Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу слов"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Головина Наталья Анатольевна

консультация для родителей с игровыми заданиями для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obuchayut_detey_zvukovomu_analizu_slov.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обучение детей звуковому анализу слова»

Как обучают детей звуковому анализу слов?

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При подготовке к обучению грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..." Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твѐрдые и мягкие), определение места звука в слове. Уважаемые родители, помните:

 1. Звук – мы слышим и произносим.

 2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

 Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы. Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твѐрдыми. Всегда твѐрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твѐрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным.

Примерные игровые задания.

 Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелѐный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твѐрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелѐный (Снег, зима, лыжи и др.).

 Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

 Выложить схему слова КОТ.

 - Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

 - Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твѐрдый).

 -Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

 -Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

 - Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

 - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

 - Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т])

. - Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твѐрдый, глухой).

 - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

 - Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

 - Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

 - Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

 - Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

 - Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

 Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

 Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят еѐ название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаѐт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике подготовки к обучения грамоте детей дошкольного возраста предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

 Для того, чтобы ребѐнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

 - «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

 - Выкладывание букв из счѐтных палочек, из верѐвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

 - Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Используемая литература

 1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство пресс, 2005.

2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005. По материалам публикации Зяблицкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимае...

Консультация для родителей воспитанников " Как обучают детей звуковому анализу слов"

При обучении, как письму,так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовател...

Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов».

       Консультация для родителей.«Как обучают детей звуковому анализу слов».Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов».

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы«Как обучают детей звуковомуанализу слов»....

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Как обучают детей звуковому анализу слов». 5.11.2021г.

Научить детей понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова....