ПДОУ "ЧИТАЕМ, ИГРАЯ."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
"ЧИТАЕМ, ИГРАЯ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no1.docx | 22.55 КБ |
no2.docx | 20.98 КБ |
no2_-1.docx | 743.27 КБ |
no_5.docx | 649.5 КБ |
no_-71.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.
« Наша речь. Предложение. Слово»
Программное содержание: дать детям понятие об артикуляционном аппарате. Познакомить с такими понятиями как: речь, язык, предложение слово. Помочь в различении этих понятий; развивать мышление, воображение, память. Развивать интерес и внимание к слову.
Оборудование: конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки, набор карточек с цифрами у каждого учащегося.
Ход занятия
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | Прим. |
I. Орг. момент. | - На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … . Уши внимательно слушают и все … . Голова хорошо … . | -видят - слышат; -работает | |
2. Дыхательная гимнастика. | - Чтобы легче дышалось, я предлагаю сделать дыхательную гимнастику. Гласные тянутся песенкой звонкой И – И – И – И Могут заплакать и застонать О – О – О – О Могут качать в колыбели Аленку А – А – А – А Могут как эхо в лесу закричать АУ – АУ – АУ – АУ Могут лететь высоко в синеву АУ – У – И – А – У – И | ||
3. Новая тема | - Все, что мы с вами говорим, это наша речь. - Скажите, для чего нужна речь? - Какая бывает речь? - Как мы используем устную речь? - А письменную? Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? - А из чего состоит наша речь? Вы считаете, из слов? Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений. | - Чтобы общаться, говорить. - Устная и письменная. - Устную речь мы слышим и произносим. - Письменную речь мы видим и пишем. | На доске карточки Слайд |
4. Закрепление темы | – Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Почему? Мальчик Вася книга стол Папа купил Васе книгу. Зоопарк зебра жираф звери. В зоопарке мы видели жирафа. Мама поставила кастрюлю на. Мама поставила кастрюлю на плиту. | ||
5. Составление предложений по картинке | - Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения. Листья опадают. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди загорают на пляже. Дети пошли в школу. - Ребята, что вы сейчас составили из предложений? - Почему вы так думаете? - Дайте название тексту. - Из чего состоит текст? - Из чего состоит предложение? - Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? - Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? - Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? - Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? - Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений. Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы. Составьте графические схемы этих предложений. - С чего начинаем чертить? - Что значит уголок? - Как мы отделяем слова в предложении? | - Текст - Предложения объединены общей темой - «Осень». - Осень - Текст состоит из предложений - Предложение состоит из слов. - С большой буквы. - Паузой – остановкой. Точкой, вопросительным или восклицательным знаком. - Раздельно Дети чертят схему в тетрадях, педагог – на доске. - С уголка. - Начало предложения, пишем с заглавной буквы. - Мы отделяем слова пробелом | Слайд |
6. Задание на индивид-х карточках. | - Откройте конверты. Что у вас на карточках? - Вам нужно из этих слов составить предложение. - У кого какое предложение получилось? Дом стоял на поляне У лисы пушистый хвост Медведь спит в берлоге Бабушка приехала из деревни Девочка подошла к школе Ручка упала со стола - Вспомним правила о предложении. - Как пишутся слова в преложении? Слитно или отдельно друг от друга? - А как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов. - Что ставим в конце? - С какой буквы начинаем писать первое слово? - Запишем составленные предложения. | - картинки. | |
7. Физминутка | Руки ставим мы вразлет Появился самолет Мах крылом туда – сюда, Делай «раз» и делай «два». Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, И на место все садись! | Руки в стороны. «Полетели» как самолеты. Наклоны вправо-влево. Повороты вправо-влево. Хлопки в ладоши. Руки в стороны. Повороты вправо-влево. Прыжки на месте. Опустили руки. Сели на места. | |
8. Определение границ предложений в тексте. | - Ребята, выполним ещё одно задание! Послушайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения. Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру. | Слайд | |
9. Игра «Придумай предлож-е» | - Сколько слов может быть в предложении? - Придумайте предложение из двух слов, из трех. Записать одно из предложений на выбор. | ||
10. Игра «Какое число я задумала?» | - Сейчас вы должны узнать какое число я задумала. Для этого вы должны правильно посчитать сколько слов в предложении и показать соответствующую цифру. Мальчик читает книгу. Петя поет. Мама пошла в магазин. | Набор цифр у каждого учащегося | |
11. Итог. | - О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии? - Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение? - Сколько слов может быть в предложении? | Задание: приду-мать предло- жение из 3 слов. |
Предварительный просмотр:
Тема 2:
«Слово. Слог. Звук».
Программное содержание (№2): закрепить понятие об артикуляционном аппарате. Познакомить с такими понятия как: слово, слог, звук. Помочь в различии этих понятий; развивать мышление, воображение, память; упражнять в назывании слов, слогов.
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки – отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук
Раздаточный материал: на каждого ребёнка красный карандаш, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву». Клей карандаш.
Ход занятия.
I.Здравствуйте мои хорошие! Давайте дружно поздороваемся.
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные! Мы старательные!
Мы все учимся! Всё у нас получится!
Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения
Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках и буквах (слушают часть сказки)
В стране звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [й’а], Ё [й’о], Ю [й’у], Е [й’е].
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
Попробуйте!
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
II. Вы прослушали сказку о звуках и буквах. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв.
Ой! Что это такое! Ветер поднимается, смотрите нас куда-то ветром заносит (кружатся) Мы летим высоко – высоко над облаками. Ветер стих, и мы приземлились на свои места.
(сели все прямо, спинки распрямили)
Мы очутились в славном городе, который называется
1.Первый город на нашем пути называется ЗВУКОГРАД
Какой огромный замок висит на воротах этого города и много маленьких замочков. Попробуем их открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери виси замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)
Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)
Покрутили (круговые движения пальцев от себя) Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы)
Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)
Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные.)
Много звуков есть на свете
Шелест листьев, плеск волны.
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Какие звуки называются гласными? (звуки , которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)
Давайте поиграем в игру со звуками:
Игра с мячом «Верни мне гласный звук»
Мяч лови и мяч бросай, Гласный в слове называй
(лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сук, сон, рис, , слон)мак, рак, сок, прут)
Какие звуки называются согласными? (звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)
Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву (дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой)
Задание выполняется стоя у стола и доски.
Загадки:
Круглый, полосатый, с огорода взятый,
Алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.(арбуз)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки
Рыбак Корней поймал трёх (окуней)
Бежит свинка, стальная спинка, льняной хвостик,
Всех одевает, а себя никогда (иголка)
Папа как положено нам купил мороженое
В летнем баре у кино продавалось (эскимо)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке.
Палочка в руке. Ниточка в реке.
Обменяет ей река окунька на червяка (удочка)
Картинки и буквы выставляются на доску.
А,О,У,Э,Ы,И – какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?
Посмотрите внимательно на меня: узнайте звук, который я произнесла без голоса (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его)
Поиграем в игру: «Слушай внимательно»
Надо повторить звуковую цепочку:
АОУИ ОУЫА ИЭУЫ ЫАОУ
Определите «Какой звук стоит первым в словах?»
«А» - автобус «Л» - лодка
«О» - окно «М» - машина
«И» - Ира « Р» - рука
«Э» - эхо «К» - кот
«У» - утка « Н» - носорог
Все задания о звуках мы с вами выполнили.
Физкультминутка: «Белый снег пушистый»
III. Зимняя метель перенесла нас с вами в город БУКВОГРАД
Кто же здесь живёт? (буквы)
Чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)
Следующее задание для « внимательных глазок»
1.«Зачеркни лишнюю букву» (возьмите карточку, на которой нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишнюю)
2. «Найди каждой букве пару и соедините их линией» (работают у доски)
А Ы Б Д
О У В Г
У Э Д М
И О Г В
Э И Р Б
Ы А М Р
С этими заданиями все справились хорошо. Молодцы!
Мы с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными, Когда они дружат, получается, что? (слог)
Прочитайте слоги на ваших карточках (дети читают)
IV. Сами не заметили, как оказались в городе СЛОВОГРАД
Кто здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) Можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, слогами)
Игра «Сосчитай слог».
РУ- КА ВА- ЗА КУ – РЫ КИ – НО МЫ – ЛО СИ – ТО РА – МА СА – ЛО ДО – МА
V. Рефлексия
Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: Звукоград, Буквоград и Словоград. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на смайлике «улыбочку». Ели было трудно, не интересно, Тогда нарисуйте «грусть». Покажите, пожалуйста, смайлики. Они все улыбаются. Я очень рада. Вы молодцы. Отгадайте загадку:
Все весёлые смайлики мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело.
Предварительный просмотр:
Тема2:
«Слово. Слог.Звук».
Программное содержание (№ 1): Выявить у детей умение выделять, воспроизводить и различать звуки речи. Закрепить понятие «Звук – слог- слово». Развивать интерес и внимание к слову.
Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич).
Ход занятия:
1. Оргмомент. Игра «Послушай и отгадай»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает:
Шелестит бумагой,
Хлопает в ладоши,
Режет бумагу,
Рвет бумагу,
играет мячом,
листает книгу
П: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?
Д: Мы слышали звуки.
2. Знакомство с понятием звук. «Путешествие в древние времена» .
П: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:
Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик,
Ы – ы – ы – ревет медведь,
И – и – и – ржет лошадь,
Р – р – р – рычит тигр.
П: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш)
Как воет волк? (у – у – у)
Как звенит комар? (з – з – з)
Как жужжит жук? (ж – ж – ж)
Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова?
Д: слова состоят из звуков.
П: чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.
П: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем.
Вы молчите, я молчу,
И палочка молчит.
Предмета палочка коснется –
Сразу слово зазвучит.
Педагог выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. Педагог спрашивает, какие звуки услышали.
П: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке кружочек
Слово жук она написала так:
И мы с вами будем обозначать звуки квадратиками.
3. Физминутка.
Перед нами луг широкий,
А над нами лес высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели.
Грянул гром (хлопок)
Побежали быстро в дом.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.
4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове.
П: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Какой звук он потерял в начале слова?
Педагог выставляет поочереди картинки на доску.
… ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако.
П: А какой последний звук в словах съел Дракоша?
Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи….
5.Закрепление понятия звук. Игра «Узнай слово».
П: Из чего состоят слова?
Д: Слова состоят из звуков.
П: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились?
Сссоооккк
Ннноооссс
Л: какие звуки мы услышали в этих словах?
6. Итог занятия.
Л: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.
Предварительный просмотр:
Тема 5.
Звук [и] и буква И.
Программное содержание: продолжать закреплять знания детей о гласных звуках. Познакомить детей с буквой и звуком [и]. Развивать умение определять место (начало, середина, конец) звука в слове. Развивать способность называть слова с заданным звуком; совершенствовать фонематический слух детей. Чтение слоговой таблицы. Развивать умение графического изображения буквы. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей.
Оборудование. Госпожа Азбука. Предметные картинки, начинающиеся на звук [и]. Предметные картинки, в названии которых звук [и] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, И. Картинка и изображением предметов и соответствующих им букв. Палочки для выкладывания буквы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.
Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.
Педагог. Ребята, давайте вспомним, о чем мы узнали на прошлом занятии.
Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [у] и узнали букву У.
Педагог. Звук [у] какой?
Дети. Гласный, его можно петь.
Педагог. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?
Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!
Педагог. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.
2.Объявление темы.
Педагог. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [и]: иглы, индюк, ирис). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?
Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [и].
Педагог. К нам в гости пришел звук [и]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?
3.Характеристика звука.
Характеристика звука [и], обозначение его фишкой красного цвета.
Педагог. Давайте споем звук [и].
Дети выполняют упражнение «Лесенка».
Педагог. Как называются звуки, которые мы может петь?
Дети. Гласные.
Педагог. Молодцы! Звук [и] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).
4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха.
Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.
Педагог. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.
Педагог. Скажите, какие слова начинаются со звука [и]?
Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.
Педагог. Молодцы!
5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики.
Педагог. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [и].
Дети играют в игру «Поймай звук».
Педагог. Молодцы, научились слышать звук [и]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [и]
Дети. Ирис, игры, ива.
Педагог. А какое имя можно дать девочке, чтобы оно начиналось на звук [и]?
Дети. Ира, Инна.
Педагог. Молодцы! А как показать звук [и] в слове?
Дети. У нас есть схемы слова и фишки.
Педагог. Правильно! Гласный звук [и] мы будем обозначать красным цветом.
Педагог. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Госпожа Азбука. В них звук [и] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [и] – в начале или середине слова.
Слова: ива, тина.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.
Педагог. Молодцы, ребята!
6. Знакомство с буквой.
Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы И в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики. Соотнесение картинок и соответствующих им букв.
Педагог. Ребята, звук [и] «живет» в букве И (показ маленькой и большой буквы). Буква И будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в букве И прячется звук [и], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Педагог. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква И.
Дети. Буква И состоит из трех элементов.
Педагог. Два столбика стоят рядком.
Между ними – поясок, натянутый наискосок.
Педагог показывает картинку с забавными изображениями буквы И, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.
Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву И.
Дети «пишут» в воздухе букву И.
Педагог. Молодцы, а теперь давайте напишем букву И на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».
Дети «пишут» букву на спинах друг друга.
Педагог. Молодцы! А еще можно показать букву И с помощью рук и ног. («Алфавит телодвижений»).
Дети показывают букву И.
Педагог. Ребята, а давайте выложим букву И из палочек.
Дети выкладывают.
Педагог. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. Дети работают в тетради.
Педагог. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как пишется буква И.
А сколько букв мы уже с вами знаем.
Дети. Три буквы: А, У, И.
Педагог. Ребята, Азбука приготовила для нас еще одно задание. Посмотрите на картинку (на картинке изображены - арбуз, удочка, индюк и три буквы). Давайте назовем картинки, выделим первый звук в названии и подберем нужную букву.
Дети проговаривают, соотносят букву (устно), а педагог – на доске.
Педагог. Молодцы, справились с заданием! Ребята, наш веселый поезд привез новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
Дети читают: Иа, иу, уи, аи.
Педагог. Молодцы! Будем с нетерпеньем ждать веселый поезд с новыми буквами!
7. Подведение итогов. Оценка.
Педагог. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.
Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.
Предварительный просмотр:
Тема 7.
Звук [м] и буква М.
Программное содержание: познакомить детей с буквой «М» и звуками «М» и «М’». Формировать понятие согласный звук. Познакомить детей с твердость и мягкостью данного звука. Учить интонационному выделению звука в слове (разная позиция). Работа с разрезной азбукой, чтение слогов. Развивать умение графического изображения буквы. Печатанье слов, слогов. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование. Госпожа Азбука. Предметные картинки, начинающиеся на звук [м]. Предметные картинки, в названии которых звук [м] стоит в разных фонетических позициях.
Ход занятия.
Ребята, у меня есть знакомая девочка Аленушка, она как и вы пойдет в школу, и каждый день она знакомится с новыми звуками. Сегодня Алена проснулась и подумала: «Какой первый звук я услышу, с ним и буду дружить целый день». Для этого она подошла к окну и увидела… отгадайте, кого она увидела?
И сметану, и кефир, Хоть и бархатные лапки
Молоко и вкусный сыр, Но зовут меня «Царапкой»
Чтобы были мы здоровы Мышек ловко я ловлю
Даст нам пестрая (корова) молоко из блюдца пью (кошка)
Алена увидела корову и кошку. Они стояли напротив друг друга и разговаривали: корова мычала Му-у! а кошка отвечала МЯУ!
-как мычала корова?
- а как отвечала ей кошка?
-какой первый звук в песенке коровы?(М)
-какой первый звук в песенке кошки? (М)
- чем же звук отличается от буквы? (звуки мы произносим, а буквы пишем). Значит, сегодня мы познакомимся с буквой М.
Ребята, а на какие два вида мы с вами делим буквы (гласные и согласные).
Чем они отличаются друг от друга? (гласные можно петь, а согласные нельзя). Попробуем пропеть звук М. (не поется. Вывод: звук согласный).
Показ буквы «М», сопровождая показ словами
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы».
А между тем получилась буква М.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
Звук М – очень хитрый, он бывает твердым и мягким.
Я вам сейчас буду называть слова, а вам нужно определить, какой звук М в этом слове – твердый или мягкий. (муха, мел, маска, масло, мясо, мак, мяч, мышка, миска).
Физкультминутка.
А – закружилась голова
У – нежно ушки я потру
О – поднимаем мы плечо
Э – эскимо купили мне
Ы – задрожали все кусты
И – мы ребята силачи.
Скоро у нас ребята Новый год и я предлагаю вам нарядить елочку.
Игра «Нарядим елочку» (определение позиции звука в слове).
Красный кружочек (буква в начале слова)
Желтый (в середине)
Синий (в конце)
Машина, мандарин, кормушка, гном, шмель, дом, мороз, зима, дым, камыш, компьютер, маска.
Звуковой анализ слова «малыш»
Какой звук в слове первый? М
Какой же второй? А
Какой третий звук? Л
Есть еще звуки в этом слове? Какие? Какие по счету?
Четвертый звук Л и пятый звук М.
Сколько всего звуков в слове? (пять)
Сколько согласных звуков? (3) Назовите их.
Сколько гласных звуков? (2)Назовите.
Сколько слогов в слове? Определите.
Вывод: Гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком или по частям.
Игровое задание волшебная нить.
Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...