ООД "Картина"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Раз словечко-Два словечко»
с использованием элементов ТРИЗ.
Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.
2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.
3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.
4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.
5. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.
2. Развивать связную речь.
3. Способствовать активизации словаря детей.
4. Развивать эстетические чувства детей.
5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kartina.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Белочки»
«Раз словечко-Два словечко»
с использованием элементов ТРИЗ.
Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.
2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.
3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.
4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.
5. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.
Развивающие:
1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.
2. Развивать связную речь.
3. Способствовать активизации словаря детей.
4. Развивать эстетические чувства детей.
5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Знакомство детей с технологией ТРИЗ: с эмблемами этапов, с правилами этапов ;дети учились:
1) делить картину на части, схематически изображать предметы на листе бумаги, соединять части картины в единое целое.
2) «входить» в картину, с помощью органов обоняния представлять какие запахи могут присутствовать в картине, с помощью слуха представлять какие звуки можно услышать, с помощью осязания представлять какие предметы на картине на ощупь;
Оборудование: Две картины, цветные карандаши, лисы бумаги. Музыкальное сопровождение «Звуки метели», песня «Серебристые снежинки». Бейджики с изображением снеговика, снежинки. Эмблемы с изображением снеговика и снежинки. Письмо с загадкой, эмблемы этапов, копии картин в подарок детям, звук волшебства.
Ход ООД.
Дети встают в круг, лицом друг к другу.
Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро! (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)
Доброе утро! (левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)
Доброе утро! (машут руками)
Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
-Присаживайтесь на свои места
(Звучит фонограмма метели)
Закатывается в группу под мелодию метели снежный ком.
- Посмотрите ребята какой красивый снежный ком закатился к нам в группу. А он ещё и с письмом.На конверте лишь три снежинки и не подписано от кого оно пришло?? Сейчас я посмотрю что внутри конверта и от кого же к нам пришло письмо???
- Сейчас я его прочитаю:
«К вам уже примчалась я,
На метели прилетела,
Заплясала, закружила, снегом землю нарядила
И деревья, и дома,
А подписано (зима).»
-Верно. Письмо нам пришло от Зимы. Слушайте дальше, что нам она пишет:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Зима. Слышала, что вы умеете составлять красивые рассказы по картинам. Мне тоже очень хочется, чтобы вы составили рассказы по моим картинам.» (Педагог показывает детям картины)
- Ребята, что мы сейчас будем делать? (будем составлять рассказы по картинам)
- Картины две, времени понадобиться много. Как быть? (нужно разделиться на группы, команды)
- Отличное предложение!
– Поделиться на команды нам помогут бейджики.
(Бейджики с изображением снежинки, снеговика. Дети выбирают бейджики.)
- Команда «Снежинка» садится за стол с эмблемой снежинки, команда «Снеговик» садится за стол с эмблемой снеговика.
-Вот мы с вами разделились на команды. Что делаем дальше? (выбираем капитана)
- Что делает капитан? (Капитан отвечает за свою команду, и будет начинать рассказ по картине)
-Верно! Правила работы в группе висят на доске. Давайте их вместе вспомним.
Воспитатель показывает алгоритм с правилами, дети по очереди их называют.
1. Разделиться на группы;
2. Выбрать капитана;
3. Обсудить задание (когда кто-то говорит – остальные слушают);
4. Работать дружно, помогать друг другу, соблюдать время. Если что-то непонятно, можно переспросить;
5. Найти правильный ответ, выполнить задание
- Мы вспомнили правила, теперь пора начать составлять рассказы.
- Перед вами лежит картина. Картина очень необычная, можно даже сказать волшебная. А необычная она потому, что умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.
-А что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый? (Внимательно рассмотреть картину, персонажам картины дать имена, дать название картине).
- Зима решила помочь вам составить красивый рассказ и прислала в помощь волшебные эмблемы.
Обратите внимание, вот одна из них. (Показать эмблему первого этапа)
- Что она обозначает? («Назови предметы, изображённые на картине»). - Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, а увидеть её в увеличенном виде.
- Что нам в этом поможет? (увеличительное стекло)
- Верно. Наводим «лупу » на картину так, чтобы в нём был виден только один объект. Итак, у нас идёт охота за подробностями, внимательно смотрим на картину через увеличительное стекло.Разделим картину на 4 части и зарисуем 4 главных предмета ,что вы увидите в картине по углам,и зарисуем их последовательно проводя от предмета к предмету стрелочку.
- Называем предметы по очереди. (дерево, снеговик,ворона, собака, и т. д)
-Мы рассмотрели картину в увеличенном виде, постарались ничего не упустить. Схематично зарисовали самое основное.
- Ребята, вы меня так порадовали, посмотрите, как вы смогли объединить все части картины. Я знала, что у вас всё получится! - Основу для рассказа мы подготовили, но что-то в нём не хватает. Давайте оживим картину! Чем можно её оживить? (Звуками, красками).
- Молодцы, войдём в картину и послушаем её звуки. Рукой своею в воздухе взмахну, в чудесную картину вас перенесу. Звук волшебства.
Вот мы и оказались прямо в картине. - Какой волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я нюхаю»)
- А теперь глубоко вдохните. Расскажите своей команде, какие запахи вы ощущаете? (Я вдыхаю и чувствую запах морозной свежести. Я чувствую запах пирожков, запах дыма и т. д)
- Какой ещё волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я слышу»).
- К нам пришёл волшебник «я слышу».
Сидите тихо – тихо и прислушайтесь, что происходит рядом с вами, что вы слышите? (Я слышу, как мама зовёт Сашу домой: «Саша пора обедать». Я прислушался и услышал, как проехала машина. Я слышу,как вдалеке прокаркала ворона: кар и т. д)
-А сейчас у нас в гостях волшебник «я ощущаю лицом и руками», что обозначает эта эмблема? («Я трогаю»).
- Картину можно не только увидеть и услышать, но и потрогать.
Потрогайте объекты картины, расскажите своей команде, что вы чувствуете на ощупь? (Я трогаю руками снег я чувствую, какой он холодный. Я трогаю шапку и чувствую, какая она мягкая и пушистая и т. д)
- Вот сколько мы всего почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу. Рукой своей в воздухе взмахнём, волшебство появится, в группу попадём.
- Мы с вами проделали большую работу, давайте немножко отдохнём.
Музыкальная разминка:
- Сейчас мы превратимся в снежинки и под музыку потанцуем.
(Дети встают в круг, под песню «Серебристые снежинки» повторяют движения за педагогом).
- Немного отдохнули, пора выполнять обещание Зиме – составить рассказ по картине.
– Ребята, как вы будете составлять рассказ по картине, с чего начнёте рассказ? (Рассказывать будем по порядку: Название картины; Имена детей; не забудем волшебников, которые приходили к нам в гости и помогали нам лучше рассмотреть картины).
- А теперь я даю немного времени, чтобы каждая команда придумала рассказ по картине. (Команды составляют рассказы по картинам, капитаны команд начинают составлять рассказ по картине)
Подведение итогов.
- Мы проделали большую работу. Что мы сегодня делали? (Подробно рассмотрели картину, составили схемы, оживили картину: послушали, потрогали, понюхали).
- Ребята, чей рассказ вам понравился и почему?
- Сегодня вы очень порадовали меня и Волшебницу Зиму – составили такие подробные и интересные рассказы!
-Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего?
-какие задания были для вас лёгкие, а какие вызвали затруднения?
-Вам понравилось работать в команде?
-А вы сможете придя вечером домой научить своих маму и папу правильно составлять рассказ по картине??
- Я в этом не сомневалась.Вы большие молодцы.
Ваши рассказы я запишу на листы бумаги, после занятия обязательно отправлю их зиме. Я думаю, они ей очень понравятся. Я хочу вам подарить маленькие копии картин с нашего занятия. Дома порадуйте своими рассказами маму и папу. Научите их как правильно составить рассказ по картине.