НОД по речевому развитию для подготовительной группы "Путешествие в страну Красивой речи"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гармаева Виктория Бадмадоржиевна

Цель: развивать звуковую культуру речи; обобщение и систематизирование знаний о буквах и звуках, формировать умение классифицировать предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_podg_gvb_1.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ Курумканский детский сад «Родничок»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

по Речевому развитию

в подготовительной группе «Звездочки»

На тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитатель: Гармаева Виктория

                                           Бадмадоржиевна

с. Курумкан

2020г.

Тема НОД: «Путешествие в страну Красивой речи»

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цель: развивать звуковую культуру речи; обобщение и систематизирование знаний о буквах и звуках, формировать умение классифицировать предметы.

Задачи: Обучающие задачи. Расширять представления детей о многообразии слов. Расширять словарный запас через словесно-речевые игры. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, существительных к прилагательным, совершенствовать синтаксические навыки. Формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие, образное представление, эмоциональную сферу детей Упражнять детей в умении делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги, составлять предложения из заданных слов.

Развивающие задачи. Развивать диалогическую и связную монологическую речь. Развивать умение четко произносить слова, сочетая их с движениями. Развивать мимико-жестовую речь, мелкую моторику рук. Совершенствовать интонационную и звуковую выразительность речи, речевое дыхание, фонематическое восприятие, умение регулировать темп речи.

Воспитательные задачи. Продолжать формировать интерес к словам, играм с ними. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе. Формировать доброжелательное отношение к окружающим, потребность оказать им помощь.

       Планируемые результаты: познавательные: использование разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; разнообразных синтаксических конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные  предложения); проявление словотворчества, самостоятельное выполнение звукового анализа слов;

коммуникативные: сформированный активный словарь; умение участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; использование средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.

Средства реализации: проектор, презентация на тему «Страна красивой речи» воздушный шарик, запись мелодии «волшебной музыки», солнце с лучиками, карточки пазлы , карточки со схемами слов.

Предварительная работа с детьми: беседа о доброте, чтение стихов, сказок, рассматривание иллюстраций о сказочных странах.

Словарная работа: фантазия, солнце, яркое, лучистое, светлое, горячее.

      

Части НОД

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

1 - часть вводная

Цель: формирование интереса к непосредственно образовательной деятельности

Создание образовательной ситуации

Воспитатель:

Какое у вас сегодня настроение?

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 Молодцы! Ребята, вы  каждое утро играете, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в

путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.

А с помощью чего мы можем туда попасть?

Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии

-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи(Включается сказочная музыка)

Дети: хорошее, радостное, веселое…

Упражнение на развитие коммуникативности

-Да, мы согласны!

Дети отвечают- на автобусе, машине, самолёте, поезде

Дети отвечают – волшебство, мечта…

1 мин

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Слайд 2

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

(Дети садятся в круг)

Дети закрывают глаза…

АРТИКУЛЯ ГИМНАСТИКА

1 мин

2 часть – основная

Цель: Учить детей употреблять различные формы словесной вежливости

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Слайд 3

-Вот мы и прибыли.

 Посмотрите ребята, что это?

(показ картинки) Перед нами ворота, но мы не можем войти, нам что – то мешает.

Послушайте загадку:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Дети: Замок.

Воспитатель: Как же нам открыть его?

  Звуковой анализ.

Слово сани - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.

- Сколько всего звуков в слове сани? (четыре).

- Какой первый звук? (С). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).

- Второй звук? («А»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).

- Третий звук в слове сани? (звук «НЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).

- И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).

Воспитатель: Давайте попробуем. (Пробуем все варианты, не получается открыть).

Воспитатель: Ребята, а может нам воспользоваться пальчиковой гимнастикой.

На двери висит замок (соединяем руки в замок, переплетаем пальцы)

Кто его открыть бы смог? Покрутили. (Поворачиваем замочек, не расщепляя пальцев)

Потянули. (Раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по прежнему сцеплены)

Постучали. (Ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)

И открыли! (расцепляем ладошки)

Воспитатель: Замок открыли, молодцы! (показ картинки)

-Ой, ребята, а здесь письмо!

«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наше солнышко.

Забрали у нее лучики, а чтобы расколдовать лучики надо выполнить задания.»

-Ну что, поможем?

-Каждое задание спрятано, а найти его нам помогут загадки.

1 загадка:- Здесь у нас зеленый луг

Много здесь цветов вокруг

(ответ: уголок природы)

-Молодцы ребята, итак

1задание «Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов, узнаем какие?

(Слайд 4,5,6)

- Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Дом из кирпича…

- Баночка из стекла…

- Варежки из шерсти…

- Дверь из железа….

Молодцы!

2 загадка: - Перед зеркалом сижу

Красоту я навожу!

(ответ: уголок парикмахерская)

2 задание

«Наоборот»

Я вам называю слово, а вы мне одним словом - это противоположное по значению. Слова: Большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый, белый, проснуться, раздеваться, светло.

(Слайд 7)

А теперь пора отдохнуть!

Физминутка:

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревает.

(Слайд 8 )

- Хорошо, отдохнули, пойдемте дальше.

3 загадка: - Там конструктора не счесть

Чтоб построить город здесь

(ответ: строительный уголок)

3 задание.

«Назовите, одним словом».

Береза, клен, сосна, ива, тополь.

Белка, еж, медведь, волк, заяц, 

Огурец, помидор, морковь, капуста, баклажан.

Божья коровка, стрекоза, муха, пчела, бабочка.

Юбка, штаны, сарафан, куртка, футболка.

Автобус, тройлебус, самолет, корабль, пожарная машина.

(слайд 9-14)

 

4 загадка: - Здесь мы любим посидеть

И мультфильмы посмотреть.

4 задание.

игра «Доскажи словечко»

- Наша речь состоит из…

- Предложения состоят из…

-Слова состоят из… букв и.

Ребята, на какие две группы делятся все звуки русского языка?

Игра «Рассыпалось слово»

- Не пойму, что здесь написано? В каждом слове ошибки, звуков не хватает.

Молодцы ребята и с этим с заданием справились! Ребята звук мы слышим, а буквой обозначаем его, то есть буква является домиком для звука.

(Слайд 15,16)

5 загадка: - Книги любим мы читать

Чтобы умненькими стать

(ответ: читательский уголок)

5 задание

Подвижная игра. Деление слов на  

слоги.

Красивой речи тоже любят играть, как и мы с вами. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по кругу. Колокольчик не звенит, дети останавливаются. Воспитатель показывает картинку, называет предмет, дети хлопками делят слово на слоги. (ба-нан, ма-ши-на, мяч)

А вот и следующее задание  

«Собери сказку»

- Ребята подойдите к столу, на столах лежат разрезанные картинки разных сказок, соберите их.----ДОПОЛНИТ ЗАДАНИЕ

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!»

(Слайд 17)

Дети:  это можно сделать: ключом, загадкой, стихи прочитать, волшебные слова сказать.

Дети отвечают хором

Выполняют движение по тексту

Дети отвечают хором

Дети находят карточку с первым заданием.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают ранее усвоенное.

Ответы детей:

-деревянная

- кожаная

- кирпичный

- стеклянная

- шерстяные

- железная

Дети отгадывают загадку и находят карточку с заданием

Дети слушают задание

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Дети отгадывают загадку и находят карточку с заданием

Дети слушают задание

Ответы детей:

- деревья;

- животные;

- овощи;

- насекомые;

- одежда;

- транспорт.

Дети отгадывают загадку и находят карточку с заданием

Дети слушают задание.

Словесная игра на восстановление предложений

Ответы детей: - предложений;

- слов

- звуков

Сам.работа

Дети составляют слова из букв: солнце, замок, дом, лес.

Подходят к столу, работа таблицами звуков.

Взаимопроверка.

Слушают задание.

.

Дети отгадывают загадку и находят карточку с заданием

Играют по правилам игры.

Собирают разрезанные картинки.

Дети рассуждают…

Ответы детей:

-Веселое, лучистое, лучезарное, золотое, ослепительное, сверкающее, румяное, весеннее, радостное…

Дети закрыли глаза, представляют…

Дети радуются, что помогли волшебной стране солнышку засиять

25 мин

3 часть – заключительная

Цель: подведение итогов НОД.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности

-А мы отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка) 

И вот мы с вами в детском саду.

Вам понравилось в «стране красивой речи»? А что мы с вами делали? Мы будем с вами стараться, чтобы в нашей группе была слышна только красивая речь.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

3 мин

Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность

 - А мы с вами сейчас прочитаем книгу

Учебно-методический комплект:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами
  2. Колесникова Е.В. развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001
  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М., 2014
  5. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе в«Путешествие в страну Красивой речи»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...

Открытое педагогическое мероприятие с детьми по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в подготовительной группе

Открытое педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...

«Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать  и активизировать словарный  запас посредством участия            в словесно-речевых играх....