Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Павлова Е.Л
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка звукового анализа, слогового анализа
Задачи:
Образовательные:
• закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов;
• составлять предложения с помощью схемы
Развивающие:
• развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность
Ход занятия: Организационный момент
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В Стране Знаний произошло ужасное событие:
злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.
- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.
А это, кажется и первое задание:
1. Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: В этом мешочке спрятались шары с буквами.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.
Сейчас каждый достанет шар.На букву которая вам досталась придумать слово и отложить его в корзинку своего цвета. Ребята , посмотрите что у нас получилось, мы поделили звуки на две группы . Какие?
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: Звуки бывают согласными и гласными.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Звуки которые тянутся, поются голосом.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: Красным
Воспитатель :- Как произносятся согласные звуки?
Дети: не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются согласные звуки?
Дети: Синим
Воспитатель: «Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
2 «.Подели на слоги»
А вот и второе задание
Злой волшебник Звукомор посылку прислал.
А в ней картинки вам,
Названия картинок на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
Воспитатель: достает из посылки картинки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину, матрешку.
Воспитатель: вы помните задание Волшебника Звукомора? Мы с вами должны поделить слова на слоги разными способами.
Воспитатель: Сколько слогов в слове «Кукла»(2).
Воспитатель: А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков? (2).
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: Сколько в слове «мяч» слогов (1,
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 1)
Воспитатель: Сколько в слове «машина» слогов(3)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове «матрешка» слогов(3)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове «кубик» слогов(2)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 2)
Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
3. «Составь предложение по схеме»
У Злового волшебника Звукомора
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
Дети: Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: – А теперь пришло время отдохнуть!
Гимнастика для глаз «Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,
взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)
Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном. Просит нас составить предложения по схемам со словами, которые мы делили на слоги! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
1. ___.
2. ___ ___.
3. ___ ___ ___.
4. ___ ___ ___ ___.
5. ___ ___ ___ ___ ___ .
Воспитатель: Но для начала скажите, пожалуйста ребята, что означает каждая полоска в предложении?
Дети: Это слово.
Воспитатель: А что означает этот элемент в предложении?
Дети: Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы.
Воспитатель: Что ставим, мы в конце предложения?
Дети: Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.
Воспитатель: Ну а теперь начнем составлять предложения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.
4. «Помогите мне найти свой домик». Вот еще одно задание от Звукомора(Садимся за столы)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.
- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
- Какие это звуки? (и, а).
- Какой гласный находится в середине слова? (И)
- Где находится звук «а»? (в конце слова)
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
В группу заходит Фея Грамота.
Фея Грамота: А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. На память я подарю вам небольшие подарки. (раздает блокнотики и ручки ) Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
Всего вам доброго!
Дети рассматривают подарки.
Воспитатель: Какие замечательные подарки подарила вам Фея Грамота. А вам понравилось наше путешествие?
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.
Итог занятия.
Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?
А вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось - поднимите веселый смайлик, а кому было скучно поднимите грусный смайлик.
Дети поднимают смайлики и объясняют, что конкретно им понравилось или не понравилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_rmo.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний»
Цель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка звукового анализа, слогового анализа
Задачи:
Образовательные:
• закрепить умение определять местоположения звука в слове; упражнять в звуковом анализе слов;
• составлять предложения с помощью схемы
Развивающие:
• развивать фонематический слух и внимание; развивать речь детей, творческое воображение, образное мышление, произвольное внимание и память
• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;
Воспитательные:
• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
• поощрять активность и самостоятельность
Ход занятия: Организационный момент
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В Стране Знаний произошло ужасное событие:
злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоту и спрятал в своем замке, нам предстоит освободить Фею Грамоту. Злой волшебник Звукомор посылает нам новые испытания – задания. Я надеюсь что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту.
- Тогда соберем свои силы и знания, возьмем с собой хорошее настроение и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи и радостного настроения.
- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
- Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. В этой стране существуют правила: не перебивать друг друга, отвечать правильно и полными ответами.
А это, кажется и первое задание:
1. Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: В этом мешочке спрятались шары с буквами.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.
Сейчас каждый достанет шар.На букву которая вам досталась придумать слово и отложить его в корзинку своего цвета. Ребята , посмотрите что у нас получилось, мы поделили звуки на две группы . Какие?
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: Звуки бывают согласными и гласными.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Звуки которые тянутся, поются голосом.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: Красным
Воспитатель :- Как произносятся согласные звуки?
Дети: не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются согласные звуки?
Дети: Синим
Воспитатель: «Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
2 «.Подели на слоги»
А вот и второе задание
Злой волшебник Звукомор посылку прислал.
А в ней картинки вам,
Названия картинок на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
Воспитатель: достает из посылки картинки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину, матрешку.
Воспитатель: вы помните задание Волшебника Звукомора? Мы с вами должны поделить слова на слоги разными способами.
Воспитатель: Сколько слогов в слове «Кукла»(2).
Воспитатель: А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Воспитатель: Сколько в этом слове гласных звуков? (2).
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: Сколько в слове «мяч» слогов (1,
Воспитатель: Сколько гласных звуков? (тоже 1)
Воспитатель: Сколько в слове «машина» слогов(3)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове «матрешка» слогов(3)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 3)
Воспитатель: Сколько в слове «кубик» слогов(2)
Воспитатель: сколько гласных звуков? (тоже 2)
Воспитатель: Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
3. «Составь предложение по схеме»
У Злового волшебника Звукомора
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Воспитатель: Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
Дети: Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль и имеет особую интонацию.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: – А теперь пришло время отдохнуть!
Гимнастика для глаз «Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза,
взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву О, получается легко. (глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза вверх, вниз)
Вправо – влево повернем. Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Вот этот Ученый Гном. Просит нас составить предложения по схемам со словами, которые мы делили на слоги! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).
1. ___.
2. ___ ___.
3. ___ ___ ___.
4. ___ ___ ___ ___.
5. ___ ___ ___ ___ ___ .
Воспитатель: Но для начала скажите, пожалуйста ребята, что означает каждая полоска в предложении?
Дети: Это слово.
Воспитатель: А что означает этот элемент в предложении?
Дети: Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы.
Воспитатель: Что ставим, мы в конце предложения?
Дети: Точку, вопросительный знак, восклицательный знак.
Воспитатель: Ну а теперь начнем составлять предложения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Вот Грамматики зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками коленей коснитесь.
Сели - встали, сели - встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.
4. «Помогите мне найти свой домик». Вот еще одно задание от Звукомора(Садимся за столы)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.
- Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).
- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.
- Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)
- А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)
- Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).
- Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).
Звук З – согласный, звонкий, мягкий.
Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.
- Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)
- Какие это звуки? (и, а).
- Какой гласный находится в середине слова? (И)
- Где находится звук «а»? (в конце слова)
- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).
- Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).
Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
В группу заходит Фея Грамота.
Фея Грамота: А вот и я! Спасибо, ребята, за освобождение. Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Мне очень понравилось, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. На память я подарю вам небольшие подарки. (раздает блокнотики и ручки ) Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»
Всего вам доброго!
Дети рассматривают подарки.
Воспитатель: Какие замечательные подарки подарила вам Фея Грамота. А вам понравилось наше путешествие?
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу.
Итог занятия.
Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?
А вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось - поднимите веселый смайлик, а кому было скучно поднимите грусный смайлик.
Дети поднимают смайлики и объясняют, что конкретно им понравилось или не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, ж...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание...
Использование игрового пособия "Дерево знаний". Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Поиск клада грамотеев».
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО- многофункциональное игровое пособие по развитию речи "Дерево знаний". Конспект занятия по обу...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у королевы Знаний»
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в шк...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "В стране знаний".
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "В стране знаний"....