«Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»
статья по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

К методам относятся дидактические игрыигры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр.

Работа по формированию правильного произношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твердых и мягких согласных звуков.

Большое внимание необходимо уделять воспитанию правильного темпа речи интонации и выразительности.

В таких играх как «Узнай по голосу»«Кто как кричит»«Позови свою маму», «Кто в домике живет»«Часы»«Позови цыплят» -закрепляется правильное произношение звуков.

Игры «Громко-тихо»«Весело-грустно»«Ветер-ветерок» учат детей управлять собственным голосовым аппаратом.

Большой удельный вес занимает работа по освоению детьми младшего дошкольного возраста грамматических средств языка:

  • Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе. (маленькая лошадка, длинны хвост).
  • Активизация в речи ребенка пространственных предлогов. (в,на,за,под,около).
  • Обучение разным способам словообразования.
  • Формирование умения образовывать видовые пары глаголов (умылся-умывается, оделся-одевается) (пришел-пришла –м. и ж. род)

Такие игры как «Чудесный мешочек», учат детей определять признаки предмета ориентируясь на род имени существительного.

В дидактических играх «Чего не стало»«Где же наши ручки», дети усваивают формы родительного падежа мн. и единственного числа.

Дидактические игры «Найди где спрятано»«Прятки»  учат детей употреблять правильные предлоги.

Дети подбирают глаголы, обозначающие окончание действий с помощью дидактических игр «Закончи предложение»«Добавь слово»

Основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлении из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

Игры «Что за предмет», Кто что умеет делать» учат различать предметы по существенным признакам.

С помощью дидактических игр «Что сначала, что потом»«Скажи что делаем и что будем делать» учим детей видеть начало и конец действия, раскладывая картинки.

Знакомим детей с обобщающими понятиями. В этом нам помогают игры «Ассоциации»«Что лишнее»«Разложи по корзинкам».

Учим различать слова с противоположным значением «Скажи наоборот»«Большой-маленький»«Высокий –низкий».

В младшей группе детей подводят к пересказыванию литературных произведений, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, а затем без них.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки. В этом нам помогают игры «Поезд»«Встань в круг». С помощью их дети описывают игрушку или предмет и составляется коллективное повествование.

Роль воспитателя помочь детям овладеть правильной речью, создать условия для общения детей со сверстниками и взрослыми.

Методическая литература:

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»

2. «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова.

3. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении высказывания....

Родительское собрание « Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

                Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сло...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....