Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дьяченко Александра Александровна
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 
-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек; 
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; 
-увеличить амплитуду движений; 
-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов; 
-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. 
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рекомендации для родителей19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-увеличить амплитуду движений;

-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.

Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение описание. Например:

Широка река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Я слегка прикрою рот,

 Губы - «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.

При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.

Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3-4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог

Выполняя с ребёнком артикуляционную гимнастику, не забывайте пополнять словарный запас детей, учите слышать все звуки речи! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

. Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

Артикуляционные упражнения:

« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла.  Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык

Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

Артикуляционные упражнения:

« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла.  Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык

.

                                                                                                   Консультацию подготовила:

Учитель-логопед

Кабатова Е.В.

Упражнения для губ:

- Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.

- Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.

- Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.

- Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.

- Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.

- Надуть обе щеки («толстушки»), затем  втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).

Упражнения для развития движений мышц щек:

- Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.

- Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.

Упражнения для развития движений языка:

- Упражнение «Змейка» - показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.

- Упражнение «Дразнилки» - показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.

- Упражнение« Часики» - переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.

- Упражнение «Орешек» - кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.

- Упражнение «Вкусное варенье» - медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.

- Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.

- Упражнение «Ловкий язычок» - рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:

- Упражнение «Карусель» - рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.

- Упражнение «Лошадки» - открыть рот, пощелкать (поцокать) языком.

- Упражнение «Грибок» - открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.

Специальная артикуляционная гимнастика

Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.

Например: устраняем недостатки произношения звука Л.

Артикуляционные упражнения:

« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла.  Вызванный звук Л закрепляется в слогах.

При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.

Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционной гимнастики перед пением

Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, ...

Показ выполнения артикуляционной гимнастики детьми, зачисленными на занятие с логопедом.

Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики ("Сказка о весёлом язычке") и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений....

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...

Артикуляционная гимнастика перед пением на музыкальных занятиях в детском саду

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонематического слуха....

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом каждый день....