Обучение грамоте "Звук И,Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Симонова Марина Равуиловна

Конспект занятия по обучению грамоте "Подарок для мамы", Звук И.Ы. Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема:  «Подарок для мамы»Звуки И, Ы

Цель: Уточнить и закрепить произношение звуков  И, Ы в речи детей, учить различать звуки изолированно, в слогах, в словах и в речевом потоке, учить определять позицию звука в слове, закрепить термин «гласные звуки», развивать фонематический слух и восприятие, закрепить лексический блок «Фрукты-овощи», закрепить употребление существительных в единственном и множественном числе, развивать познавательную активность. Воспитывать у детей любовь к своей маме.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки цветок, ваза, конфета, платок, подарок, рисунок, цепочка, помада; звуковые модели, воздушный шар, письмо с загадкой, мелодия из мультфильма «Мама для мамонтенка», раздаточный материал: картинки «Овощи, фрукты», карточка на определение позиции звука в слове, картинка корзина с прорезями, конверт.

Ход:

  1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте, поздороваемся. Слышите мелодию (звучит песня мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка»)

Скажу вам по секрету, Мамонтенок отправил нам письмо. Только где же оно? (дети находят воздушный шарик, на нем письмо, читаю).

А здесь загадка!

 Это слово знают малыши и взрослые,
Слово очень лёгкое, говорится просто.
С самого рождения и всю жизнь, потом,
Вместе с этим словом рядышком идём.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,
Это слово вечное, ласковое — …
(Мама)

Скоро будет  День мамы, ребята, и я хочу поздравить свою маму с праздником, но,  не знаю что подарить. Помогите, пожалуйста, выбрать подарки.»

А что мы можем подарить своей маме на праздник?

(ответы детей)

  1. Работа по новой теме.
  • Выделение звуков Ы, И, их характеристика по артикуляции и акустическим признакам. Закрепление термина «гласные звуки».

Ребята, занимайте места за столами. Будем играть в игру «Один-много». Я называю слово в единственном числе, а вы  во множественном числе.

Ваза-вазы                                 подарок-подарки

Цветок-цветы                          платок-платки

Конфета-конфеты                   рисунок-рисунки

Зонт-зонты                      цепочка-цепочки

Послушайте внимательно слова: подарки, платки, рисунки, цепочки. Какой звук мы слышим в конце слова? Правильно, звук И.

Возьмите зеркало и произнесите звук И. Как растянуты губы? (широко растянуты), преграда есть? (нет), воздух идет свободно? (да, свободно). Значит, звук И какой? (гласный)  Правильно, гласный. Каким цветом мы обозначим звук И? Правильно, красным цветом. Показываем красного Звуковичка.

Пропевание звука И. «Тянем ниточку». Ниточка длинная, тянется долго.

А теперь послушайте: вазы, цветы, конфеты, зонты. Какой звук мы слышим в конце этих слов? (звук Ы).  Возьмите зеркало, произнесите звук Ы. Губы широко растянуты? (нет, не широко). Нижняя губа не много опущена. Преграда есть? Воздух идет свободно? Значит, звук Ы какой?  Каким цветом обозначим звук Ы? Фигурка Звуковичка.

Пропевание звука Ы. «Прогулка по горам»

Возьмите зеркала и произнесите: И-Ы, И-Ы, И-Ы. Положите зеркало.

Обобщение:

Звуки И, Ы – гласные, обозначаются красным цветом.

Теперь поиграем. Встаньте на ноги, я буду называть звуки, если вы услышите звук И – хлопните в ладоши. На звук Ы – топните ногой

А-И-О-Е-Ы-Ё-И-У-Ы.

Молодцы!

  • Речевая гимнастика.

Сейчас  для мамы мы сыграем песенку на пианино: сначала солисты, а потом все вместе. Я играю, вы слушаете, а потом повторяете, как эхо.

Дима - ПЫ-ПИ, Катя - МЫ-МИ, Илья -  КЫ-КИ, Настя -  ТЫ-ТИ,  Оля - СЫ-СИ,  Настя -БЫ-БИ, Глеб -ВЫ-ВИ, Игорь – ДЫ-ДИ.  А теперь вместе: ПЫ-ПИ, МЫ-МИ, КЫ-КИ, ТЫ-ТИ, СЫ-СИ, БЫ-БИ, ВЫ-ВИ, ДЫ-ДИ.

Славная получилась песенка.

  • Раскладывание картинок по звукам.

Ребята, у меня есть картинки. Я вам предлагаю в синий мешочек сложить картинки со звуком И.  В красный -  положить картинки со звуком Ы.

(Самостоятельная работа детей. Проверка)

Вы заметили, что здесь есть небольшой секрет. Звук Ы очень скромный.  Ни одного слово не начинается на звук Ы. Ы можно встретить в слове только в середине – тыква, или в конце слова – цветы. А мамы очень любят цветы!

(Посадить детей за столы)

  1. Определение позиции звуков И.Ы в словах.

Положите перед собой карточку с вагончиками. Мы с вами вспомнили, что звуки могут стоять в начале, в середине или в конце слова. Мамы очень любят цветы. Я называю цветок: маки. На какой звук заканчивается это слово? Положите фишку в нужный вагончик.

Розы – (заканчивается на Ы,  в конце слова)

Василек (Звук И, середина слова).

Молодцы!

С подарками для наших мам мы разобрались. Как вы думаете, что любит мама мамонтенка? (ответы детей: фрукты и овощи)

Итог.

У меня есть корзинка. В нее вы положите фрукты и овощи со звуками И. Ы. (Дети выполняют, называя картинку, выделяя нужный звук)

Эту корзинку я сейчас положу в конверт. А когда пойдем гулять отправим его на шарике мамонтенку.

Помогли мы мамонтенку? А с какими звуками мы познакомились?  Какие это звуки? Мы сегодня молодцы и хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...