Рисование и подготовка руки ребенка к письму. Есть ли связь?
консультация по обучению грамоте (старшая группа)
Рисование - это важная деятельность в жизни детей. Благодаря рисованию дети проходят путь развития, который развивает детей, оказывает влияние на развитие умственных, нравственных потребностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_i_podgotovka_ruki_rebenka_k_pismu._est_li_svyaz.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование и подготовка руки ребенка к письму. Есть ли связь?
Рисование - это важная деятельность в жизни детей. Благодаря рисованию дети проходят путь развития, который развивает детей, оказывает влияние на развитие умственных, нравственных потребностей детей, а также благодаря рисованию происходит формирование движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом.
Рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки. В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).
При обучении рисованию и письму имеются особенности в положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Различие положений и движений руки при рисовании и письме.
Рисование | Письмо |
Локоть и кисть правой руки | Локоть и кисть правой руки лежат на |
находится на весу | столе. |
Кисть повернута боком или книзу. | Кисть повернута книзу с опорой на |
Положение не фиксировано. | мизинец. |
Пальцы сравнительно далеко от | Пальцы довольно близко к |
отточенного конца карандаша. | отточенному концу карандаша. |
Бумага лежит прямо, ровно от края | Тетрадь лежит с наклоном, угол |
стола. Линии ведут ровно вверх и | направлен в середину груди. |
вниз, можно туда и обратно. | Линии ведут вниз с нажимом, вверх |
Более широкий размах руки в | без нажима, обратно движение не |
сочетании с ограниченными | проводится. |
движениями. | Движения руки строго ограничены. |
Различие положений и движений руки при рисовании и письме важно знать и учитывать потому, что на первоначальном этапе обучения детей письму,
прежде всего детей затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.
Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или ручку свободно, легко производить ими движения различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.
Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию. Чтобы сохранять интерес детей к рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Для этого подходит раскрашивание карандашами различных узоров и картинок из любимых мультфильмов, на которых должно быть изображено огромное количество мелких деталей.
При рисовании дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс фор- мирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.
Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко».
Почему рисование имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в
освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточна скоординированы. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака.
Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).
Таким образом, целенаправленное развитие умений дошкольников рисовать способствует успешному овладению навыками учебной деятельности и необходимо при подготовке детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования
Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...
Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6885392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 300px; width: 211px;"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"68...
Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием
Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...
Консультация: «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»
Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...
ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ
ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ...
Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием
Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»
Консультация для родителей будущих первоклассников«Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием»...