Играя, учимся читать
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Немытых Наталья Александровна

Пособие позволяет в игровой форме обучаться чтению. Подобранные игровые упражнения носят обучающий характер и  способствуют концентрации внимания ребенка,   развитию фонематического восприятия, позволяют формировать навыки чтения, создают у ребенка представление о графическом образе буквы, развивают его мыслительные способности, вызывая у детей живой интерес, а  процесс обучения становится для них интересным и увлекательным. Деятельность с домиком очень привлекательна для ребенка, процесс обучения протекает непринужденно, что способствует лучшему усвоению материала. Действия с домиком тренируют мелкую моторику, ведь каждое окошко открывается своим замочком. Пособие может широко использоваться как в учебной деятельности, так и в игровой. Используется в подгрупповой и  индивидуальной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomen_nemytyh.docx516.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93  «Звездочка»

ИГРАЯ, УЧИМСЯ ЧИТАТЬ!

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Домик с улицы Грамотеино»

Составители:

Рындина Татьяна Михайловна, воспитатель

Немытых Наталья Александровна, учитель-логопед

Прокопьевск,

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад на данный момент является первой и очень важной ступенью общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача по совершенствованию воспитательно-образовательной работы и улучшению подготовки детей к обучению в школе. Реализуемая в нашем детском саду дополнительная общеразвивающая программа «Читай-ка» расширяет содержание основной образовательной программы по направлению «Речевое развитие» и позволяет добиваться наилучших результатов по подготовке к школе. 

В работе с детьми педагоги дошкольного учреждения применяют разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и формы, способствующие повышению мотивации и детской активности в процессе познания, успешному освоению воспитанниками образовательных задач, а также поддержанию интереса к образовательной деятельности.

Одним из них стало дидактическое пособие «Домик с улицы Грамотеино». Данное пособие используется при проведении занятий с детьми по дополнительной общеразвивающей программе по обучению чтению «Читай-ка». Его использование позволяет подобрать игровой сюжет (привнести элемент игры) на каждом этапе освоения программы.C:\Users\User\Desktop\фото чудо-домик\1.jpg

Что же представляет собой дидактическое пособие «Домик с улицы Грамотеино»? Это деревянное изделие «дом» (рис.1), изготовленное из экологически чистого  материала, имеет яркое оформление. Главное в нем - это 13 открывающихся окошек (рис. 2, 3) и одна дверь. Размер изделия: ширина – 33 см, длина – 33 см, высота – 36 см, размер окошка - 8х8 см. В каждом окошке имеется съемный пластиковый карман, в который можно вставить любую картинку, менять их местами. Каждое окошко имеет свой замок: накладные задвижка, крючки, навесные замки. К пособию прилагаются карточки с буквами, слогами, предметными картинками, которые можно вставить в окна домика в зависимости от образовательныхC:\Users\User\Desktop\фото чудо-домик\2.jpg

задач. 

Дети могут исследовать домик, получать удовольствие от разнообразия тактильных ощущений: гладкое дерево, металлические шпингалеты, пластмассовые   и железные замочки и ключи – ребенок знакомится со всеми материалами!  Действия с домиком тренируют мелкую моторику. Подобранные игровые упражнения носят обучающий характер и  способствуют концентрации внимания ребенка,   развитию фонематического восприятия, позволяют формировать навыки чтения, создают у ребенка представление о графическом образе буквы, развивают его мыслительные способности, вызывая у детей живой интерес, а  процесс обучения становится для них интересным и увлекательным. Пособие может широко использоваться как в учебной деятельности, так и в игровой. Используется в подгрупповой и  индивидуальной работе с детьми.         C:\Users\User\Desktop\фото чудо-домик\3.jpg

В соответствии с ФГОС ДО и дополнительной общеразвивающей программой дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственной среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Дидактическое пособие «Домик с улицы Грамотеино» соответствует принципам конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, основанных на психолого – педагогической концепции, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребёнка:

  • Насыщенность. «Домик с улицы Грамотеино» относится к  игровому оборудованию, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную деятельность воспитанников. Организация работы с данным пособием способствует развитию мелкой моторики, вызывает эмоционально-положительный фон (радость при открывании замка).
  • Трансформируемость. При использовании данного пособия существует возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей, во всех помещениях, где организуется образовательная деятельность.
  • Полифункциональность. Функциональные возможности пособия «Домик с улицы Грамотеино» позволяют изменять наглядный материал (картинки в окошках) в зависимости от образовательной ситуации для организации и проведения игры в соответствии с её содержанием.
  • Доступность. Пособие находится в свободном доступе для всех воспитанников дошкольного учреждения.
  • Безопасность. Пособие соответствует требованиям по обеспечению надежность и безопасности его использования.

Актуальность данного пособия обусловлена тем, что объединяет игру и обучение в целостный процесс, создает условия, при которых ребенок сам становится активен во время образовательной деятельности.

Новизна заключается в создании новых форм организации образовательной деятельности, способствующей реализации дифференцированного подхода к обучению грамоте, созданию игровой мотивации в процессе обучения.

Ожидаемый результат:

- реализация задач программы по обучению чтению;

- повышение познавательного интереса у детей;

- эффективное усвоение и закрепление полученных на занятии навыков воспитанниками в игровой форме;

- развитие мелкой  моторики.

Формы работы с пособием: индивидуальная, подгрупповая.

Пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Цель: овладение детьми первоначальными навыками чтения средствами обучающей игры.

Задачи:

  • Знакомить со звуками и буквами русского языка.
  • Формировать навык послогового чтения.
  • Содействовать самостоятельному обнаружению связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосредственного восприятия.
  • Развивать психические процессы, мелкую моторику рук.
  • Пособие позволяет разнообразить и дополнить виды деятельности на каждом этапе работы по обучению детей чтению.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ С ДИДАКТИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ «ДОМИК С УЛИЦЫ ГРАМОТЕИНО»

«Кто первый?»

Цель: Выделение первого звука в слове.

Ход игры: 

Вариант 1. Ребенку предлагается картинка. Ему нужно найти в окошках букву, которая есть в начале названия данной картинки.

Вариант 2. Ребенку предлагается буква, ему необходимо в окне домика найти картинку, в названии которой звук, обозначающийся данной буквой, стоит в начале.

«Хвостики»

Цель: Определение последнего звука в слове.

Ход игры: 

Вариант 1. В окне дома расположена картинка, ребенку предлагают определить, кто живет в «хвостике», в конце слова. Затем подобрать соответствующую букву.

Вариант 2. В окнах домика расположено изображение буквы, ребенок находит из предложенных картинок ту, в названии которой звук, который обозначается данная буква слышится в конце слова.

«Где спрятался звук?»

Цель: Определение позиции звука.

Ход игры: На столе звуковая линейка с символом звука или буквы в определенной позиции. Необходимо определить место звука по звуковой линейке.

«Узнай меня»

Цель: Развитие зрительного внимания.

Ход игры: В окнах домика изображены недописанные буквы или элементы букв. Попросить ребенка назвать букву, на которую похоже изображение.

«Подружи буквы»

Цель: Развитие навыка анализа и синтеза  слогов.

Ход игры: 

Вариант 1. Ребенку предлагается открыть окно домика, прочитать появившийся в нем слог, состоящий их двух букв, затем подобрать картинку, в названии которой слышится данный слог.

Вариант 2. В открывающемся окне картинка, ребенку следует назвать, определить первый слог, затем найти его среди предлагаемых карточек.

«Дружные соседи»

Цель: Развитие умения соединять слоги в слова.

Ход игры: 

Вариант 1. Ребенку предлагается открыть два рядом расположенных окна, прочитать, что написано в первом и втором окне, соединить в слово.

Вариант 2. В открывающемся окне написан слог, ребенок читает и выбирает картинку, в названии которой данный слог слышится в начале.

«Дверцу открывай, слоги сосчитай»

Цель: Развитие умения определять количество слогов.

Ход игры: Ребенок открывает окно или дверцу домика, называет появившуюся картинку и определяет количество слогов. Затем выкладывает соответствующее количество фишек или соответствующую цифру.

        

«Расшифруй слово»

Цель: Развитие умения совершать звукослоговой анализ и синтез коротких слов.

Ход игры: Ребенок открывает окно или дверцу домика, называет появившуюся картинку, определяет последовательность звуков в слове и выкладывает с помощью букв слово.

Значимость применения пособия в ДОУ

Для воспитанника

Для педагога

Способствует пониманию и запоминанию нового материала в соответствии с программой

Способствует созданию игровой мотивации при проведении занятий

Способствует развитию мелкой моторики.

Способствует решению задач по развитию мелкой моторики на занятии по обучении чтению.

Способствует повторению и закреплению материала по пройденным темам.

Способствует созданию условий для организации индивидуальной работы с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей.

Список литературы:

https://ozgdou30.edumsko.ru/activity/fgos/post/71463

https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/obuchenie-chteniu-i-gramote/

http://marypop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/obuchenie-chteniyu-doshkolnikov-v-igrovoj-forme.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Дидактическая игра с использованием ИКТ "Учимся читать."

Дидактическая игра с использованием ИКТ по обучению детей чтению....

Статья "Семейная игра поможет ребенку учиться читать и писать"

Статья для родителей детей младшего школьного возраста. Из нее можно узнать, как с помощью игры всей семьей помогать ребенку учиться читать и писать. Также можно рекомендовать родителям детей старшего...

Дидактическая игра "Учимся читать по слогам"

Задачи:Познакомить с графическим изображением буквы;учить выделять первый звук из слова, пополнить словарный запас;закрепить умение мыслить логически;Познакомить детей с буквами, учить отличать гласны...

Дидактическая игра "Учимся читать по слогам"

Синий мальчик-согласный звук. Красная девочка -гласная. Зелёный мальчик-мягкий согласный. Мальчик с девочкой берутся за руки и образуют вместе слог.(предварительно проговариваем с детьми о том, что ма...

Дидактическая игра " учимся читать легко"

Дидактический материал который позволит вашим детям в игровой форме учиться легко читать, собирая слово по буквам...