Cеминар-практикум
методическая разработка по обучению грамоте (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
Жукова Мария Сергеевна
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
В. М. Бехтерев
Одним из инновационных педагогических методов развития речи является мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Метод «Волшебные колечки» основан на мнемотехнике, этот метод можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов;
- при подготовки к обучении грамоте.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому важно использовать данную технологию в своей работе.
Пособие «Волшебные колечки» изготавливается не сложно. Само кольцо представляет собой картонную основу (полоска бумаги) и приклеенную к ней картинку.
Рассмотрим варианты работы с данным пособием.
- Пересказ сказок. На колечках изображены герои пересказываемой сказки. Пересказ сопровождается надеванием “колечка” с героем на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
- Заучивания стихотворения. Делится на несколько этапов:
- выбор стихотворения, где выделяются главные ключевые слова, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
- выразительное чтение стихотворения. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
- деление стихотворения на части.
- чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
- повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
- рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
3. Подготовка к обучению грамоте.
- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Л». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: лапа, лама, лось. «ЛЬ» - лиса, лягушка, лев.
- при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.
- при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, один ребенок выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «З», а второй ребенок - колечки, в которых есть звук «С».
4. Формирование элементарных математических представлений.
- соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
- упражнять в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
- при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
- при использовании порядковых числительных (колечки с картинками);
- при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
- уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)
- при формировании представлений о форме, размере.
5. Игры с колечками при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается речь, фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_ped_sovet.doc | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия...
Cеминар-практикум для родителей "В гости к сказке"
Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: 1. Сплочение коллектива родителей. 2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей. 3. Поддер...
Cеминар – практикум для педагогов. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Я предлагаю вам, ...
Cеминар – практикум «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Cеминар – практикум «Формирование творческих способностейдетей дошкольного возраста черезтеатрализованные игры»...
Cеминар-практикум для педагогов "Знакомство с одним из направлений артпедагогики – нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в...
Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....
Cеминар - практикум для родителей по профилактике плоскостопия детей старшего дошкольного возраста по сюжету сказки Р. Д. Киплинга «Маугли»
Данная методическая разработка позволит повысить педагогическую культуру родителей по вопросам профилактики плоскостопия и создаст положительный эмоциональный комфо...