Обучение грамоте "Буква Я"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Буква Я»
Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками.
Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после гласного звука и образует слог, слоговом составе слова; закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова. Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные. Развивать умение составлять предложения с использованием определенных слов. Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие. Воспитывать самостоятельность, активность.
Орг. момент.
В кругу
1. Игра «Ответь правильно-сядь»
-Ребята сегодня я предлагаю поиграть в игру: Ответь правильно-сядь!
Я задаю вопрос и кидаю мяч, если отвечаете правильно садитесь за стол.
Какой день недели сегодня? А завтра какой будет день недели? Назови все дни недели?
-Назови зимние месяцы?
-Какой первый месяц зимы?
-Назови части суток?
-Назови выходные дни?
-Назови город в котором мы живем?
- Как называется наша планета?
-Страна?
-Столица России?
- Президента как зовут? …
Сели на столья
2.Чистоговорка по мнемотаблице.
Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.
-Молодцы ребята.
-Сегодня к вам на занятие пришла гостья. Попробуйте отгадать кто она.
Живёт в длинноногой избушке
Одна хулиганка-старушка,
У нее костяная нога, А зовут ее … (Яга) (Выставляю картинку)
-Она приготовила для вас сложные задания. Если выполните их, то он вас наградит. Ну что готовы?
3. Загадки на букву Я ( презентация)
• Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
• Если б не было его,
Не сказал бы ничего. ( Язык)
• На море, в реках и озерах
Я плаваю проворно, скоро.
Среди многих кораблей
Известна легкостью своей. (Яхта)
• Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться (Яйцо)
• Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах! —
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
4. Произнесение звука {йа}
Молодцы ребята справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, а какая же буква объединяет все эти слова? Конечно же это буква Я. Выставить карточку с буквой Я.
-Ребята эта буква волшебная когда она стоит в начале слова то образует сразу два звука. Послушайте внимательно. (Йа)блоко. Давайте вместе произнесем сочетание этих звуков.
-Ребята, обратите внимание, при произнесении этих звуков сначала образуется небольшое препятствие, а затем голос идет свободно.
-Как вы думаете, почему так происходит? ( сначала произносится звук {й}, он согласный, затем {а}-он гласный и тянется). Выставляется карточка- схема
5. Муз.физминутка «Бабка-ёжка»
6. Артикуляционная гимнастика.
Улыбка, трубочка, окно, вкусное варенье, маляр, чистим зубки.
дорово ребята.
7. Составление предложений по схемам.
- Давайте с вами придумаем предложения, используя слова на букву Я. Опитаясь на схему предложений.
-Я называю слово, а вы придумываете предложение. (Яхта, яйцо, ящерица, яблоко, язык, яма, ярмарка)
Работа за столами
8. С нитками
Ребята, Баба-Яга приготовила для вас волшебный клубочки . Попробуйте при помощи ниточки выложить букву Я
9. Работа в тетрадях.
Замечательно ребята. А теперь давайте с вами в тетрадях напишем букву я и звук (йа)
10 . Что спрятала Баба- Яга.
-Ребята, Баба- Яга приготовила для вас головоломку . Если вы ее решите, то узнаете сто спрятано у нее в руках. ( Яблоко)
11. Итог: С какой буквой мы познакомились? Какой звук она образует, когда стоит в начале слова? И что вам сегодня понравилось или не понравилось.
- Ребята за хорошую работу Баба- Яга приготовила для вас яблоки и медальки «Молодец!»
- Мне нравится (2)