Обучение грамоте "Аквариум""
методическая разработка по обучению грамоте

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГРАМОТА – Начальные сведения чтения и письма; умение читать и писать

ГРАМОТНОСТЬ – Способность писать, согласно установленным нормам грамматики и правописания

ПОЛУГРАМОТНЫЙ - Человек, умеющий только читать, но не умеющий писать

Грамотный человек – это тот, кто  владеет культурой того общества,

в котором живёт.

Грамотность – не набор умений.

Грамотным никого нельзя «сделать», им можно только стать.

Это уважительное отношение к своим возможностям, намерениям, предпочтениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_metodika_akvarium.docx436.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЛУЧШИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК СРЕДСТВУ ОБЩЕНИЯ

                               методика «Аквариум»

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГРАМОТА – Начальные сведения чтения и письма; умение читать и писать

ГРАМОТНОСТЬ – Способность писать, согласно установленным нормам грамматики и правописания

ПОЛУГРАМОТНЫЙ - Человек, умеющий только читать, но не умеющий писать

Грамотный человек – это тот, кто  владеет культурой того общества,

в котором живёт.

Грамотность – не набор умений.

Грамотным никого нельзя «сделать», им можно только стать.

Это уважительное отношение к своим возможностям, намерениям, предпочтениям.

ЧТО ВАЖНО УСПЕТЬ ДО 5 ЛЕТ?

  1. Слышать не речевые  звуки (музыкальные, шумовые, природные и. т. д.), определять количество звуков и их порядок.
  2. Развитие языкового чутья посредством разнообразных речевых игр: добавь словечко, рифму, продолжи слово, определи слово, переставив слоги.
  3. Развитие фонематического слуха. Слышать в ряду не речевых звуков – речевые звуки.
  4. Поиск аналогов гласных звуков в жизни: «ааа» – крик ребенка, «ууу» – звук ветра, вой волка, «ооо» – восхищение, боль. Знакомство с гласными звуками: А, О, У, И, Э, Ы.
  5. Определение количества звуков в слове из 3-х звуков.

Определение первого гласного звука и последнего звука в слове.

Изображение выглядит как закрытый, цветной, много, комната  Автоматически созданное описание     C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ\АКВАРИУМ\akvarium scan.jpg

Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:

1. Блуждание:

  • Поиск знакомого, странного, веселого в таблице.
  • Озадачивание (загадывание предметов по местоположению: справа от загаданного водоросли, слева – группа букв, сверху – розовое облако, снизу - ракушка).
  • Уточнение местоположения предметов и букв.
  • Составление рассказов о загаданном предмете («Найди по описанию»).
  • Вопросы на сравнение предметов по цвету, месту, названию.

Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:

2. Знакомство с буквами:

  • рассматривание букв в таблице «Аквариум», знакомство с «Малыми таблицами»
  • классификация букв по группам
  • счет групп букв и нахождение их на малых таблицах
  • знакомство с именами букв (педагог сам называет имена букв, дети слушают и сравнивают, чем они похожи: бэ, вэ, гэ, дэ, жэ, зэ и эн, эр, эл)

Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:

3. Знакомство с ручными знаками слогов

  • Знакомство с ручным знаком слога

«Уголок на голове» на левой руке: бэ-вэ-гэ

  • Знакомство с ручным знаком слога

«Уголок на ногах» на правой руке: эм-эн-эр

  • На хождение буквы своего имени, первой буквы имени мамы, папы, друга в «Аквариуме»

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ

  1. Таблица «Аквариум» и малые алфавитные таблицы.
  2. Таблица «Росчерки».
  3. Таблица «Элементы букв в квадратах».
  4. Таблица «Слоговые лесенки».
  5. Таблица «Улица домов для чисел».
  6. Таблица «Информационная сетка чисел».
  7. Таблица «Сказариум».
  8. Настольные доски для рисования и письма.
  9. Волчки, спицы, песочные час 

Грамотность в деле овладения грамотой

  1. Алфавит предъявляется полностью, у ребёнка есть выбор того, что он может узнать в первую очередь.
  2. Интерес детей к замыслу друг друга, стремление к партнёрству и совместному участию в деле.
  3. Единство и одновременность обучения письму, чтению и счету, сохранение единства устной и письменной форм речи.
  4. Признание значения слога, как меры языкового действия, как ритмической, пространственной, интонационной, временной и смысловой единицей сохранения речи.
  5. Знакомство С ТРЕМЯ знаковыми системами одновременно: буквенной - с алфавитом (малыми таблицами), звуковой – (все буквы в «Аквариуме» обозначают звуки речи и произносятся как звуки), цифровой - числовым рядом, зрительно удерживающим последовательность букв в алфавите.

ЗАДАНИЕ:

1 Рассмотрите  одну малую таблицу (на ваш выбор).

2 НАЙДИТЕ  ГРУППУ  ПЕЧАТНЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В МАЛОЙ ТАБЛИЦЕ.

3 ОПРЕДЕЛИТЕ, ГДЕ ОНА В «АКВАРИУМЕ»?

4 Объясните, почему эти буквы находятся вместе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...