Презентация«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)
Презентация«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке. Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: • Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); • Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Игры на этапе выделения звука из ряда звуков, слогов, слов «Поймай комара» ; «Поймай жука»; «Составь поезд»; «Рассели слова по домам»; «Кто в каком вагоне поедет?»; «Четвертый лишний».
Для запоминания букв - «Тело – буква»; «Угадай букву»; «Из какой буквы получился узор?»; «Разрезные картинки -буквы»; «Пройди по дорожке»; «Выложи букву»; «Дорисуй букву».
Игра «Найди и подчеркни» Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать , какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).
- «Позовем звуки домой»; - «Подбери схему к картинке»; - «Подбери картинку к схеме»; «Светофор»; «Подружи звуковиков»; - «Колокольчики». Звуковой анализ и синтез
Начинаем складывать слоги «Почта»; «Закончи слово»; «Кто в каком домике живет?»; «Найди слог»; «Собери гусеницу»; «Сложи картинку» и т. д.
При обучении чтению «Найди и прочитай» или «Собери гусеницу»; «Подбери картинки к словам»; «Составь слово к картинке»; «Составь слово по первым буквам названий картинок»; «Расшифруй слово»; «Круги Луллия».
Когда дети начинают читать «Составь предложение»; «Составь предложение по схеме» и пр.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №1 «Росинка»
Мастер-класс для педагогов:
«Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»
Подготовила: воспитатель ВКК,
МБДОУ №1 «Росинка» Н. Н. Ковалева
2022 г.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке к обучению грамоте»
(Слайд 1)
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что:
Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше, и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.
Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;
Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, предложенным школьной программой;
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;
- Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ по использованию игровых технологий в подготовке дошкольников к обучению грамоте;
- Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация знаний педагогов о формах и приемах работы по подготовке детей к обучению грамоте;
- Практическое усвоение педагогами необходимых навыков работы в подготовке детей к обучению грамоте;
- Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
Ход мастер-класса
Что мы вкладываем в понятие «грамота»?
(Слайд 2)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. (Слайд 3)
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
(Слайд 4)
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Основной вид деятельности для ребенка дошкольного возраста – это игра. Потребность в игре у дошкольников необходимо использовать для решения образовательных задач. Игра активно воздействует на познавательную деятельность детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Использование игровых приемов при обучении грамоте позволяет поддерживать у детей интерес к выполняемой деятельности. Поэтому на занятиях мною используются дидактические игры и упражнения, чтобы заинтересовать каждого ребенка, создать у детей эмоциональный настрой, повысить их работоспособность. В дидактической игре сочетаются познавательное содержание и привлекательная для ребенка игровая деятельность. Дидактическая игра может сделать серьезный, напряженный труд интересным, привлекательным для ребенка. А при повторе действий формируются умения и навыки.
А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
(Слайд 5) На этапе выделения звука из ряда звуков, слогов, слов используются следующие игровые приемы: «Поймай комара» (выделяем звук «З»), «Поймай жука» (звук «Ж») (называем слова с этими звуками, если есть звук – ловим, т.е. хлопаем в ладоши.
(Слайд 6)
«Составь поезд» (на паровозике - буква, нужно найти вагончики, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с соответствующего звука). При определении места звука в слове: «Рассели слова по домам», «Кто в каком вагоне поедет?», «Читаем» слова по первым звукам картинок.
Игра «Четвертый лишний». Детям предлагаются карточки с изображенными на них буквами. Одна из них лишняя. Например, три буквы обозначают согласные звуки, а одна буква – гласный звук. Или наоборот.
Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ):
«Подарки»
Педагог просит назвать имена детей и подобрать каждому подарки на тот же звук, на который начинается имя.
«Магазин»
Взрослый (или ребенок) выбирает несколько товаров, которые хочет купить. Кассир определят количество слогов в названии товара, выдвигает чек на соответствующее количество делений, озвучивает цену (3 слога – 3 деления на чековой ленте – 3 монеты).
(Слайд 7)
Для запоминания букв использую игровое упражнение «Тело – буква». Дети изображают букву с помощью своего тела или пальчиков. В игре «Угадай букву» ведущий произносит следующие слова:
Мы немножко поиграем.
Вспомним буквы, отгадаем.
А ты Ваня не зевай,
Быстро букву называй.
Ребенку на спине медленно рисуется контур буквы. Он должен ее назвать.
Еще одно интересное упражнение – «Из какой буквы получился узор?». Лист бумаги нужно сложить два раза пополам, начертить букву и вырезать, не разрезая лист по сгибам, развернуть его – получается интересный узор. Дети должны узнать букву, из которой составлен узор. Затем лист складываем и проверяем, правильно ли они угадали.
Чтобы лучше запомнить букву, предлагается такое задание – пройди по дорожке от буквы до домика. В левом верхнем углу листа изображена буква, в правом, нижнем – домик. На листе написаны разные буквы. Нужно проложить дорожку, двигаясь только по заданной букве.
Игра «Дорисуй букву» помогает запомнить буквы, избежать в дальнейшем ошибок при их написании. Дети дописывают недостающие элементы буквы.
Очень нравится детям угадывать, какие буквы спрятались за забором, за грибами, какие буквы плывут в лодке, едут в автобусе, выглянули в окно и т. д. На рисунке видна лишь часть буквы.
Составляем разрезные картинки с изображенными на них буквами. Картинки разрезаются на 2, на 4 части, на 6, на 8 частей. Чтобы лучше запомнить букву, ищем ее среди других.
(Слайд 8)
Игра «Найди и подчеркни»
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом.
Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).
Игра «Выложи букву» - счетные палочки, пластилин, ленточки, лего…
Игра «Заштрихуй букву».
(Слайд 9)
Звуковой анализ и синтез
«Позовем звуки домой»
Первый звук, второй и третий…
«Подбери схему к картинке»
Выставляется картинка и набор схем. Дети находят ту схему, которая подходит к данной картинке.
«Подбери картинку к схеме»
Детям предложена схема и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме.
«Светофор»- педагог называет звуки, дети показывают соответствующий квадрат (синий, зеленый, красный)
«Подружи звуковичков» - Сколько дружит звуков? 2! Какие? И.т. д.
«Колокольчики» - звонкий и глухой.
(Слайд 10) Начинаем складывать слоги - продолжаем играть, чтобы обучение было в радость. Игра «Почта». Ребенок, прочитав слог на конверте, должен догадаться, какому сказочному персонажу или животному адресовано письмо.
«Закончи слово». Слева от картинки - первый слог, справа – несколько вариантов последнего. Нужно найти нужный слог и прочитать все слово. «Кто в каком домике живет?» На домиках написаны первые слоги имен мальчиков и девочек.
«Найди слог». На карточке в центре изображен какой-либо предмет, вокруг написаны слоги. Нужно найти слог, на который начинается слово. Чтобы найти нужный слог, надо прочитать несколько слогов. Дети увлечены поиском и с легкостью выполняют задание.
«Сложи картинку». Картинка разрезана на несколько частей, на каждой части внизу написан слог. Дети складывают картинку и читают слово – подпись к данной картинке.
(Слайд 11) В дальнейшем при обучении чтению читаем маленькие слова.
«Найди и прочитай» или «Собери гусеницу», на кружочках написаны слоги. Ребенок должен расставить кружочки в нужном порядке, чтобы получилось слово, и прочитать его. Конец одного слова – начало второго.
С большим интересом дети подбирают картинки к словам, которые им раздаются на карточках. Сначала одно слово, затем два, три. В дальнейшем задание усложняется. Теперь наоборот нужно найти подпись к картинке. Для этого ребенку надо прочитать уже не одно или два слова, а несколько слов, прежде, чем он найдет свое.
Игра «Расшифруй слова». На карточках написаны буквы, рядом с каждой буквой – геометрическая фигура. Буквы расставляются по порядку, и получается слово.
(Слайд 12) Когда дети начинают читать предложения, им предлагается игра «Составь предложение», затем «Составь предложение по схеме».
На всех этапах подготовки к обучению грамоте я широко использую круги Луллия.
Играя, ребенок учится пользоваться своими знаниями и умениями в разных ситуациях, применять их на практике.
С помощью дидактических игр обучение становиться радостным, увлекательным делом. Дети уже в дошкольном возрасте могут без напряжения и перегрузок усвоить то, что будет основой в дальнейшем обучении в школе.
(Слайд 13) Вывод:
В результате проведения таких игр, дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными, разной активностью одинаково, живо и с интересом включаются в игры со звуками, слогами, словами, буквами. К концу обучения дети на занятиях показывают высокий уровень подготовки к школе. И в дальнейшем, при обучении чтению и письму, ребёнок «не потеряет» ни одной буквы, так как он умеет выделять все звуки в слове от первого до последнего, определять их количество и последовательность, делить слова на слоги.
(Слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте
Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте для детей 5-7 лет...
Звуки "Д" и "Т" в словах (дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте для детей 6 - 7 лет)
дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте для детей 6 - 7 лет....
Картотека дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет с ОНР
Материал содержит картотеки Дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет...
Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте
Дидактический материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Использование практических приемов игровой технологии Воскобовича В.В. при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены игры: «Рисование веревочками», «Азбука букв», «Веревочкины сказки», «Конструктор букв»,...