Методическая разработка "Хлеб- начало всех начал"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Методическая разработка о ценности хлеба, о его длинном пути перед попадание его на стол. Занятие построенно интересно, занимательно. Перед проведением занятия демонстрировалась презентация о хлебе, о труде человека на разных этапах прохождения от зерна до магазина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка о хлебе | 70.5 КБ |
Методическая разработка "" Хлеб-начало всех начал" | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДО ГБОУ СОШ №100
Конспект открытого занятия по теме
«Хлеб – начало всех начал»
подготовительная группа
подготовила и провела
воспитатель: Гаврилюк Т.И.
г. Санкт-Петербург
2022г.
Цель:
- Закрепить знание детей о долгом пути хлеба: выращивание, сбор, обмолот, выпечка.
- Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
ОО Познавательное развитие:
- Закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом.
- Познакомить с видами зерновых культур.
- Закрепить навык количественного и порядкового счета, умение отвечать на вопрос: какой по счету?
- Упражнять в ориентировке в пространстве: нахождении слов по заданию воспитателя: на третьем? на пятом? между словами и т.д.
- Закреплять навык написания цифр, умение сравнивать числа, пользоваться знаками >, < или =.
- Развивать внимание, память, мышления.
ОО Речевое развитие:
- Упражнять в нахождении самых длинных и самых коротких слов, с помощью деления на слоги.
- Продолжать учить делать звуковой анализ слова ДОМ.
- Формировать языковое чутье.
- Актуализировать, обогащать лексикон детей по теме «Хлеб».
- Пополнить словарь детей, новыми словами: зерно, колосья, поле, комбайн, элеватор, мельница, хлебозавод, магазин, дом.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Совершенствовать навыки связного высказывания.
- Умение работать в коллективе.
ОО Физическое развитие:
- Формирование мелкой и общей моторики.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы по теме «Хлеб»: сказка «Про удивительное растение с чудо-колосками», знакомство со стихами, загадками, пословицами о хлебе.
- Беседы: « О роли хлеба в жизни человека», «Виды зерновых культур», «Сельскохозяйственная техника», «Длинный путь зерна» «Хлеб, как предмет культа».
- Знакомство с профессиями взрослых, принимавших участие в выращивании хлеба.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: «Какой бывает хлеб?», «Что сначала, что потом?», «Доскажи словечко», «Волшебный мяч».
- Рассматривание сельскохозяйственной техники.
- Рассматривание предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса выращивания хлеба.
- Знакомство с видами зерновых культур, частями растений, с условиями необходимыми для жизни растений.
- Сюжетно – ролевые игры, позволяющие детям отражать в игре мир взрослых «Магазин», «Пекарня», «Шоферы».
- Просмотр презентаций о длинном прохождении хлеба: от зерна до стола.
Материал к занятию:
- развивающая среда в группе: колоски зерна пшеницы, мука пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, поля, злаков, написанная цепочка слов от зерна до хлеба, разные виды хлебобулочных изделий в сюжетно-ролевой игре «Магазин»,
- игра «Стрелочка»- использование на занятиях по ФЭМП
написанные слова пути, который проходит Хлеб от зернышка до стола.
Ход деятельности:
Дети сидят в круге. Приветствие друг друга.
Воспитатель: Давайте с вами встанем, возьмемся за руки и настроимся на работу.
«Мы все за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся».
Воспитатель: От улыбки друга, у вас появилось хорошее настроение.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Разминка». На столе лежит круг со стрелочкой и разложены по кругу цифры. Дети по очереди крутят стрелочку, и отвечают на вопросы воспитателя:
- Назовите число на один больше? на один меньше? Соседей числа? Какой день недели показала стрелочка? Продолжи счет от заданого числа и т.д.
Послушайте загадку:
Мнут, катают,
В печи закаляют,
Потом за столом,
режут ножом. (Хлеб)
На столике удивления под салфеткой находят отгадку – булка Хлеба.
Воспитатель: читает стихотворение С. Погореловского
Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
- А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно ).
Воспитатель: Ребята, а какой бывает хлеб? (ответы детей: пшеничный, столичный, мягкий, пышный, ржаной, аппетитный, белый, черный и т.д.).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Вы знаете, что в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишний хлеб, не выбрасывать хлеб.
Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Давайте с вами вспомним весь путь, который прошел хлеб, прежде чем попасть к вам на стол.
Сейчас поиграем в игру «Цепочка.
Воспитатель:Как вы думаете, с чего начинает свой путь хлеб? Правильно, с зерна.
Вот у меня есть первое слово – это ЗЕРНО.
- Что дальше необходимо, чтоб зерно начало расти? (поле, земля) есть у нас такие слова? (ответы детей).
Находят слово ПОЛЕ.
- Что потом происходит с зерном?
Правильно, вырастает колосок.
Дети находят и читают слово КОЛОСОК, выставляют его в цепочку.
Получилась выстроенная цепочка из слов ЗЕРНО – ПОЛЕ - КОЛОСОК
Физкульминутка.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Загадка.
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?
Дети: КОМБАЙН.
- Какой первый звук в слове комбайн? (К)
Дети вместе с воспитателем находят на столе слово Комбайн.
Воспитатель: Получилась цепочка: ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН….
- Куда попадает зерно потом? (ответы детей.)
- Правильно, дальше зерно везут на элеватор. Его там сушат.
- Как вы думаете, зачем зерно сушить?
Дети находят слово ЭЛЕВАТОР, и добавляют его в построенную цепочку.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР….
Воспитатель: Что потом происходит с нашим зерном???
Воспитатель: Правильно, его везут на мельницу. Назовите 1-й звук в слове мельница. М-М-М.
- Посмотрите, есть у нас слово, начинащееся на букву ЭМ (дети находят слово МЕЛЬНИЦА, и добавляют с ложившуюся цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА…
Здесь такое с ним творится
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Что это за порошок?
Ответы детей: (МУКА)
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА - МУКА
На столе в тарелочке накрытой салфеткой, дети обнаруживают МУКУ.
Воспитатель: Что же происходит дальше? Кто из вас знает?
Дети: муку везут на хлебозавод.
Воспитатель: С какого звука начинается слово ХЛЕБОЗАВОД?
Дети: со звука Х.
Воспитатель: Давайте поищем слово ХЛЕБОЗАВОД, и поставим его в нашу цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД…
- Что с нашим хлебом происходит дальше?
Дети: Хлеб везут в магазин.
Воспитатель: посмотрите, есть у нас на столе слово МАГАЗИН?
Находят слово МАГАЗИН и добавляют его в построенную цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД- МАГАЗИН
- А дальше?
Дети: дальше хлеб попадает с магазина к нам домой. Есть у нас слово ДОМ???
Находят слово и добавляют в цепочку выстроенных раннее слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД- МАГАЗИН - ДОМ
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько слов получилось в нашей цепочке?
Дети: 10.
Воспитатель: Вот такой длинный путь проходит наше зерно, прежде, чем попасть к нам на стол. Вот, сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом.
- Посмотрите внимательно на слова и назовите слово, которое стоит на третьем месте? (КОЛОСОК)
- А на пятом место? (ЭЛЕВАТОР)
- Слово, которое стоит после слова мука.
- Прочитайте слово, которое стоит между словами ЗЕРНО И КОЛОСОК.
- Сколько букв, в слове ЗЕРНО? (записывают на доске)
- Сколько букв, в слове КОЛОСОК? (запишите на доске)
- Какое число больше? 5 или 7? Какой между ними можно поставить знак? (ответы детей).
Воспитатель: Как узнать, какое слово самое длинное и самое короткое??
Дети: Можно слова разделить на слоги, можно посчитать буквы.
Воспитатель: Давайте с вами будем делить слова на слоги.
2 часть.
Работа по делению слов на слоги, звуковой анализ слова ДОМ.
- Какое самое длинное слово в нашей цепочке? (ответы детей)
- А самое короткое слово, какое?- ДОМ
Давайте сделаем звуковой анализ самого короткого слова ДОМ. (выставляется картинка с изображением дома).
Проводится звуковой анализ слова ДОМ.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь мы отдохнем - и писать опять пойдем.
Физкультминутка «Охота на большого медведя».
Мы охотники на большого медведя
Не боимся мы его
Если встретим мы его,
То конечно победим!
А что там впереди???
Там- глубокая река (дети имитируют движения)
Над ней – не пролетишь, под ней – не проползешь
Надо только напрямик (имитация движений - плавания)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила почту, вам прислали еще одно задание вот на этих листах, и так, как вы правильно справились со звуковым анализом слова ДОМ, то вы тоже сможете справится, и с этим заданием.
Надо внимательно посмотреть на картинки, и самостоятельно разделить слова на слоги. Сколько в слове слогов, на столько частей вы должны разделить прямоугольник под каждым словом. Подпишите, каждый свой листочек в правом верхнем углу, что можно было посмотреть, как хорошо и правильно вы выполнили его задание.
3 часть.
Самостоятельная работа детей (раздаются листы с заданием для самостоятельной работы).
Итог занятия. Молодцы ребята – со всеми заданиями справились. Вы настоящие будущие школьники. |
Предварительный просмотр:
ОДО ГБОУ СОШ №100
Конспект открытого занятия по теме
«Хлеб – начало всех начал»
подготовительная группа
подготовила и провела
воспитатель: Гаврилюк Т.И.
г. Санкт-Петербург
2022г.
Цель:
- Закрепить знание детей о долгом пути хлеба: выращивание, сбор, обмолот, выпечка.
- Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
ОО Познавательное развитие:
- Закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом.
- Познакомить с видами зерновых культур.
- Закрепить навык количественного и порядкового счета, умение отвечать на вопрос: какой по счету?
- Упражнять в ориентировке в пространстве: нахождении слов по заданию воспитателя: на третьем? на пятом? между словами и т.д.
- Закреплять навык написания цифр, умение сравнивать числа, пользоваться знаками >, < или =.
- Развивать внимание, память, мышления.
ОО Речевое развитие:
- Упражнять в нахождении самых длинных и самых коротких слов, с помощью деления на слоги.
- Продолжать учить делать звуковой анализ слова ДОМ.
- Формировать языковое чутье.
- Актуализировать, обогащать лексикон детей по теме «Хлеб».
- Пополнить словарь детей, новыми словами: зерно, колосья, поле, комбайн, элеватор, мельница, хлебозавод, магазин, дом.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Совершенствовать навыки связного высказывания.
- Умение работать в коллективе.
ОО Физическое развитие:
- Формирование мелкой и общей моторики.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы по теме «Хлеб»: сказка «Про удивительное растение с чудо-колосками», знакомство со стихами, загадками, пословицами о хлебе.
- Беседы: « О роли хлеба в жизни человека», «Виды зерновых культур», «Сельскохозяйственная техника», «Длинный путь зерна» «Хлеб, как предмет культа».
- Знакомство с профессиями взрослых, принимавших участие в выращивании хлеба.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: «Какой бывает хлеб?», «Что сначала, что потом?», «Доскажи словечко», «Волшебный мяч».
- Рассматривание сельскохозяйственной техники.
- Рассматривание предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса выращивания хлеба.
- Знакомство с видами зерновых культур, частями растений, с условиями необходимыми для жизни растений.
- Сюжетно – ролевые игры, позволяющие детям отражать в игре мир взрослых «Магазин», «Пекарня», «Шоферы».
- Просмотр презентаций о длинном прохождении хлеба: от зерна до стола.
Материал к занятию:
- развивающая среда в группе: колоски зерна пшеницы, мука пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, поля, злаков, написанная цепочка слов от зерна до хлеба, разные виды хлебобулочных изделий в сюжетно-ролевой игре «Магазин»,
- игра «Стрелочка»- использование на занятиях по ФЭМП
написанные слова пути, который проходит Хлеб от зернышка до стола.
Ход деятельности:
Дети сидят в круге. Приветствие друг друга.
Воспитатель: Давайте с вами встанем, возьмемся за руки и настроимся на работу.
«Мы все за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся».
Воспитатель: От улыбки друга, у вас появилось хорошее настроение.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Разминка». На столе лежит круг со стрелочкой и разложены по кругу цифры. Дети по очереди крутят стрелочку, и отвечают на вопросы воспитателя:
- Назовите число на один больше? на один меньше? Соседей числа? Какой день недели показала стрелочка? Продолжи счет от заданого числа и т.д.
Послушайте загадку:
Мнут, катают,
В печи закаляют,
Потом за столом,
режут ножом. (Хлеб)
На столике удивления под салфеткой находят отгадку – булка Хлеба.
Воспитатель: читает стихотворение С. Погореловского
Вот он хлебушек душистый,
вот он теплый, золотистый,
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
- А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно ).
Воспитатель: Ребята, а какой бывает хлеб? (ответы детей: пшеничный, столичный, мягкий, пышный, ржаной, аппетитный, белый, черный и т.д.).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Вы знаете, что в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишний хлеб, не выбрасывать хлеб.
Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Давайте с вами вспомним весь путь, который прошел хлеб, прежде чем попасть к вам на стол.
Сейчас поиграем в игру «Цепочка.
Воспитатель:Как вы думаете, с чего начинает свой путь хлеб? Правильно, с зерна.
Вот у меня есть первое слово – это ЗЕРНО.
- Что дальше необходимо, чтоб зерно начало расти? (поле, земля) есть у нас такие слова? (ответы детей).
Находят слово ПОЛЕ.
- Что потом происходит с зерном?
Правильно, вырастает колосок.
Дети находят и читают слово КОЛОСОК, выставляют его в цепочку.
Получилась выстроенная цепочка из слов ЗЕРНО – ПОЛЕ - КОЛОСОК
Физкульминутка.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Загадка.
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?
Дети: КОМБАЙН.
- Какой первый звук в слове комбайн? (К)
Дети вместе с воспитателем находят на столе слово Комбайн.
Воспитатель: Получилась цепочка: ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН….
- Куда попадает зерно потом? (ответы детей.)
- Правильно, дальше зерно везут на элеватор. Его там сушат.
- Как вы думаете, зачем зерно сушить?
Дети находят слово ЭЛЕВАТОР, и добавляют его в построенную цепочку.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР….
Воспитатель: Что потом происходит с нашим зерном???
Воспитатель: Правильно, его везут на мельницу. Назовите 1-й звук в слове мельница. М-М-М.
- Посмотрите, есть у нас слово, начинащееся на букву ЭМ (дети находят слово МЕЛЬНИЦА, и добавляют с ложившуюся цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА…
Здесь такое с ним творится
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Что это за порошок?
Ответы детей: (МУКА)
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА - МУКА
На столе в тарелочке накрытой салфеткой, дети обнаруживают МУКУ.
Воспитатель: Что же происходит дальше? Кто из вас знает?
Дети: муку везут на хлебозавод.
Воспитатель: С какого звука начинается слово ХЛЕБОЗАВОД?
Дети: со звука Х.
Воспитатель: Давайте поищем слово ХЛЕБОЗАВОД, и поставим его в нашу цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД…
- Что с нашим хлебом происходит дальше?
Дети: Хлеб везут в магазин.
Воспитатель: посмотрите, есть у нас на столе слово МАГАЗИН?
Находят слово МАГАЗИН и добавляют его в построенную цепочку слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД- МАГАЗИН
- А дальше?
Дети: дальше хлеб попадает с магазина к нам домой. Есть у нас слово ДОМ???
Находят слово и добавляют в цепочку выстроенных раннее слов.
ЗЕРНО – ПОЛЕ – КОЛОСОК- КОМБАЙН – ЭЛЕВАТОР-МЕЛЬНИЦА – МУКА – ХЛЕБОЗАВОД- МАГАЗИН - ДОМ
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько слов получилось в нашей цепочке?
Дети: 10.
Воспитатель: Вот такой длинный путь проходит наше зерно, прежде, чем попасть к нам на стол. Вот, сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом.
- Посмотрите внимательно на слова и назовите слово, которое стоит на третьем месте? (КОЛОСОК)
- А на пятом место? (ЭЛЕВАТОР)
- Слово, которое стоит после слова мука.
- Прочитайте слово, которое стоит между словами ЗЕРНО И КОЛОСОК.
- Сколько букв, в слове ЗЕРНО? (записывают на доске)
- Сколько букв, в слове КОЛОСОК? (запишите на доске)
- Какое число больше? 5 или 7? Какой между ними можно поставить знак? (ответы детей).
Воспитатель: Как узнать, какое слово самое длинное и самое короткое??
Дети: Можно слова разделить на слоги, можно посчитать буквы.
Воспитатель: Давайте с вами будем делить слова на слоги.
2 часть.
Работа по делению слов на слоги, звуковой анализ слова ДОМ.
- Какое самое длинное слово в нашей цепочке? (ответы детей)
- А самое короткое слово, какое?- ДОМ
Давайте сделаем звуковой анализ самого короткого слова ДОМ. (выставляется картинка с изображением дома).
Проводится звуковой анализ слова ДОМ.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь мы отдохнем - и писать опять пойдем.
Физкультминутка «Охота на большого медведя».
Мы охотники на большого медведя
Не боимся мы его
Если встретим мы его,
То конечно победим!
А что там впереди???
Там- глубокая река (дети имитируют движения)
Над ней – не пролетишь, под ней – не проползешь
Надо только напрямик (имитация движений - плавания)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила почту, вам прислали еще одно задание вот на этих листах, и так, как вы правильно справились со звуковым анализом слова ДОМ, то вы тоже сможете справится, и с этим заданием.
Надо внимательно посмотреть на картинки, и самостоятельно разделить слова на слоги. Сколько в слове слогов, на столько частей вы должны разделить прямоугольник под каждым словом. Подпишите, каждый свой листочек в правом верхнем углу, что можно было посмотреть, как хорошо и правильно вы выполнили его задание.
3 часть.
Самостоятельная работа детей (раздаются листы с заданием для самостоятельной работы).
Итог занятия. Молодцы ребята – со всеми заданиями справились. Вы настоящие будущие школьники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....
Консультация для родителей. Начало всех начал - воспитываем патриотов и творцов.
Любовь к Родине рождается из мелочей повседневной жизни. И именно от взрослых зависит, как сформируется личность ребенка.Сегодня никто не поручится, что наши дети, став взрослыми, будут жить и р...
Конспект НОД: "Семья-начало всех начал"
Конспект НОД в соответствии с требованиями ФГОС...
«Семья-начало всех начал»
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Цель: создание условий для формирования представлений о семье, родственных отношениях. Задачи: - формировать представл...
Проект «Семья – начало всех начал»
· развития представлений о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных ...
Хлеб - начало всех начал!
Хлеб - начало всех начал! Обучающиеся прослушали произведение К.Паустовского "Теплый хлеб", которое учит добру, милосердию, терпению, справедливости. Эта удивительная история, где добро противостоит ...