.docx115.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Звук и буква У 

  1. Запомнить: Звук "У" - гласный, потому что воздух не встречает на пути преграды, обозначаем красным цветом. Когда мы произносим звук "У", губы вытянуты вперед трубочкой, задняя часть языка поднята к мягкому нёбу.
  2. Наклеить или нарисовать картинки со звуком "У". Определить место звука в словах (нарисовать схему к каждой картинке).

Например:  УТКА   - звук "У" слышится в начале слова

                     У  тк а

  1. Назвать части тела со звуком "У".

  1. Запомнить: буквы мы  пишем, а звуки  произносим.

  1. Научиться писать букву "У":

    У - заглавная  (пишется высотой в две клеточки),

    у - строчная  (пишется высотой в одну клеточку).

  1. Выучить  стихотворение   про букву  "У":

                   У - сучок.  В  любом  лесу

                     Ты   увидишь   букву У.

Звук и буква И

  1. Запомнить: Звук "И" - гласный, потому что воздух не встречает на пути преграды, обозначаем красным цветом. При произнесении И, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки.
  2. Поднять руку, услышав звук "И": А -У-И-О-У-И-У-А
  3. Наклеить в тетрадь картинки со звуком "И". Определить место звука в каждом слове (нарисовать схему к каждой картинке).
  4. Нарисовать овощи , в названии которых слышится звук "И".
  5. Выполнить звуковой анализ сочетаний:

АИ               ИУ          УИА

Назвать, который по счету звук "И".

  1. Научиться писать букву И:

 И - заглавная (пишется высотой в две клеточки).                    

 и - строчная (пишется высотой в одну клеточку).

  1. Выучить стихотворение про букву И:

На калитку посмотри: чем она не буква И?

Между двух прямых досок одна легла наискосок.

Звук и буква А

  1. Запомнить:

Звук А - гласный, потому что воздух не встречает на пути преграды Когда мы произносим звук "А", губы в спокойном положении, широкий язык лежит внизу ротовой полости.   На схеме обозначаем красным цветом.

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук  "А":

И - У - А - Э - А - У - О - И - А - УА - ИА - АЫ - ОУ - АЭ

  1. Наклеить картинки со звуком "А". Определить место звука в слове (нарисовать схему к каждой картинке).
  2. Определить место звука "А" в словах:

                 АИСТ, УТКА, МАК

  1. Назвать и нарисовать овощи со звуком  "А".

  1. Научиться писать букву А:

              А - заглавная (пишется высотой в две клеточки),

               а - строчная (пишется высотой в одну клеточку).

  1. Выучить:

Всем известна буква А –
Буква очень славная. 
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

Звук и буква О.

  1. Запомнить: Звук "О" - гласный, потому что воздух не встречает на пути преграды, обозначаем красным цветом. Когда мы произносим звук "О", губы округлены и немного вытянуты вперед, зубы закрыты, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу.
  2. Хлопнуть в ладоши, услышав звук "О":

О -И - У - О - А - Э - О -И - О -АО - УИ - ЭО - ОЫ - ИУ                                  

  1. Наклеить картинки со звуком О (Информация для родителей: Звук "О" должен находится в ударной позиции, иначе он превращается в звук "А"). Определить место звука "О" в каждом слове (нарисовать схемы).
  2. Определить место звук "О" в словах:

Обувь, дом, пальто, кот, окна, яйцо. (нарисовать схемы)

  1. Вспомнить деревья, в названии которых слышится звук "О".
  2. Научиться писать букву О: заглавную и строчную.
  3. Выучить стихотворение про букву О:

               Посмотри на колесо -

                И увидишь букву О.

  1. Написать под диктовку:

    АО     ОУ      ИО      ОА     ОИ     АУО   УОИ

Звук и буква Э

  1. Запомнить: Звук "Э" - гласный звук, потому что воздух не встречает во рту никакой преграды, звук можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим звук "Э", губы  в улыбке, кончик языка касается нижних резцов, спинка языка приподнята. На схеме обозначаем красным цветом.

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук "Э":

И-Э-А-УА-ЭИ-ОЭ-ЭТО-УТКА-ЭХО-МУХА-ЭММА-ЭДИК

  1. Подобрать и наклеить картинки со звуком "Э". Нарисовать схему каждого слова.

  1. Определить позицию звука "Э" (начало, середина, конец) в словах, ,нарисовав схемы: ЭММА  ЭЛЬФ  ПОЭТ  ГАЛИФЕ   ДУЭТ   ЭТИКЕТКА   ЭДУАРД   ЭХО
  2. Послушать, сколько звуков, назвать первый, второй, третий:  АУ     ЭИ     АОЭ    ИЭА     ЭОУ
  3. Выучить стихотворение про букву Э:

Рот разинув до ушей, 
Буква Э сказала: «Эй!»

  1. Научиться писать букву Э: заглавную - в две клеточки, строчную - в одну клеточку.

Звук и буква Ы

  1. Запомнить: Звук "Ы" - гласный звук, потому что воздух не встречает во рту никакой преграды, звук можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим звук "Ы", губы  не напряжены, кончик языка отодвинут от нижних резцов, спинка языка оттянута назад и поднята. На схеме обозначаем красным цветом.
  2. Открыть глаза, когда услышишь звук "Ы":

Ы-А-У-О-Э-Ы-О-МЫ-ОН-ТЫ-ВЫ-КОТ-МЫЛО-СЫН

  1. Назови первый звук в словах: ОСЕНЬ, ЭТО, УМ, АНЯ
  2. Подобрать и наклеить картинки со звуком "Ы",

       нарисовать схему к каждой картинке, определив место

       звука "Ы" в слове (начало, середина, конец).

ЗАПОМНИ: Нет слов, которые начинаются со звука Ы.

  1. Назвать несколько предметов, обратить внимание, в какой части слова появляется звук "Ы": кот - коты, бегемот - , дым,  зуб -, стон -, звон -, конфета -, нос - .
  2. Выучить стихотворение про букву "Ы":

Ы… Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.

  1. Научиться писать букву "Ы".

Звуки  "П" и "ПЬ".

 Буква "П"

  1. Запомнить:
  • Звук "П" - согласный, потому что воздух встречает на пути преграду (губы закрыты, потом раскрываются).
  • Звук "П" - глухой, потому что голосовой моторчик не работает, горлышко не дрожит.
  • Звук "П" - твердый, на схеме обозначаем синим цветом.
  • Звук "ПЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.
  1. Хлопни в ладоши, услышав "П":

 А  П  К  В  П  М  ПА  КО  ОП   ПУ  ВЭ  ПЭ  МО  ПО  АПО

  1. Произнеси слоги так, чтобы звук П превратился в звук ПЬ:

Па-Па-Па – пя-пя–пяПо-По-По -

Пу-Пу-Пу -                                              Пы – Пы – Пы -

  1. Наклеить картинки со звуками "П" и "ПЬ", нарисовать схемы к каждой картинке (начало, середина, конец слова).
  2. Сделать полный звуковой анализ слогов:

               АП      УП     ИП    АПА    ПАП

  1. Запомнить: звуки "П" и "ПЬ" на письме обозначаются буквой П.
  2. Научиться писать букву П (заглавная - высотой 2 клеточки, строчная - 1 клеточка).

Звуки  "К" и "КЬ".

 Буква "К"

  1. Запомнить:
  • Звук "К" - согласный, потому что воздух встречает на пути преграду (корень языка поднимается вверх).
  • Звук "К" - глухой, потому что голосовой моторчик не работает, горлышко не дрожит.
  • Звук "К" - твердый, на схеме обозначаем синим цветом.
  • Звук "КЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.
  1. Хлопни в ладоши, услышав "К", топни, услышав звук "КЬ":  ОК   ОКЬ  ПА  КА  КЯ  КОТ  КИТ  ТОК  КИПА  КАМЕНЬ   КОШКА  ОКНО  ПОКЕМОН  КЕПКА
  2. Назвать слово полностью, добавив звук "К":

  *АПИТАН   *ОМАР  *АПУСТА  *ВАРТИРА  *АПЛЯ

  1. Наклеить картинки со звуками "К" и "КЬ", нарисовать схемы к каждой картинке (начало, середина, конец слова).
  2. Сделать полный звуковой анализ слогов:

               АК     КИ    КУ   ИКУ    КОК

  1. Назвать имена девочек и мальчиков со звуками "К" и        "КЬ"
  2. Запомнить: звуки "К" и "КЬ" на письме обозначаются буквой К.
  3. Научиться писать букву П (заглавная - высотой 2 клеточки, строчная - 1 клеточка)

 Звук и буква "Щ"

  1. Запомнить: Звук "Щ" - согласный, глухой, всегда мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.
  2. Наклеить или нарисовать картинки со звуком "Щ", определить место звука в словах.
  3. Выполнить полный звуковой анализ:

      АЩ      ЩИ   ЩЕНОК

  1. Научиться писать букву Щ  (заглавную и

строчную).

  1. Чтение по книге на букву Щ.
  2. Составь предложения по образцу: «У котенка усы, а у кота усищи»

У жеребенка глаза, а у лошади…

У поросенка пятачок, а у свиньи ….

У цыпленка голосочек, а у петуха….

У верблюжонка горб, а у верблюда….

Звуки  "Т" и "ТЬ".

 Буква "Т"

  1. Запомнить:
  • Звук "Т" - согласный, потому что воздух встречает на пути преграду (кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами).
  • Звук "Т" - глухой, потому что голосовой моторчик не работает, горлышко не дрожит.
  • Звук "Т" - твердый, на схеме обозначаем синим цветом.
  • Звук "ТЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

2.  Поиграть в игру "Синий - зеленый"( подними синий карандаш, услышав звук "Т", подними зеленый карандаш, услышав звук "ТЬ":  ТА  ТЯ  ТИ  АТ   АТЬ  ТАНК   ТИНА  ТАНЯ  ТОК   СТЕНА   КОТИК   ТИСКИ   ТОРТ  УТКА

3. Прибавь нужный слог ТА или ТЯ:  ВА…,   КОМЕ…., ВИ…., РИ…, УТЯ…, МИ …

4. Раскрась звуковые схемы слов:

  1. Запомнить: звуки "Т" и "ТЬ" на письме обозначаются буквой Т.
  2. Научиться писать букву "Т" (заглавная - высотой 2 клеточки, строчная - 1 клеточка).

Звуки  "Д" и "ДЬ".

Буква "Д"

  1. Запомнить:

Звук "Д" - согласный, потому что воздух встречает на пути преграду (кончик языка поднимается вверх за верхние зубы.

Звук "Д" - звонкий, потому что голосовой моторчик работает, горлышко дрожит.

Звук "Д" - твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "ДЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Поиграть в игру "Синий- зеленый":

ДА  ДИ  ДУ  ДОМ  ДИМА  ДЕТИ   ДОМИК  ДУШ  ДЕНЬ

  1. Подбери слова к схемам:

  1. Замени слог ДЫ на ДИ. Какие новые слова у тебя получились?

Наряды…, снаряды…., ходы….., награды…..

  1. Запомнить: на письме звуки "Д" и "ДЬ" обозначаются буквой "Д".
  2. Научиться писать букву Д (заглавную и строчную).

Звук и буква Й

  1. Запомнить: Звук "Й" - согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.
  2. Наклеить картинки со звуком "Й", определить место звука в слове
  3. Научиться писать букву Й (И краткая).
  4. Написать под диктовку:

ОЙ   МАЙ   ЗАЙКА

Нарисовать полную схему к каждому слову.

5. Чтение по книге на букву Й.

 Звук и буква "Ц"

  1. Запомнить: Звук "Ц" - согласный, глухой, всегда твердый, на схеме обозначаем синим цветом.
  2. Наклеить или нарисовать картинки со звуком "Ц", определить место звука в словах.
  3. Выполнить полный звуковой анализ:

      АЦ     ЦИ    ЦЫПА

  1. Научиться писать букву Ц (заглавную и строчную).
  2. Чтение по книге на букву Ц.
  3. Выучить стихотворение, назвать все слова со звуком "Ц":

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится, тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки, не боятся  Натки.

Возле кадки блюдце - все они напьются.

Звук и буква "Ч"

  1. Запомнить: Звук "Ч" - согласный, глухой, всегда мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.
  2. Наклеить или нарисовать картинки со звуком "Ч", определить место звука в словах.
  3. Выполнить полный звуковой анализ:

АЧ     ЧУ   ЧУДО

  1. Научиться писать букву Ч (заглавную и строчную).
  2. Вспомнить название города на букву Ч.
  3. Чтение по книге на букву Ч.
  4. Послушай стихотворение, назови  все слова со звуком "Ч":

«Ч» – ну, просто чародейка,
В чайно-кружечной семейке.
Чашки, чайник с ручкой, чай,
На столе ты подмечай.

Звуки "Б", "БЬ".

Буква "Б".

  1. Запомнить характеристику звуков:

      Звук "Б" - согласный, звонкий, твердый, на схеме

    обозначаем синим цветом.

      Звук "БЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме  

  обозначаем зеленым цветом.

  1. Наклеить или нарисовать картинки со звуками "Б" и "БЬ", определить место звуков в слове (нарисовать схемы к каждой картинке).
  2. Проговорить ряды слогов:

  БА-БО-БУ     БЫ-БИ-БО   БИ-БИ-БЫ    БА-БЯ-БА

  БУ-БЮ-БУ    БЭ-БЕ-БЭ     БО-БЁ-БА     БА-БИ-БЮ

  1. Назвать фрукты со звуками "Б" и "БЬ".
  2. Раскрасить звуковые схемы слов БАНТ    БИНТ
  3. Научиться писать букву "Б" (заглавную и строчную).
  4. Прибавь звук Б в начале каждого слова:  

…АК,   …УК,   …ЫК,    ….ОК.

  1. Написатьпод диктовку буквы и слоги:

      Б     О     К     И     Т     У    ОП    АК    ИБ   УТ   БУ

Звуки "Х", "ХЬ".

Буква Х

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "Х" - согласный, глухой, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "ХЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Наклеить или нарисовать картинки со звуками "Х" и "ХЬ", нарисовать схемы к каждой картинке (звук в начале, середине или конце слова).
  2. Проговорить ряды слогов:

  ХА-ХА-ХУ     ИХ-ОХ-УХ   ХИ-ХИ-ХА   ХО-ХО-ХА

  ОХ-ХО-ОХ     ХА-ХА-АХ    ИХ-ХИ-ИХ   УХ-ХО-УХ

  1. Поиграть в игру "Хлопни-топни" (хлопнуть, услышав звук "Х", топнуть, услышав звук "ХЬ"):

  МУХА   МУХИ   ХИБАРА   МОХ   МУХОМОР  СМЕХ  

  ХОБОТ   МХИ   СХЕМА   МОХЕР  ХАРАКТЕР  ХОЧУ

  1. Выполнить полный звуковой анализ слогов и слов:     ИХ        ХИ           МОХ         МУХИ
  2. Научиться писать букву "Х" (заглавную и строчную).
  3. Написать под диктовку слоги:

    АХ   ИХ  УХ  ОХ  ХА  ХИ  ХО  ХУ  УХО

 Звуки "Ф", "ФЬ".

Буква "Ф".

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "Ф" - согласный, глухой, твёрдый, на схеме обозначает синим цветом.

Звук "ФЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Подари подарки Фаине (со звуком Ф) и Феде (слова со звуком Фь).
  2. Раскрась звуковые схемы слов:   ТУФЛИ,  ФИЛИН
  3. Поиграть в игру "Синий - зеленый" (поднять синий квадратик, если в слове слышится твердый звук, поднять зеленый квадратик, если в слове слышится мягкий звук).  ФА   ФИ   ФЯ   ФУ   ФЫ   ФАНТ   ФИКУС  ФИГА  КАФТАН  ФАНАТ  КОФТА  ФОНТАН   ФЕЯ  СФЕРА   ФУНТ   ФАБРИКА

  1. Научиться писать букву "Ф".
  2. Выучи:

Ф надула свои щеки
    Или встала руки в боки.

Звуки "В", "ВЬ".

Буква "В".

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "В" - согласный, звонкий, твёрдый, на схеме обозначает синим цветом.

Звук "ВЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Наклеить в тетрадь картинки со звуками "В" и "ВЬ", нарисовать схему к каждой картинке (звук в начале, середине или конце слова).
  2. Подари Варе и Вите подарки. Варе — слова в названии, которых есть звук В, а Вите — в названии которых есть звук Вь.
  3. Выполнить полный звуковой анализ:

      ВА    ВИ   ВО   УВИ    ВОВА

  1. Научиться писать букву "В"(заглавную и строчную).
  2. Запомнить: С  заглавной буквы мы пишем:

Имена, фамилии, отчества.

Клички животных.

Названия городов, деревень, стран, морей и т.д.

  1. Придумать имя, кличку, город, стану на букву "В".

Звуки  "Н", "НЬ".

Буква "Н"

  1. Запомнить:

Звук "Н" - согласный, звонкий, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "НЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Поиграть в игру "Хлопни, топни" (хлопнуть, услышав звук "Н", топнуть, услышав звук "НЬ")

НА  НИ  НУ  НО  НИ  НОСОК  НИТКА  НОЧЬ  НЕБО   КОНИ  НЕВАЛЯШКА  ПАНАМА  СНЕГ   УНЫЛЫЙ

  1. Наклеить картинки со звуками "Н" и "НЬ", нарисовать схему к каждой картинке.
  2. Назови девочку так, чтобы в ее имени были звуки: твердый Н и мягкий Нь. Раскрась звуковую схему имени, которое ты придумал.
  3. Назвать части тела со звуками "Н" и "НЬ".
  4. Научиться писать букву "Н"(заглавную и строчную)
  5. Написать под диктовку буквы:

  А   О   И   П   Т   У   К   М   Н  У   И  М   К   Т

 Звуки "С" и "СЬ".

Буква С.

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "С" - согласный, глухой, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "СЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Поиграть в игру: "Хлопни - топни" (хлопнуть, услышав твердый звук, топнуть, услышав мягкий звук):

Самолет   санки  семечки   усы   коса  косить нос   носик   хвостик  Сережа  насос   волосы

  1. Наклеить картинки со звуками "С" и "СЬ", нарисовать схемы к каждой картинке.
  2. Выполнить полный звуковой анализ:

САНИ

  1. Научиться писать букву "С" (заглавную и строчную).
  2. Придумать имя, отчество, фамилию, кличку домашнего животного, город на букву "С" (родители записывают в тетрадь).

Звуки "М" и "МЬ".

Буква М

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "М" - согласный, звонкий, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "МЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Хлопни, услышав звук "М", топни, услышав звук "МЬ:

АМ  ОМ  МИ  УМ  МАК  МИГ  МЕЧ  УМ  МАЙКА   СМЕХ   КАМИН   ЗАМОК

  1. Произнеси слоги так, чтобы звук М превратился в звук Мь:

Ма-ма-ма – мя-мя-мяму – му – му  -

Мо-мо-мо -                                  Мэ-мэ-мэ -

  1. Наклеить картинки со звуками "М" и "МЬ" в тетрадь, нарисовать схему к каждому слову (звук в начале, середине, конце слова).
  2. Сделать полный звуковой анализ:

          АМ   ИМ   МИ   КОМ  

  1. Запомнить написание буквы М (заглавной и строчной).
  2. Придумать имена мальчиков и девочек на звук  М.

Звук и буква "Ш"

  1. Запомнить: Звук "Ш" - согласный, глухой, всегда твёрдый, на схеме обозначаем синим цветом.
  2. Замени первый звук в каждом слове на звук Ш. Запиши новые слова:

Тапка,  Дар,  Мишка,  Губы.

  1. Придумать по 5 слов со звуком "Ш" в начале, середине, конце слова, записать их в тетрадь (с помощью родителей).
  2. Выполнить полный звуковой анализ:

        ШИ   УШИ   МАША

  1.  Научиться писать букву Ш.
  2. Чтение по книге на букву Ш.
  3. Выучить стихотворение, назвать все слова со звуком "Ш":

Змея шипит, шипит, шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ше.

Буква Ё

  1. Запомнить: Буква Ё - гласная.
  2. Научиться писать букву Ё (заглавную и строчную).
  3. Наклеить в тетрадь картинки с буквой Ё.
  4. Прослушать слова, назвать только те, в которых буква Ё пишется в начале слова:

ЁЛКА     ЁЖИК    МЁД    ЕЁ    ТЁМНЫЙ   ЁЖ

  1. Написать под диктовку слоги:

              ЁМ   ЁК    ЁС  ЁТ    ЁЗ    ЁН

  1. Чтение по книге на букву Ё.

Буква Ю

  1. Запомнить: "Ю" - это гласная буква.
  2. Научиться писать букву Ю (заглавную и строчную).
  3. Наклеить в тетрадь картинки с буквой "Ю".
  4. Прослушать слова, назвать только те, где буква Ю пишется в начале слова:

 ЮЛА   ПЬЮ   КОЛЮ    ЮЛЯ   ЮБОЧКА   ЮРА

  1. Написать под диктовку:

              ЮК   ЮП   ЮМ   ЮС   ЮТ   ЮК    ЮН

  1. Чтение по книге на букву Ю.

Звуки "Р" и "РЬ".

Буква Р

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "Р" - согласный, звонкий, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "РЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Хлопни, услышав звук "Р", топни, услышав звук "РЬ:

АР  ОР  РИ  УР  РАК  РИТА  РЕЧЬ  РУКА  РАЯ   ОРЕХ   КРЕСЛО   ЧЕРЕПАХА

  1. Подари подарки Роме и Рите. Рите – со звуком Рь, а Роме – со звуком Р.
  2. Замени в каждом слове первую букву на букву Р. Напечатай новые слова в тетрадь.

МАК,  ПОЗА, НОГА, ТОМА, КОЗЫ, МУКА

  1. Сделать полный звуковой анализ:

          АР   ИР   РИ   РОТ

  1. Запомнить написание буквы  Р (заглавной и строчной).
  2. Придумать имена мальчиков и девочек со  звуком Р, Рь.

Звуки "Л" и "ЛЬ".

Буква Л

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "Л" - согласный, звонкий, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "ЛЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Хлопни, услышав звук "Л", топни, услышав звук "ЛЬ:

АЛ  ОЛ  ЛИ  УЛ  ЛАК  ЛИПА  ЛЕНА  ЛУНА  ЛОПАТА   ЛЮК   ЛЕНТА  ЛЫЖИ

  1. Наклей в тетрадь или нарисуй картинки со звуком Л, Ль. Обозначь на схемах место звука Л, Ль в слове.
  2. Сделать полный звуковой анализ:

               ЛАК   ЛИНА   СТОЛ   ЛОСЬ

  1. Запомнить написание буквы  Л (заглавной и строчной).
  2. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Л, Ль

Лист, лоза, лужайка, луг,
Лён, люпин, люцерна, лук,
Слова славно прозвучали,
Там, где «Л» была в начале.

  1. Придумать имена мальчиков и девочек со  звуком   Л, Ль.

Буква Я

  1. Рассмотри букву Я. На что она похожа?
  2. Выучи стихотворение А. Шибаева о букве Я.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете кто Я?

Вы не знаете кто Я?

Буква, слог и слово!

  1. Раскрась звуковую схему слова  Опята.

 Запомни: перед Я согласные становятся мягкими.

  1. Скажи наоборот.         Ба-ба-ба — бя-бя-бя-бя                Ка-ка-ка —...

Па-па-па — ...                         Га-га-га —...

  1. Научиться писать букву Я (заглавную и строчную).
  2. Прослушать слова, назвать только те, где буква Я пишется в начале слова:  ЯША  ЯБЛОКО   МАЯК    МОЯ   ХОМЯК   ЯКОРЬ
  3. Написать под диктовку:

              ЯК   ЯП   ЯМ   ЯС   ЯТ   ЯК    ЯН

8.    Чтение по книге на букву Я.

Буква Е

  1. Рассмотри букву Е. На что она похожа?
  2. Запомни ее и выучи стихотворение

Ева гребнем расчесалось —

В нем три зубчика осталось.

  1. Раскрась звуковую схему слова КЕПКА.  

Запомни: перед Е согласные становятся мягкими.

  1. Научиться писать букву Е (заглавную и строчную).
  2. Наклеить в тетрадь картинки с буквой Е.
  3. Прослушать слова, назвать только те, в которых буква Е пишется в начале слова:

ЕНОТ    МЕЛ    МНЕ    ЕЛЬ   ЕСЛИ    ВЕТКА

  1. Придумать имя, фамилию, кличку животного, город на букву Е (дети придумывают, родители записывают в тетрадь).
  2. Написать под диктовку слоги:

              ЕМ   ЕК    ЕС    ЕП    ЕТ    ЕЗ    ЕН

  1. Чтение по книге на букву Е.

 Звуки "З" и "ЗЬ".

Буква З.

  1. Запомнить характеристику звуков:

Звук "З" - согласный, глухой, твердый, на схеме обозначаем синим цветом.

Звук "ЗЬ" - согласный, глухой, мягкий, на схеме обозначаем зеленым цветом.

  1. Поиграть в игру: "Хлопни - топни" (подними синий карандаш, услышав твердый звук, а зеленый карандаш, услышав мягкий звук):

Заноза, заяц, зима, зонт, зеленка, Зоя,  зяблик, зубы, Зина, земля, закат, забор

  1. Наклеить картинки со звуками "З" и "ЗЬ", нарисовать схемы к каждой картинке. (показать место звука «З» в слове)
  2. Раскрась звуковую схему слова:

ЗИМА

  1. Замени в словах букву 3 на букву С и запиши получившиеся слова в тетрадь:

РОЗА,  КОЗА

  1. Научиться писать букву "З" (заглавную и строчную).
  2. Придумать имя,  фамилию,  город на букву "З" (родители записывают в тетрадь).

Звуки "Г", "ГЬ".

Буква "Г".

  1. Запомнить характеристику звуков:

      Звук "Г" - согласный, звонкий, твердый, на схеме

                        обозначаем синим цветом.

      Звук "ГЬ" - согласный, звонкий, мягкий, на схеме  

                          обозначаем зеленым цветом.

  1. Наклеить или нарисовать картинки со звуками "Г" и "ГЬ", определить место звуков в слове (нарисовать схемы к каждой картинке).
  2. Проговорить ряды слогов:

  ГА-ГО-ГУ     ГЫ-ГИ-ГО   ГИ-ГИ-ГЫ    ГА-ГЯ-ГА

  ГУ-ГЮ-ГУ    ГЭ-ГЕ-ГЭ     ГО-ГЁ-ГА     ГА-ГИ-ГЮ

  1. Раскрасить звуковые схемы слов   НОГИ    ДУГА
  2. Научиться писать букву "Г" (заглавную и строчную).
  3. Написатьпод диктовку буквы и слоги:

      Г О     К     И     Т     У    ОГ    АК    ИГ   УГ    ГУ

  1. Послушай стихотворение, назови слова со звуком Г:

Галка, Голубь, Гусь и Грач
Съели, не моргнув калач.
Гусь разлёгся в гамаке:
«Я похож на букву «Г»,
Га-га-га, ведь я, друзья,
Называюсь «гусь» не зря.

Звук и буква "Ж"

  1. Запомнить: Звук "Ж" - согласный, глухой, всегда твёрдый, на схеме обозначаем синим цветом.
  2. Произнеси звук Ж. дай ему характеристику. Произнеси звук Ш. Дай ему характеристику. Чем похожи, а чем отличаются? (Ж – звонкий, а Ш – глухой)
  3. Придумать по 5 слов со звуком "Ж" записать их в тетрадь (с помощью родителей).
  4. Выполнить полный звуковой анализ:

        КОШКА   ЖАБА    ЖУКИ

  1.  Научиться писать букву Ж.
  2. Чтение по книге на букву Ж.
  3. Выучить стихотворение, назвать все слова со звуком "Ж":

Ж похожа на снеЖинку,
Вот взгляни-ка на картинку.
Помнишь как пчела Ж-ж-жужит
Над цветком когда круЖит?

"Буква "Ь"

  1. Запомнить: Буква "Ь" не обозначаетникакого звука, служит для обозначения мягкости согласного звука.

  1. Наклеить картинки с мягким  знаком в конце слова, нарисовать схему к каждой картинке (полную).

  1. Чтение по книге на "Ь".

  1. Научиться писать мягкий знак.

Буква "Ъ"

  1. Запомнить:

       Твердый знак нужен для того, чтобы

       отделять твердый согласный от гласных

       Я, Е, И, Ю, Ё.

      Он не обозначаетникакого звука.

  1. Научиться писать букву "Ъ".

  1. Чтение по книге на "Ъ".

  1. Написать под диктовку слова:

ВЪЕХАЛА     СЪЕХАЛА     ОБЪЕХАЛА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Выполни задания по обучению грамоте "

Данная презентация итоговая. Предназначена для работы с детьми подготовительных групп для закрепления знаний по обучению грамоте. Используется в работе как логопеда, так и воспитателя. Задания в презе...

Игровые задания по обучению грамоте и лексической теме "Насекомые" для детей с ОНР, ФФНР (подготовительная группа )

В этой подборке игровых заданий собраны зашифрованные названия насекомых (комар, пчела, муха, бабочка...). СКАЧАЙТЕ и РАСПЕЧАТАЙТЕ....

Картотека заданий по обучению грамоте

Материал для подготовки руки к письму, развитию навыков звукового и буквенного анализа и синтеза...

Картотека домашних заданий по обучению грамоте в подготовительной группе

В картотеке представлены тексты для пересказа, задания на определение места заданного звука, деление слов на слоги, задания для развития логики и мелкой моторики, слова и предложения для чтения....

Картотека заданий по обучению грамоте

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических прадставлений, нывыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....

Картотека заданий по обучению грамоте дошкольника

Данная картотека может использоваться родителями при работе с детьми подготовительной групы в обучении грамоте....

Картотека домашних заданий по обучению грамоте в подготовительной группе.

Картотека домашних заданий по обучению грамоте в подготовительной группе....