Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации для родителей | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.
Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение описание. Например:
Широка река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Я слегка прикрою рот,
Губы - «хоботком» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке у-у-у.
Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.
При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.
Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3-4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог
Выполняя с ребёнком артикуляционную гимнастику, не забывайте пополнять словарный запас детей, учите слышать все звуки речи! Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
. Специальная артикуляционная гимнастика
Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.
Например: устраняем недостатки произношения звука Л.
Артикуляционные упражнения:
« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.
«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Вызванный звук Л закрепляется в слогах.
При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.
Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык
Специальная артикуляционная гимнастика
Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.
Например: устраняем недостатки произношения звука Л.
Артикуляционные упражнения:
« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.
«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Вызванный звук Л закрепляется в слогах.
При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.
Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык
.
Консультацию подготовила:
Учитель-логопед
Кабатова Е.В.
Упражнения для губ:
- Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
- Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.
- Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
- Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
- Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.
- Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).
Упражнения для развития движений мышц щек:
- Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
- Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
- Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Упражнения для развития движений языка:
- Упражнение «Змейка» - показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
- Упражнение «Дразнилки» - показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
- Упражнение« Часики» - переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
- Упражнение «Орешек» - кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.
- Упражнение «Вкусное варенье» - медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.
- Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.
- Упражнение «Ловкий язычок» - рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:
- Упражнение «Карусель» - рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.
- Упражнение «Лошадки» - открыть рот, пощелкать (поцокать) языком.
- Упражнение «Грибок» - открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.
Специальная артикуляционная гимнастика
Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.
Например: устраняем недостатки произношения звука Л.
Артикуляционные упражнения:
« Часики» - губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Путешествие язычка» - рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.
«Болтушка» - язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Вызванный звук Л закрепляется в слогах.
При губном произношении звука Л - взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.
Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционной гимнастики перед пением
Артикуляционная гимнастика является основой формирования основных звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, ...
Показ выполнения артикуляционной гимнастики детьми, зачисленными на занятие с логопедом.
Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики ("Сказка о весёлом язычке") и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений....
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...
Артикуляционная гимнастика перед пением на музыкальных занятиях в детском саду
Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонематического слуха....
Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом каждый день....