Презентация«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)

Ковалева Нина Николаевна

Презентация«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте» Подготовила: Нина Николаевна Ковалева, воспитатель ВКК, МБДОУ №1 «Росинка»

Слайд 2

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке. Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Слайд 3

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Слайд 4

Игры на этапе выделения звука из ряда звуков, слогов, слов «Поймай комара» ; «Поймай жука»; «Составь поезд»; «Рассели слова по домам»; «Кто в каком вагоне поедет?»; «Четвертый лишний».

Слайд 6

Для запоминания букв - «Тело – буква»; «Угадай букву»; «Из какой буквы получился узор?»; «Разрезные картинки -буквы»; «Пройди по дорожке»; «Выложи букву»; «Дорисуй букву».

Слайд 7

Игра «Найди и подчеркни» Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать , какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Слайд 8

- «Позовем звуки домой»; - «Подбери схему к картинке»; - «Подбери картинку к схеме»; «Светофор»; «Подружи звуковиков»; - «Колокольчики». Звуковой анализ и синтез

Слайд 9

Начинаем складывать слоги «Почта»; «Закончи слово»; «Кто в каком домике живет?»; «Найди слог»; «Собери гусеницу»; «Сложи картинку» и т. д.

Слайд 10

При обучении чтению «Найди и прочитай» или «Собери гусеницу»; «Подбери картинки к словам»; «Составь слово к картинке»; «Составь слово по первым буквам названий картинок»; «Расшифруй слово»; «Круги Луллия».

Слайд 11

Когда дети начинают читать «Составь предложение»; «Составь предложение по схеме» и пр.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №1 «Росинка»

Мастер-класс для педагогов:

«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»

Подготовила: воспитатель ВКК,

МБДОУ №1 «Росинка» Н. Н. Ковалева

2022 г.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»

(Слайд 1)

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что:

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше, и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.

Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;

Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, предложенным школьной программой;

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Задачи:

- Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;

- Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию игровых технологий в подготовке дошкольников к обучению грамоте;

- Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация знаний педагогов о формах и приемах работы по подготовке детей к обучению грамоте;

- Практическое усвоение педагогами необходимых навыков работы в подготовке детей к обучению грамоте;

- Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

- Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;

Ход мастер-класса

Что мы вкладываем в понятие «грамота»?

(Слайд 2)

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. (Слайд 3)

Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

(Слайд 4)

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Основной вид деятельности для ребенка дошкольного возраста – это игра. Потребность в игре у дошкольников необходимо использовать для решения образовательных задач. Игра активно воздействует на познавательную деятельность детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Использование игровых приемов при обучении грамоте позволяет поддерживать у детей интерес к выполняемой деятельности. Поэтому на занятиях мною используются дидактические игры и упражнения, чтобы заинтересовать каждого ребенка, создать у детей эмоциональный настрой, повысить их работоспособность. В дидактической игре сочетаются познавательное содержание и привлекательная для ребенка игровая деятельность. Дидактическая игра может сделать серьезный, напряженный труд интересным, привлекательным для ребенка. А при повторе действий формируются умения и навыки.

А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.

В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.

(Слайд 5) На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов, слов используются следующие игровые приемы: «Поймай комара» (выделяем звук «З»), «Поймай жука» (звук «Ж») (называем слова с этими звуками, если есть звук – ловим, т.е. хлопаем в ладоши.

(Слайд 6)

 «Составь поезд» (на паровозике - буква, нужно найти вагончики, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с соответствующего звука). При определении места звука в слове: «Рассели слова по домам», «Кто в каком вагоне поедет?»,  «Читаем» слова по первым звукам картинок.

Игра «Четвертый лишний». Детям предлагаются карточки с изображенными на них буквами. Одна из них лишняя. Например, три буквы обозначают согласные звуки, а одна буква – гласный звук. Или наоборот.

Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ):

«Подарки»

Педагог просит назвать имена детей и подобрать каждому подарки на тот же звук, на который начинается имя.

 «Магазин»

Взрослый (или ребенок) выбирает несколько товаров, которые хочет купить. Кассир определят количество слогов в названии товара, выдвигает чек на соответствующее количество делений, озвучивает цену (3 слога – 3 деления на чековой ленте – 3 монеты).

(Слайд 7)

Для запоминания букв использую игровое упражнение «Тело – буква». Дети изображают букву с помощью своего тела или пальчиков. В игре «Угадай букву» ведущий произносит следующие слова:

Мы немножко поиграем.

Вспомним буквы, отгадаем.

А ты Ваня не зевай,

Быстро букву называй.

Ребенку на спине медленно рисуется контур буквы. Он должен ее назвать.

Еще одно интересное упражнение – «Из какой буквы получился узор?». Лист бумаги нужно сложить два раза пополам, начертить букву и вырезать, не разрезая лист по сгибам, развернуть его – получается интересный узор. Дети должны узнать букву, из которой составлен узор. Затем лист складываем и проверяем, правильно ли они угадали.

Чтобы лучше запомнить букву, предлагается такое задание – пройди по дорожке от буквы до домика. В левом верхнем углу листа изображена буква, в правом, нижнем – домик. На листе написаны разные буквы. Нужно проложить дорожку, двигаясь только по заданной букве.

Игра «Дорисуй букву» помогает запомнить буквы, избежать в дальнейшем ошибок при их написании. Дети дописывают недостающие элементы буквы.

Очень нравится детям угадывать, какие буквы спрятались за забором, за грибами, какие буквы плывут в лодке, едут в автобусе, выглянули в окно и т. д. На рисунке видна лишь часть буквы.

Составляем разрезные картинки с изображенными на них буквами. Картинки разрезаются на 2, на 4 части, на 6, на 8 частей. Чтобы лучше запомнить букву, ищем ее среди других.

(Слайд 8)

Игра «Найди и подчеркни»

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом.

 Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Выложи букву» - счетные палочки, пластилин, ленточки, лего…

Игра «Заштрихуй букву».

(Слайд 9)

Звуковой анализ и синтез

 «Позовем звуки домой»

Первый звук, второй и третий…

«Подбери схему к картинке»

Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.

«Подбери картинку к схеме»

Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.

«Светофор»- педагог называет звуки, дети показывают соответствующий квадрат (синий, зеленый, красный)

«Подружи звуковичков» - Сколько дружит звуков? 2! Какие? И.т. д.

«Колокольчики» - звонкий и глухой.

(Слайд 10) Начинаем складывать слоги - продолжаем играть, чтобы обучение было в радость. Игра «Почта». Ребенок, прочитав слог на конверте, должен догадаться, какому сказочному персонажу или животному адресовано письмо.

«Закончи слово». Слева от картинки - первый слог, справа – несколько вариантов последнего. Нужно найти нужный слог и прочитать все слово. «Кто в каком домике живет?» На домиках написаны первые слоги имен мальчиков и девочек.

 «Найди слог». На карточке в центре изображен какой-либо предмет, вокруг написаны слоги. Нужно найти слог, на который начинается слово. Чтобы найти нужный слог, надо прочитать несколько слогов. Дети увлечены поиском и с легкостью выполняют задание.

«Сложи картинку». Картинка разрезана на несколько частей, на каждой части внизу написан слог. Дети складывают картинку и читают слово – подпись к данной картинке.

(Слайд 11) В дальнейшем при обучении чтению читаем маленькие слова.

«Найди и прочитай» или «Собери гусеницу», на кружочках написаны слоги. Ребенок должен расставить кружочки в нужном порядке, чтобы получилось слово, и прочитать его. Конец одного слова – начало второго.

С большим интересом дети подбирают картинки к словам, которые им раздаются на карточках. Сначала одно слово, затем два, три. В дальнейшем задание усложняется. Теперь наоборот нужно найти подпись к картинке. Для этого ребенку надо прочитать уже не одно или два слова, а несколько слов, прежде, чем он найдет свое.

Игра «Расшифруй слова». На карточках написаны буквы, рядом с каждой буквой – геометрическая фигура. Буквы расставляются по порядку, и получается слово.

(Слайд 12) Когда дети начинают читать предложения, им предлагается игра «Составь предложение», затем «Составь предложение по схеме».

На всех этапах подготовки к обучению грамоте я широко использую круги Луллия.

Играя, ребенок учится пользоваться своими знаниями и умениями в разных ситуациях, применять их на практике.

С помощью дидактических игр обучение становиться радостным, увлекательным делом. Дети уже в дошкольном возрасте могут без напряжения и перегрузок усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе.

(Слайд 13) Вывод:

В результате проведения таких игр, дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными, разной активностью одинаково, живо и с интересом включаются в игры со звуками, слогами, словами, буквами. К концу обучения дети на занятиях показывают высокий уровень подготовки к школе. И в дальнейшем, при обучении чтению и письму, ребёнок «не потеряет» ни одной буквы, так как он умеет выделять все звуки в слове от первого до последнего, определять их количество и последовательность, делить слова на слоги. 

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте

Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте для детей 5-7 лет...

Звуки "Д" и "Т" в словах (дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте для детей 6 - 7 лет)

дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте для детей 6 - 7 лет....

Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет с ОНР

Материал содержит картотеки Дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет...

Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте

Дидактический материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...