Cеминар-практикум
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа)

Жукова  М.С.

imageМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жукова Мария Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»

 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

 «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

В. М. Бехтерев

 

Одним из инновационных педагогических методов развития речи является мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Метод «Волшебные колечки» основан на мнемотехнике, этот метод можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов;

- при подготовки к обучении грамоте.

 

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому важно использовать данную технологию в своей работе.

 

Пособие «Волшебные колечки» изготавливается не сложно. Само кольцо представляет собой картонную основу (полоска бумаги) и приклеенную к ней картинку.

 

Рассмотрим варианты работы с данным пособием.

  1. Пересказ сказок. На колечках изображены герои пересказываемой сказки. Пересказ сопровождается надеванием “колечка” с героем на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
  2. Заучивания стихотворения. Делится на несколько этапов:

- выбор стихотворения, где выделяются главные ключевые слова, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

- выразительное чтение стихотворения. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

- деление стихотворения на части.

- чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

- повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

- рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

3. Подготовка к обучению грамоте.

 

- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Л». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: лапа, лама, лось. «ЛЬ» - лиса, лягушка, лев.

- при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.

- при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, один ребенок выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «З», а второй ребенок - колечки, в которых есть звук «С».

4. Формирование элементарных математических представлений.

- соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);

- упражнять в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

- при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

- при использовании порядковых числительных (колечки с картинками);

- при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

- уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)

- при формировании представлений о форме, размере.

5. Игры с колечками при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов.

 

Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается речь, фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_ped_sovet.doc2.55 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

Cеминар-практикум для родителей "В гости к сказке"

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: 1.​ Сплочение коллектива родителей. 2​. Создание доверительной атмосферы в группе родителей. 3.​ Поддер...

Cеминар – практикум для педагогов. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Я предлагаю вам, ...

Cеминар – практикум «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Cеминар – практикум  «Формирование творческих способностейдетей дошкольного возраста черезтеатрализованные игры»...

Cеминар-практикум для педагогов "Знакомство с одним из направлений артпедагогики – нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

Cеминар - практикум для родителей по профилактике плоскостопия детей старшего дошкольного возраста по сюжету сказки Р. Д. Киплинга «Маугли»

Данная методическая разработка  позволит повысить  педагогическую культуру  родителей по вопросам  профилактики плоскостопия и создаст  положительный эмоциональный  комфо...