Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"
консультация по обучению грамоте
Какие игры способстуют развитию речи дошкольников? Когда и как уместно поводить игру? Об это вы можете узнать в консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_-_konsultatsiya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие речи детей в игре»
Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является развитие речи. Речь ребёнка - не стихийный процесс. Представить жизнь ребенка без игры не возможно. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить и общаться в современном мире. Между игрой и речью существует взаимосвязь. С одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре. С другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить так:
- Подвижные игры.
- Дидактические игры.
- Творческие ролевые игры, игры драматизации.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.
Подвижные игры.
Дети могут играть в подвижные игры, как в помещении, так и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, так как радость движений усиливается наличием веселых текстов и ситуаций.
В младшем возрасте детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Подрастая, дети с удовольствием играют в народные, хороводные игры.
Напомню методику проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей:
1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
3. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Дидактические игры.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.
В младшем и среднем возрасте игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, что способствует подготовке к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.
В младшем и среднем возрасте воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа.
В старшем дошкольном возрасте дети , как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.
Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.
Ребенок с хорошо развитой речью сам свободно может пригласить товарища и организовать игру, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов, попутно активизируется речевое развитие.
Подготовила Игнашева В.Н.
Интернет ресурсы
https://www.1urok.ru/categories/19/articles/36493
https://86ds7-nyagan.edusite.ru/p335aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"
Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...
Консультация "Развитие речи детей в игре"
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В игре дети развивают свою речь....
Консультация "Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях"
Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этой задачи должны заниматься родители. Как родители могут помочь? От...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"...
Консультация "Развиваем речь детей в игре"
Статья для родителей...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"...
Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возрастапосредством дидактической игры» Речь детей необходимо развивать как средство общения,создавать условия, при которых о...