ООД "Картина"
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Филоненко Ольга Витальевна

«Раз словечко-Два словечко»

с использованием элементов ТРИЗ.

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.

2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.

3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.

4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.

5. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.

Развивающие:

1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.

2. Развивать связную речь.

3. Способствовать активизации словаря детей.

4. Развивать эстетические чувства детей.

5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.

 

Интеграция образовательных областей«Художественно – эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kartina.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Белочки»

«Раз словечко-Два словечко»

с использованием элементов ТРИЗ.

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.

2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.

3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.

4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.

5. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.

Развивающие:

1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.

2. Развивать связную речь.

3. Способствовать активизации словаря детей.

4. Развивать эстетические чувства детей.

5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.

Интеграция образовательных областей«Художественно – эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие».

Предварительная работа: Знакомство детей с технологией ТРИЗ: с эмблемами этапов, с правилами этапов ;дети учились:

1) делить картину на части, схематически изображать предметы на листе бумаги, соединять части картины в единое целое.

2) «входить» в картину, с помощью органов обоняния представлять какие запахи могут присутствовать в картине, с помощью слуха представлять какие звуки можно услышать, с помощью осязания представлять какие предметы на картине на ощупь;

Оборудование: Две картины, цветные карандаши, лисы бумаги. Музыкальное сопровождение «Звуки метели», песня «Серебристые снежинки». Бейджики с изображением снеговика, снежинки. Эмблемы с изображением снеговика и снежинки. Письмо с загадкой, эмблемы этапов, копии картин в подарок детям, звук волшебства.

Ход ООД.

Дети встают в круг, лицом друг к другу.

Придумано кем – то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро! (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Доброе утро! (левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)

Доброе утро! (машут руками)

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

-Присаживайтесь на свои места

(Звучит фонограмма метели)

Закатывается в группу под мелодию метели снежный ком.

- Посмотрите ребята какой красивый снежный ком закатился к нам в группу. А он ещё и с письмом.На конверте лишь три снежинки и не подписано от кого оно пришло?? Сейчас я посмотрю что внутри конверта и от кого же к нам пришло письмо???

- Сейчас я его прочитаю:

«К вам уже примчалась я,

На метели прилетела,

Заплясала, закружила, снегом землю нарядила

И деревья, и дома,

А подписано (зима)

-Верно. Письмо нам пришло от Зимы. Слушайте дальше, что нам она пишет:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Зима. Слышала, что вы умеете составлять красивые рассказы по картинам. Мне тоже очень хочется, чтобы вы составили рассказы по моим картинам.» (Педагог показывает детям картины)

- Ребята, что мы сейчас будем делать? (будем составлять рассказы по картинам)

- Картины две, времени понадобиться много. Как быть? (нужно разделиться на группы, команды)

- Отличное предложение!

– Поделиться на команды нам помогут бейджики.

(Бейджики с изображением снежинки, снеговика. Дети выбирают бейджики.)

- Команда «Снежинка» садится за стол с эмблемой снежинки, команда «Снеговик» садится за стол с эмблемой снеговика.

-Вот мы с вами разделились на команды. Что делаем дальше? (выбираем капитана)

- Что делает капитан? (Капитан отвечает за свою команду, и будет начинать рассказ по картине)

-Верно! Правила работы в группе висят на доске. Давайте их вместе вспомним.

Воспитатель показывает алгоритм с правилами, дети по очереди их называют.

1. Разделиться на группы;

2. Выбрать капитана;

3. Обсудить задание (когда кто-то говорит – остальные слушают);

4. Работать дружно, помогать друг другу, соблюдать время. Если что-то непонятно, можно переспросить;

5. Найти правильный ответ, выполнить задание

- Мы вспомнили правила, теперь пора начать составлять рассказы.

- Перед вами лежит картина. Картина очень необычная, можно даже сказать волшебная. А необычная она потому, что умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.

-А что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый? (Внимательно рассмотреть картину, персонажам картины дать имена, дать название картине).

- Зима решила помочь вам составить красивый рассказ и прислала в помощь волшебные эмблемы.

Обратите внимание, вот одна из них. (Показать эмблему первого этапа)

- Что она обозначает? («Назови предметы, изображённые на картине»). - Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, а увидеть её в увеличенном виде.

- Что нам в этом поможет? (увеличительное стекло)

- Верно. Наводим «лупу » на картину так, чтобы в нём был виден только один объект. Итак, у нас идёт охота за подробностями, внимательно смотрим на картину через увеличительное стекло.Разделим картину на 4 части и зарисуем 4 главных предмета ,что вы увидите в картине по углам,и зарисуем их последовательно проводя от предмета к предмету стрелочку.

-  Называем предметы по очереди. (дерево, снеговик,ворона, собака, и т. д)

-Мы рассмотрели картину в увеличенном виде, постарались ничего не упустить. Схематично зарисовали самое основное.

- Ребята, вы меня так порадовали, посмотрите, как вы смогли объединить все части картины. Я знала, что у вас всё получится! - Основу для рассказа мы подготовили, но что-то в нём не хватает. Давайте оживим картину! Чем можно её оживить? (Звуками, красками).

- Молодцы, войдём в картину и послушаем её звуки. Рукой своею в воздухе взмахну, в чудесную картину вас перенесу. Звук волшебства.

Вот мы и оказались прямо в картине. - Какой волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я нюхаю»)

- А теперь глубоко вдохните. Расскажите своей команде, какие запахи вы ощущаете? (Я вдыхаю и чувствую запах морозной свежести. Я чувствую запах пирожков, запах дыма и т. д)

- Какой ещё волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я слышу»).

- К нам пришёл волшебник «я слышу».

Сидите тихо – тихо и прислушайтесь, что происходит рядом с вами, что вы слышите? (Я слышу, как мама зовёт Сашу домой«Саша пора обедать». Я прислушался и услышал, как проехала машина. Я слышу,как вдалеке прокаркала ворона: кар и т. д)

-А сейчас у нас в гостях волшебник «я ощущаю лицом и руками», что обозначает эта эмблема? («Я трогаю»).

- Картину можно не только увидеть и услышать, но и потрогать.

Потрогайте объекты картины, расскажите своей команде, что вы чувствуете на ощупь? (Я трогаю руками снег я чувствую, какой он холодный. Я трогаю шапку и чувствую, какая она мягкая и пушистая и т. д)

- Вот сколько мы всего почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу. Рукой своей в воздухе взмахнём, волшебство появится, в группу попадём.

- Мы с вами проделали большую работу, давайте немножко отдохнём.

Музыкальная разминка:

- Сейчас мы превратимся в снежинки и под музыку потанцуем.

(Дети встают в круг, под песню «Серебристые снежинки» повторяют движения за педагогом).

- Немного отдохнули, пора выполнять обещание Зиме – составить рассказ по картине.

– Ребята, как вы будете составлять рассказ по картине, с чего начнёте рассказ? (Рассказывать будем по порядку: Название картины; Имена детей; не забудем волшебников, которые приходили к нам в гости и помогали нам лучше рассмотреть картины).

- А теперь я даю немного времени, чтобы каждая команда придумала рассказ по картине. (Команды составляют рассказы по картинам, капитаны команд начинают составлять рассказ по картине)

Подведение итогов.

- Мы проделали большую работу. Что мы сегодня делали? (Подробно рассмотрели картину, составили схемы, оживили картину: послушали, потрогали, понюхали).

- Ребята, чей рассказ вам понравился и почему?

- Сегодня вы очень порадовали меня и Волшебницу Зиму – составили такие подробные и интересные рассказы!

-Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего?

-какие задания были для вас лёгкие, а какие вызвали затруднения?

-Вам понравилось работать в команде?

-А вы сможете придя вечером домой научить своих маму и папу правильно составлять рассказ по картине??

- Я в этом не сомневалась.Вы большие молодцы.

Ваши рассказы я запишу на листы бумаги, после занятия обязательно отправлю их зиме. Я думаю, они ей очень понравятся. Я хочу вам подарить маленькие копии картин с нашего занятия. Дома порадуйте своими рассказами маму и папу. Научите их как правильно составить рассказ по картине.