Обучение грамоте "Аквариум""
методическая разработка по обучению грамоте
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГРАМОТА – Начальные сведения чтения и письма; умение читать и писать
ГРАМОТНОСТЬ – Способность писать, согласно установленным нормам грамматики и правописания
ПОЛУГРАМОТНЫЙ - Человек, умеющий только читать, но не умеющий писать
Грамотный человек – это тот, кто владеет культурой того общества,
в котором живёт.
Грамотность – не набор умений.
Грамотным никого нельзя «сделать», им можно только стать.
Это уважительное отношение к своим возможностям, намерениям, предпочтениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_metodika_akvarium.docx | 436.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛУЧШИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК СРЕДСТВУ ОБЩЕНИЯ
методика «Аквариум»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГРАМОТА – Начальные сведения чтения и письма; умение читать и писать
ГРАМОТНОСТЬ – Способность писать, согласно установленным нормам грамматики и правописания
ПОЛУГРАМОТНЫЙ - Человек, умеющий только читать, но не умеющий писать
Грамотный человек – это тот, кто владеет культурой того общества,
в котором живёт.
Грамотность – не набор умений.
Грамотным никого нельзя «сделать», им можно только стать.
Это уважительное отношение к своим возможностям, намерениям, предпочтениям.
ЧТО ВАЖНО УСПЕТЬ ДО 5 ЛЕТ?
- Слышать не речевые звуки (музыкальные, шумовые, природные и. т. д.), определять количество звуков и их порядок.
- Развитие языкового чутья посредством разнообразных речевых игр: добавь словечко, рифму, продолжи слово, определи слово, переставив слоги.
- Развитие фонематического слуха. Слышать в ряду не речевых звуков – речевые звуки.
- Поиск аналогов гласных звуков в жизни: «ааа» – крик ребенка, «ууу» – звук ветра, вой волка, «ооо» – восхищение, боль. Знакомство с гласными звуками: А, О, У, И, Э, Ы.
- Определение количества звуков в слове из 3-х звуков.
Определение первого гласного звука и последнего звука в слове.
Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:
1. Блуждание:
- Поиск знакомого, странного, веселого в таблице.
- Озадачивание (загадывание предметов по местоположению: справа от загаданного водоросли, слева – группа букв, сверху – розовое облако, снизу - ракушка).
- Уточнение местоположения предметов и букв.
- Составление рассказов о загаданном предмете («Найди по описанию»).
- Вопросы на сравнение предметов по цвету, месту, названию.
Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:
2. Знакомство с буквами:
- рассматривание букв в таблице «Аквариум», знакомство с «Малыми таблицами»
- классификация букв по группам
- счет групп букв и нахождение их на малых таблицах
- знакомство с именами букв (педагог сам называет имена букв, дети слушают и сравнивают, чем они похожи: бэ, вэ, гэ, дэ, жэ, зэ и эн, эр, эл)
Последовательность знакомства с таблицей «Аквариум»:
3. Знакомство с ручными знаками слогов
- Знакомство с ручным знаком слога
«Уголок на голове» на левой руке: бэ-вэ-гэ
- Знакомство с ручным знаком слога
«Уголок на ногах» на правой руке: эм-эн-эр
- На хождение буквы своего имени, первой буквы имени мамы, папы, друга в «Аквариуме»
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
- Таблица «Аквариум» и малые алфавитные таблицы.
- Таблица «Росчерки».
- Таблица «Элементы букв в квадратах».
- Таблица «Слоговые лесенки».
- Таблица «Улица домов для чисел».
- Таблица «Информационная сетка чисел».
- Таблица «Сказариум».
- Настольные доски для рисования и письма.
- Волчки, спицы, песочные час
Грамотность в деле овладения грамотой
- Алфавит предъявляется полностью, у ребёнка есть выбор того, что он может узнать в первую очередь.
- Интерес детей к замыслу друг друга, стремление к партнёрству и совместному участию в деле.
- Единство и одновременность обучения письму, чтению и счету, сохранение единства устной и письменной форм речи.
- Признание значения слога, как меры языкового действия, как ритмической, пространственной, интонационной, временной и смысловой единицей сохранения речи.
- Знакомство С ТРЕМЯ знаковыми системами одновременно: буквенной - с алфавитом (малыми таблицами), звуковой – (все буквы в «Аквариуме» обозначают звуки речи и произносятся как звуки), цифровой - числовым рядом, зрительно удерживающим последовательность букв в алфавите.
ЗАДАНИЕ:
1 Рассмотрите одну малую таблицу (на ваш выбор).
2 НАЙДИТЕ ГРУППУ ПЕЧАТНЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В МАЛОЙ ТАБЛИЦЕ.
3 ОПРЕДЕЛИТЕ, ГДЕ ОНА В «АКВАРИУМЕ»?
4 Объясните, почему эти буквы находятся вместе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Рабочие программы по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, развитию слухового восприятия и обучению произношению 5 год обучения
Рабочие программы 5 год обучения...
Дистанционное обучение "Крепыш" 1 год обучения и 2 год обучения
конспекты занятий...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
- Мне нравится (1)