Рабочая программа "ГРАМОТЕЙКА"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Программа кружка по обучению грамоте  "Грамотейка"  рассчитана для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_progamma.docx67.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №24»Нижнекамского муниципального района республики Татарстан.

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

«ГРАМОТЕЙКА»

                                                                                   Подготовила воспитатель:                                                      

                        Краснова Т.И.

                                                         Нижнекамск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ 

Направленность программы: познавательно-речевая.

      2..НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна данной программы заключается в том, что

1.Она предполагает использование современных технологий , позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

2. Возможность использования палочек Кюизенера: при выделении количества слогов в слове, при выделении ударного слога в слове и при составления предложения. А так же в определении «короткого» или «длинного» слова.

3.И так же возможность использования камней Марблса: для  звукового анализа слова( красный, синий, зеленый ), для выделения ударного гласного в слове ( кроме  красного, синего и зеленого). Для составления слогов и конструирования буквы.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГАММЫ

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности у ребенка самостоятельно и творчески  мыслить. С этой целью целесообразно сочетать обучение детей на занятиях по обучению грамоте и реализацию ребенком полученных знаний и сформированных умений в новых нестандартных ситуациях.

ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма для дальнейшего успешного обучения в школе. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности. Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В процессе осуществления воспитательно-образовательной работы  проходит воспитание личных качеств: общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Важным в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с камешками Марблса, палочками Кюизенера, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Содержание программы способствует  практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала от  «простого» к «сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности каждого ребенка);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их усвоения);
  • межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

6. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Формирование первоначальных навыков чтения и  письма у детей 6-7 лет как предпосылка создания успешного обучения в школе и развитие коммуникативных способностей.

7. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Обучающие:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи  темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова, учить использовать палочки  Кюизенера
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
  • Учить детей выкладывать схему предложения палочками Кюизенера.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Формирование и развитие звуко-буквенного анализа.
  • Учить пользоваться камешками Марблсаа при звуко- буквенном анализе слова.
  • Обучение чтению по слогам.
  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.учиться
  • Воспитывать желание учиться в школе.

8. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Данная программа предназначена для детей  подготовительной  школе группы 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 год.

Форма детской деятельности: кружок.

Режим кружка:   2 занятия на неделю

                            30 минут- продолжительность занятия

                             4 часа в месяц

                                       30 часов в год.

9.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ – это целостная система по обучению дошкольников элементам грамоты, при усвоении которой решающая роль принадлежит деятельности ребёнка, а педагог лишь руководит этой деятельностью.

          Материал, предложенный в программе, изучается с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка.

          Первая часть программы предполагает овладение детьми звуковой стороной речи и ориентировку в ней.

          Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

          В программе реализуется системный, комплексный, личностный подход к развитию детей.

          При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

          Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).

          При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с

учётом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

          Программа – не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми данной возрастной группы.  

10. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

      Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются  синонимы  и  антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.

        Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)

        Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.

        Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова  с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.

        Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

        В развитии связанной речи происходит существенные изменения.

        Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения  различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

        Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов   о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется  умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач  остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

        В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в  звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы.

        

11. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТАЫ

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут

  уметь:

  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • проводить звуковой анализ слов из 3-5-ти звуков на слух;
  •  выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • пересказывать небольшие тексты;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • что в слове один слог – главный, ударный;
  • классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

владеть:

  • понятиями: звук, буква, слог, слово;
  • терминами: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • связной, грамматически и фонетически правильной речь

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
  • основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  1. Дать представление о звуках русского языка.
  2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  3. Показать детям связь звука с буквой.
  4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.

Упражнения на подробное знакомство с буквой:

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из различного материала: из камней Марблса , из палочек Кизенера, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок “ пропускает” буквы и слоги через пальцы.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
  4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и т.д.);

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой(камнем Марблса).

- "чтение" по "записи" (по фишкам);

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов, используя палочки Кюизенера.

При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове.

Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек или камнями.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

Например: какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Например: Начинать звукобуквенный анализ следует начинать в старшей группе ,со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы, нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состоящих из 4-х звуков (луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).

После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро, собака, корова и др.).

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

  1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
  3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
  6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).


  12.  КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

   ОКТЯБРЬ

Занятие 1

Тема: Диагностика. Уточнить знания детей в области  обучения грамоте на начало учебного года, используя дидактические игры, картинки, иллюстрации.

Занятие 2

Тема: «Из чего состоит наша речь?» Формировать у детей представление об устной и письменной речи, о слове, познакомить детей с разными предложениями: простое, вопросительное, восклицательное; закреплять понятие о предложении.

Занятие 3

Тема : «Из чего строится наша речь?» Закреплять и совершенствовать у детей понятие о предложении и слове, делить предложение на слова, называя их по порядку; упражнять в составлении предложений, используя схему.

Занятие 4

Тема: «Составь предложение». Упражнять в составлении предложений, с помощью палочек Кюизенера. Развивать речь детей, используя для её выразительности различную интонацию; развивать у детей творчество, мышление, память, мелкую моторику.

Занятие 5

Тема: «Поющие звуки» . «Буква А и звук А».

Знакомство с буквой А, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; пополнять словарный запас.

Занятие 6

Тема:  «Поющие звуки». «Буква О и звук О».

Знакомство с буквой О; развивать зрительное и тактильное восприятие; продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в  образовании множественного числа существительных; пополнять словарный запас.

Занятие 7

Тема: «Поющие звуки». «Буква И и звук И».

Знакомство с буквой И, развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, память; учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; умение выделять ударный гласный звук; упражнять в чтении буквенных сочетаний; продолжать учить определять место звука в слове, используя полоску и камешки Марблса.

Занятие 8

 Тема:  «Буквы и звуки А,О,И».

 Формировать умение различать и правильно произносить звуки [а, о, и], учить дифференцировать эти звуки; закреплять умение соотносить звуки с буквами, в умении подбирать слова на заданный звук, формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, развивать фонематический слух, продолжить учить работать камешкам Марблса.

НОЯБРЬ

Занятие 1

Тема: «Поющие звуки». «Буква и звук У».

 Знакомство с буквой У, упражнять  составлении звуковой схемы слов, в определении места звука в слове, закреплять умение определять количество слогов в словах, используя розовую палочку Кюизенера.  Определять ударный, развивать мелкую моторику; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

Занятие 2

Тема: «Поющие звуки». «Буква и звук Ы».

Знакомство с буквой Ы, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ. Учить составлять предложения  по опорным картинкам  с палочками Кюизенера,  в чтении буквенных сочетаний; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.

Занятие 3

Тема: «Учимся выкладывать камешками и рисовать буквы».

Учить детей составлять буквы из камней Марблса, рисовать по контуру. Развивать мелкую моторику, следить за правильной осанкой детей. Воспитывать желание узнать побольше, учиться в школе.

Занятие 4

Тема: «Что не так?».

Закрепить умение дорисовывать недостающие элементы буквы, учить выкладывать буквы из палочек Кюизенера. Учить произносить два гласных звука вместе. АУ,УА.

Занятие 5

 Тема: «Буква Н и звук Н, НЬ».

 Знакомство с буквой Н, умение делить слова на слоги, учить показать результат  деления палочками Кюизенера. Продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление.

Занятие 6

 Тема: «Буква Т и звук Т, ТЬ».

 Знакомство с буквой Т, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.

Занятие 7

Тема: «Буква К и звук К, КЬ».

 Знакомство с буквой К, знакомство с буквой К, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память, логическое мышление, умение делить слова на слоги, схематически показать с палочками Кюизенера.Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов.

 

Занятие 8

 Тема: «Буква С и звук С, СЬ».

 Знакомство с буквой С, развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, продолжать учить умению соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; формировать умение составлять сложные слова, упражнять в образовании множественного числа в названиях детёнышей животных, в нахождении места звука в слове, развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание; пополнять словарный запас.

 ДЕКАБРЬ

Занятие 1.

Тема: «Буква Л и звук Л, ЛЬ».

Знакомство с буквой Л,  упражнять в определении позиции звука в словах, в делении слов на слоги, используя палочки Кюизенера, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, внимание.

Занятие 2

Тема: «Буква Р и звук Р, РЬ».

 Знакомство с буквой Р, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; формировать умение определять слог по счёту; закреплять навык чтения слогов , закреплять словообразование относительных прилагательных; пополнять словарный запас. развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,  логическое мышление, мелкую моторику.

Занятие 3

 Тема: «Буква В и звук В, ВЬ».

 Знакомство с буквой В, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки; упражнять в подборе слов противоположных по значению (антонимов), в составлении предложений из заданных слов, схему показать с палочками, развивать навык чтения слогов; пополнять словарный запас,

Занятие 4

 Тема: «Учимся составлять буквы из элементов».

Учить правильно, аккуратно рисовать, лепить, выкладывать из камешков Марблса буквы. Учить соединить их, чтоб образовался слог, развивать мелкую моторику;  следить за осанкой во время деятельности.

Занятие 5.

Тема: «Составь слово- подружи звуки».

Учить составлять слово из звуков; проводить звуко-буквенный анализ, используя камешки Марблса и полоску, пополнять словарный запас.

 Занятие 6

 Тема: «Интересные гласные». Буква Е и звук Е».

 Знакомство с буквой Е, формировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' э]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов; упражнять в подборе слов с противоположным значением; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, связную речь.

Занятие 7

 Тема: «Буква П и звук П, ПЬ».

 Знакомство с буквой П, пополнять словарный запас; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ при помощи палочек или камешками, развивать навык чтения слогов и  слов; упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж), развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, память, логическое мышление.

Занятие 8

 Тема:  «Буква М и звук М, МЬ».

Познакомить детей с буквой М, продолжать учить соотносить звук и букву. Сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; развивать навык чтения слогов и слов, пополнять словарный запас,   мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

 ЯНВАРЬ

Занятие 1

 Тема: «Буква З и звук З,ЗЬ».

Знакомство с буквой 3, закрепить навыки чёткого произношения и различении  звуков [з], [з'] в слогах, словах, фразах. Упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных, в употреблении предлогов за, из-за, в подборе родственных слов, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас; развивать зрительное, восприятие, мелкую моторику, внимание.

 

Занятие 2

Тема: « Буква Б и звук Б, БЬ».

Знакомство с буквой Б, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж), в выделении первого и второго слога в словах, используя палочки Кюизенера, развивать зрительное, фонематическое, восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, внимание.

 

Занятие 3

 Тема: «Буква Д и звук Д, ДЬ».

Знакомство с буквой Д, сопоставлять букву и ее графический образ; продолжать учить соотносить звук и букву, развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж),развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание.

Занятие 4

 Тема: «Интересные гласные». «Буква Я и звук Я».

 Знакомство с буквой Я, формировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука - [й' а]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов;  в образовании относительных прилагательных, в составлении предложений по опорным словам, в составлении схем предложений, при помощи палочек , пополнять словарный запас,  мелкую моторику.

Занятие 5

Тема: «Буква Г и звук Г, ГЬ»

Знакомство с буквой Г, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; продолжать учить делать звуко- буквенный анализ слова с помощью камешек Марбдса, пополнять словарный запас; упражнять в употреблении косвенных падежей существительных, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематическое восприятие, внимание.

Занятие 6

Тема: «Буква Ч и звук ЧЬ»

Знакомство с буквой Ч, сказать , что это звук в русском языке бывает только мягким, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ;  пополнять словарный запас; упражнять в звуко- буквенном анализе слов со звуком чь, учить показать на схеме с камешками.

Занятие 7

Тема: «Буква Ш и звук Ш»

Знакомство с буквой Ш. Объяснить детям, что этот звук употребляется  в русском языке только твердом варианте, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

Занятие 8

Тема:  «Буква Ж  и звук Ж»

Знакомство с буквой Ж, Объяснить детям, что в русском языке звук ж  бывает только твердым, как звук ш. Дифференциация звуков ж и ш,  развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас; упражнять в словообразовании существительных, обозначающих детенышей животных, развивать зрительное, фонематическое, тактильное восприятие, мелкую моторику.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Тема: «Подружи звуки, составь слово»

Учить составлять слово из звуков; проводить звуко-буквенный анализ, используя камни, фишки  красного, синего и зеленого цвета, пополнять словарный запас, развивать мелкую моторику кистей рук.

Занятие 2

Тема «Интересные гласные».  «Буква Ё и звук Ё»

Знакомить детей с буквой Ё, сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' о]; сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез,  логическое мышление, мелкую моторику.

Занятие 3

 Тема: «Буква Й  и звук Й»

Знакомство с буквой Й, продолжать учить соотносить звук и букву, отметить на какую букву она похожа, объяснить, что этот звук только бывает мягким, развивать навык чтения слогов, слов;  упражнять в образовании формы единственного числа существительных от множественного,  развивать  фонематическое, восприятие, мелкую моторику.

Занятие 4

Тема: «Буква Х и звук Х, ХЬ».

Знакомство с буквой X, продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; упражнять в звуковом анализе слов, используя цветные камешки Марблса, развивать зрительное, фонематическое восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память.

 

Занятие 5

Тема: «Буква Ю и звук Ю»

Знакомство с буквой Ю, сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука [й' у]; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ, закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление.

Занятие 6

 Тема: «Узнай звук»

Учить проводить звуко-буквенный анализ слова с мягкими согласными звуками, уметь правильно определить мягкий согласный в слове, уметь определять положение звука в слове (в начале, середине, в конце)с использованием, палочек и камней Марблса.

Занятие 7

 Тема: «Буква Ц и звук Ц».

Знакомство с буквой Ц, сказать, что этот звук бывает только твердым в русском языке как и Ж,Ш. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; упражнять в подборе родственных слов, в составлении слов из слогов, пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление.

Занятие 8

 Тема: «Буква Э и звук Э».

Знакомство с буквой Э, продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, фонематический анализ и синтез, память.

МАРТ

Занятие 1

Тема: «Буква Э и буква Ю».

Продолжать учить соотносить звук и буквы Э, Ю; закреплять навык чтения слогов и слов. Продолжать учить делать звуковой анализ слов с заданными звуками, с помощью  фишек, камешек.

Занятие 2

Тема: «Буква Щ и звук Щ»        

Знакомство с буквой Щ, на какую букву она похожа, рассмотреть элементы, и  этот звук бывает только мягким в русском языке. Закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас; упражнять в образовании профессий с помощью суффикса -щик. Составлять предложения с названиями профессий.

Занятие 3

Тема: «Буква Ф и звук  Ф, ФЬ».

Знакомство с буквой Ф, развивать зрительное, тактильное и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, внимание, память, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; закреплять навык чтения слогов и слов; находить в словах  звуки Ф и ФЬ, пополнять словарный запас.

Занятие 4

 Тема: «Подружи звуки и составь слово».

Учить составлять слово из звуков; проводить звуко-буквенный анализ, при помощи разноцветных камней, продолжать учить правильно выделять только твердые согласные звуки, пополнять словарный запас, развивать мелкую моторику рук.

Занятие 5

Тема: «Буквы Ь и Ъ»

Знакомство с буквой Ь и  Ъ. Объяснить функцию этих букв, сопоставлять букву и её графический образ; закреплять навык чтения слов; упражнять в изменении множественного числа существительных по падежам (родительный падеж); пополнять словарный запас, развивать зрительное  восприятие, связную речь фонематический анализ и синтез, логическое мышление, мелкую моторику.

Занятие 6

 Тема:  «Буквы Ь и Ъ»  

  Продолжить знакомить с буквами Ъ и Ь,, продолжать учить соотносить звуки букву, сопоставлять букву и ее графический образ; развивать навык чтения слогов, слов; пополнять словарный запас, развивать зрительное, фонематическое восприятие.

Занятие 7

 Тема: «Чудесные превращения»

Учить рисовать буквы; конструировать их из шнурочков; выкладывать из камешков Марблса , лепить из пластилина по желанию детей. собирать разрезные буквы,  развивать мелкую моторику рук, воспитывать желание  заниматься вместе, учиться в школе.

Занятие 8

Тема: «Мы играем»

Учить узнавать букву в любом положении ( в начале, середине, конце ) слова, продолжать учить слоговому чтению, обозначать звуки фишками, камешками, пополнять словарный запас.

АПРЕЛЬ

Занятие 1

Тема: «Предложение, графические навыки» .

Уточнить знания детей: игровое упражнение .«Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, схему показать с палочками Кюизенера,  рисование по образцу в тетради в клетку, развивать мышление, мелкую моторику.

Занятие 2

Тема: «Слова и предложения».

Учить определять  количества слогов в словах, составление схем простых предложений. Продолжать учить работать с палочками Кюизенера в  определении слогов и в схемах предложения. Воспитывать ответственность, развивать мелкую моторику.

Занятие 3

Тема: «Дифференциация согласных звуков»

Учить выделять  в речи, в тексте данный звук. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов.  Учить показать результат при помощи палочек Кюизенера.  Развивать мелкую моторику рук, воспитывать желание учиться в школе.

 

Занятие 4

 Тема:  Закрепление пройденного материала.

Продолжать учить делать звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА),ударный слог и ударный гласный в слове, учить определять  ударный слог и схематично показать палочками Кюизенера.

Занятие 5

Тема: Работа  с предложением.

 Продолжать  чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графическое изображение  предложений с палочками Кюизенера. Развивать связную речь, мелкую моторику.

Занятие 6

Тема: Повторение пройденного материала.

 Закрепить  отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать связную речь, логическое мышление.

Занятие 7

 Тема: Работа  над предложением.

Продолжать учить составлять предложения из 3 слов о погоде, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги, используя палочки Кюизенера.  Развивать логическое мышление, зрительное, фонематическое  восприятие.

Занятие 8

Тема: дифференциация звуков. Предложение.

 Продолжать  отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «мама», называть первое, второе, третье слово, обозначить схематично, учить делить слово на слоги, делать звуковой анализ слов. Развивать мелкую моторику.

МАЙ

Занятие 1-2

 Тема: Подведение итогов.

Дать знания о  том, что мы познакомились со всеми звуками алфавита, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, продолжать учить детей правильно произносить все звуки, находить место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, понимать разницу между словом и предложением, делить слово на слоги, придумывать предложения с заданным количеством слов и аккуратно и быстро работать в прописях.

Занятие 3-4

Тема: диагностика.

                   

     13.   УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГАРАММЫ:

Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове)

      14 ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

-диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;

организация 

-практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей.

   15. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО- ПОСТРАНСТВЕННОЙ        РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

- Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т. д.)
- Наборы игрушек диких,  домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
- Схемы звукового анализа слов  (демонстрационные и раздаточные на каждого  ребёнка).
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.

-Набор камней Марблса

- Альбомы с заданиями.

-Палочки Кюизенера
- Буквы из разрезной азбуки.
- Дидактические игры с буквами, со словами.
- Детская литература.

- Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурки, трафареты.

- Дидактические игры: наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.

                                                                                                     Приложение 1    

                          Дидактические игры:                            

  1. «Кто больше»
  2.  «Слоговое лото»
  3. «Дополни слог, слово»
  4. «Перевёртыши»
  5. «Узнай звук»
  6. «Слоговой аукцион»
  7. «Найди слово в слове»
  8. «Третий лишний»
  9. «Напиши камешками»
  10. «Слушай хлопки
  11. «Волшебный мешочек»
  12. «Крылатое слово»
  13. «Один – много»
  14. «Пишущая машинка»
  15. «Звуковая цепочка»
  16. «Чей голосок?»
  17. «Подбери пару
  18. «Наоборот»
  19. «Рассыпанное слово»
  20. «Узнай по описанию»
  21.  «Синий – зелёный»
  22. «Расшифруй слово»
  23. «Повтори, не ошибись!»
  24.  «Заколдованные слова»
  25. «Найди букву»
  26. «Измени слово»
  27.  «Придумай слово»
  28. «Доскажи словечко»
  29. «Звук заблудился»
  30. «Закончи слово, предложение»
  31.  «Читаем сами»
  32.  «Звуковая цепочка»
  33.  «На какую букву»
  34.  «Обобщающие понятия»
  35.  «Наоборот»

                 

                                                                                                     Приложение 2

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)

***

На толстой белой ножке

Коричневая шляпка.

Наверняка любой грибник

Найти мечтает …(боровик)

***

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)

***
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (василек)

***
Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…(весна)

***

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач)

***

Говорю я брату:

- Ох! С неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеётся брат,-

Твой горох – ведь это …(град)

**
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох)

***

У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я — приветливая… (дверь).

***

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: …(Дятел)

***
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля… (енот)
***
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик)
***
Только вишня расцвела,
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: ... (жу-жу)

***

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

***
Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …(зима)

***

Ясными ночками
Гуляет с дочками.
Дочкам не твердит она:
— Спать ложитесь, поздно. —
Потому что мать — луна,
А дочурки…(звезды).

***
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется… (ишак).
***
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка)


***

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста).

***

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица,

Что за диво?

Это же ..(крапива)

***

Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит... (крокодил)

***

 Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… (картошка)!

Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам).

***

Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла - чудеса
Где ты, рыжая …(лиса)

***

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом?...(Лыжи)

***

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной…(медведь).
***
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик).
***

Кто имеет один рог?
Отгадайте! ... (Носорог)

***

Летом в огороде — свежие, зеленые,
А зимою в бочке — желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (Огурцы)
***

Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку —
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется … (орех)

***

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

***

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под берёзой растут.

Как их зовут? …(Подберёзовики)

***

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
«Кошка, брысь»,
Потому что это… (рысь).

***

 За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).

***

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

***
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок —
Взрослая… (собака).
***

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай –

Отправляется …(трамвай)

***
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки).
***
Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые,

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг –

Электрический …(утюг)

***
Весь день стоят на улице,

Прохожими любуются.

Их служба начинается,

Когда уже смеркается,

И не погаснут до зари

Глаза ночные …(фонари)

***

На маленькой площадке крик:

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

Весёлая игра!...(Хоккей)

***

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля...
Кто же это? ... (Цапля)

***

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

***
Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)
***

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка,

Конечно, это …(щука)
***

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …(Эскимо)

***

 К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

***

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось …(эхом)
***

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица

Музыкальная …(юла)

***

Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме!

И за это братик мой

Называл меня …(юлой)

***

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким …(ягнёнком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...