Практикум " Использование игр ТРИЗ на занятиях по обучению грамоте, в подготовительной группе.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Решетникова Юлия Павловна

В данном практикуме хочу познакомить педагогов с использованием игр ТРИЗ технологии на занятиях по обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Одуванчик»

Практикум «Использование игр ТРИЗ на занятиях по обучению грамоте, в подготовительной группе»

Подготовил учитель-логопед

 1 квалификационной категории

Решетникова Ю.П.

2022 г.

п.Турма

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Дошкольный возраст уникален, так как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

В данном практикуме хочу познакомить педагогов с использованием игр ТРИЗ технологии на занятиях по обучению грамоте. Задачи их использования: разнообразить варианты заданий, развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Основная мотивация заданий удовлетворение потребности в положительном эмоциональном общении, достижение успеха в ходе выполнения упражнений. В играх использовались приемы ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико – семантическом, фонетическом, звуко – буквенном.

Игра «Теремок»  

На столе разложены предметные картинки, все участники берут по одной. Ведущий называет свою картинку и озвучивает, по какому признаку он будет принимать «жильцов». «Тот у кого со мной есть что-то общее» или «Тот кто от меня отличается». Участники ищут подходящие по условию признаки. Признаки: количество звуков или слогов в слове, ударный слог, с какого звука начинается, наличие определённого звука, место звука в слове, длинна слова и т.п.

Затем тоже самое проигрывается с буквами. Признаки: по внешнему виду, по звуковым характеристикам.

Игра «Я беру тебя с собой»

Ведущий выбирает изображение на картинке по определённому признаку. Н.п. количество звуков или слогов в слове, ударный слог, с какого звука начинается, наличие определённого звука, место звука в слове, длинна слова и т.п.  Участники тоже берут разные картинки и пытаются догадаться по какому признаку выбрана картинка ведущим, предлагают свои картинки, если видят сходство.

Игра «Карусель»

Подвижная игра. На полу лежит пособие «Карусель», на нем разложены цифры от одного до 8. На столе разложены картинки. Участники делятся на две команды. По очереди берут картинку, определяют количество слогов в слове и кладут на соответствующий сектор.

Игра «Витрина»

Из множества картинок загадывается одна. Ведущий-продавец и он хочет «продать» за большее количество вопросов, а участники-покупатели стараются «купить» за меньшее. Ведущий спрашивает, может ли кто-то «купить» за один вопрос?  Побеждает тот участник у которого больше картинок.

Игра с мячом «Изобретатель»

Получить новые слова, убрав первый звук, затем убрав последний звук.

Игра «Догонялки»

Подвижная игра. Участники  делятся на две команды. Одной команде раздаются карточки с гласными буквами, другой с согласными. По команде «гласные» убегают, «согласные» догоняют их. Затем встают парами и читают образовавшиеся слоги, прямые и обратные.

Игра «Отгадай!»

Ведущий загадывает животное. Даёт подсказку, составить звукоподражание по первым звукам названий предъявляемых картинок.

Игра «Звуковая мозаика»

Участникам раздаётся игровое поле, разлинованное на квадраты, 6 на 6. Ведущий называет слова, участники должны выделить первый звук в слове и закрасить квадрат определённым цветом. Если звук гласный- красным цветом, если согласный твёрдый- синим, если согласный мягкий- зелёным. В результате получается определённый узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

Использование игрового пособия "Дерево знаний". Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиск клада грамотеев».

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО- многофункциональное игровое пособие по развитию речи "Дерево знаний". Конспект занятия по обу...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...