Учим с ребенком гласные звуки.
консультация по обучению грамоте (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Учим с ребенком гласные звуки.
Расскажите малышу сказку:
«В древние времена жили люди. Они уже умели говорить и поэтому любили рассказывать друг другу сказки и петь песни. Но всё, что они рассказывали, быстро забывалось, потому что люди не умели писать. Сказки и песни были такими интересными, что человеку захотелось их запомнить надолго. И тогда люди придумали специальные значки-буквы. Буквы обозначали звуки, которые произносили люди, рассказывая сказку. Так древний человек стал записывать свои сказки с помощью букв. Поэтому в книжках живут теперь буквы-значки, но они всегда молчат, пока ты не захочешь их прочитать вслух. И как только ты захочешь прочитать букву, сразу появится звук. Звук и буква – самые близкие друзья и не могут жить друг без друга. Буква без звука молчит, а звук без буквы сразу исчезает».
Что вам понадобится для занятий:
- Подготовьте 5 карточек 12х10 см. Можно использовать картон или плотную белую бумагу. Красным крупным жирным шрифтом напишите или напечатайте на них буквы А, О, У, Ы, Э.
- Подготовьте 5 карточек 9х10 см. На них синим шрифтом напишите Я, Ё, Ю, И, Е.
- На обратной стороне карточек напишите буквы от руки (для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку).
ЗАНЯТИЕ №1
На первом занятии вам понадобятся карточки А, Я, О, Ё.
1. Сложите карточки обратной стороной к себе. Покажите ребенку первую карточку и произнесите: «Это — А».
2. Затем переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я».
3. «Это — О».
4. «Это — Ё».
- Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды.
Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку. Придумайте веселую игру, чтобы привлечь внимание малыша.
- Не требуйте, чтобы ребенок повторял их.
Ваша задача — быстро показать все четыре буквы и проговорить их как стишок.
- Ежедневно до следующего занятия показывайте ребенку карточки с этими буквами, называйте их именно в том порядке, как указано выше.
- ВАЖНО! Держите карточки так, чтобы ребенок не видел следующую букву.
- Со временем делайте большую паузу после слова «Это…». Произносите его вопросительно.
- Ребенок должен просто сказать «А!», «О!», без слова «это».
Такая игра с карточками займет у вас не более минуты, можно повторять ее несколько раз в день (минимум 5). Главное, делать это регулярно, не пропускать занятия.
ЗАНЯТИЕ №2
- Повторите с ребенком А, Я, О, Ё именно в этом порядке.
- Разложите перед ребенком карточки парами: 1 ряд — А — Я; 2 ряд — О — Ё.
Игры и упражнения на закрепление
Поиграйте в игры с этими буквами, чтобы дети запомнили их как стишок и по отдельности.
«Ветер». Красные буквы — это большие братья, синие — маленькие братики. Налетел сильный ветер и перемешал всех братиков. Перемешайте буквы, но следите, чтобы они не оказались перевернутыми. Задача ребенка: сложить карточки парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё. Сначала помогите, а потом пусть сделает сам.
«Прятки». Красные буквы положите сверху и накройте их синими. Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы (имя ребенка) их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!
«Перепрятки». То же самое, только теперь большие братья прячутся под маленькими.
«Ворона». Разложите буквы парами в правильном порядке. Водите обеими ладонями (чтобы ребенку было сложнее догадаться) над карточками со словами: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Если ребенок быстро не ответил, уберите ладонь на несколько секунд и позвольте ему подсмотреть. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
«Карты». Перетасуете карточки. Возьмите одну и положите перед ребенком: «Что это?» Если угадал — забирает, если нет — карточка остается у вас. Сначала лучше выбрасывать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если вы видите, что ребенок не испытывает затруднений и все называет правильно, показывайте в обратном порядке и вразнобой.
Играть в эти игры лучше раз в день, если ребенок сам не просит больше. Прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем», чтобы малышу не наскучили ваши занятия и он ждал следующего с нетерпением.
Повторяем пройденное и учим новое: А — Я, О — Ё, У — Ю
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую пару карточек У — Ю.
На этом занятии показывайте ребенку уже три пары букв. Точно так же, как вы показывали ему на первом занятии. Знакомые пары ребенок назовет сам, а последние две вы быстро называйте вы, не давая ребенку возможности ошибиться. За два-три дня показа, которые пройдут до следующего занятия, ребенок запомнит новый стишок:
«Это — Я»
«Это — О»
«Это — Ё»
«Это — У»
«Это — Ю»
Несколько дней тренируйтесь, показывайте ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных. ВАЖНО! В закрепляющих играх по-прежнему используйте пока только первые две пары: А — Я, О — Ё, и не чаще, чем один раз в день.
ЗАНЯТИЕ №3
Игры и упражнения на закрепление
Разложите на столе перед ребенком шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором вы их ему показывали. Поиграйте в те же игры, что описаны в занятии №2.
Повторяем пройденное и учим новое: О — Ё, У — Ю, Ы — И
Первую пару карточек (А — Я) не используйте. Теперь карточки лежат в стопке так: О — Ё, У — Ю, Ы — И. На всех последующих занятиях делайте так же, чтобы общее количество букв было 6. Методика та же: знакомые буквы ребенок называет сам, новые — вы.
Занятия займут у вас около шести минут в день, но очень важно не пропустить ни одного.
Не забудьте, что в закрепляющие игры с новой парой играть пора не нужно.
ЗАНЯТИЕ №4
Игры и упражнения на закрепление
Количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым занятием: теперь в пять игр нужно сыграть с 8 буквами.
Повторяем пройденное и учим новое: У — Ю, Ы — И, Э — Е
Уберите из стопки А — Я и О — Ё и добавьте пару Э — Е. ВАЖНО! Буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла».
Делайте все точно так же, как на предыдущих уроках, добавив новую пару. В закрепляющие игры с ней пока не играйте.
ЗАНЯТИЕ №5
Игры и упражнения на закрепление
На этом занятии поиграйте в игры со всеми десятью гласными. Делать это можно так долго, как захотите, пока ребенок не потеряет интерес. Если вы увидите, что ребенок узнает и называет гласные быстро, не делает ошибок и не задумывается, переходите к изучению согласных и чтению.
Советы родителям: как помочь ребенку запомнить гласные буквы
- Два раза в неделю давайте новый материал, а все остальные дни повторяйте пройденное.
Важно, чтобы занятия были ежедневными (регулярными). Достаточно менее 10 минут в день, чтобы увидеть результат: ребенок запомнит все 10 гласных букв, научится их правильно произносить и не будет путать.
- Не пытайтесь помочь ребенку запомнить букву по каким-то внешним признакам или ассоциациям.
«Это мамина буква», «Ё с точками, а это Е без точек». Этим вы только мешаете и путаете! При чтении возникнут проблемы с узнаванием букв: малышу придется вспомнить и маму Олю, и тетю Юлю, и Ёжика с точками…
- Самое важное, что должны усвоить дети, изучая гласные, это то, что их МОЖНО ПРОПЕТЬ.
Как объяснить ребенку гласные? Гласные звуки образуются только при помощи голоса. Воздух, когда проходит по горлу и полости рта, не встречает преград, как это обычно происходит при произношении согласных звуков. Тянуть гласный звук мы можем так долго, на сколько у нас хватит дыхания.
Скажите ребенку, что крупные красные буквы — это большие братья, синие буквы — это маленькие братики. И те, и другие любят петь песенки.
Большие братья поют стра-а-а-шными низкими голосами. Продемонстрируйте как именно: А, О, У, Ы, Э. Можно использовать тональность гаммы: соль-фа-ми-ре-до.
Маленькие братики поют то-о-о-ненькими голосочками. Пропойте высоким голосом: Я, Ё, Ю, И, Е (та же мелодия, но на одну-две октавы выше). Пропевая, показывайте буквы на карточках.
Эти песенки помогут детям запомнить гласные на слух.
Очень ВАЖНЫЙ момент, на который следует обратить внимание при обучении буквам. Показывайте ребенку гласные, написанные разными шрифтами и цветами.
Малыш должен научиться узнавать букву в любом виде и размере.
- Выучите с ребенком стишок про гласные:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного
Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....
Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"
Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....
Материал для родителей "Учим гласные звуки и буквы"
Данный материал предназначен родителям. Он поможет родителям при закреплении знаний по обучению грамоте, а занимательные упражнения вызовут интерес у детей....
Учим буквы, обозначающие гласные звуки
Подборка стихов, фонетических игр, загадок, распевок, сказок, картинок....
Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы. «Гласные звуки – А, О, У, И. Формирование фонематических представлений»
Конспект открытого логопедического индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы. «Гласные звуки – А, О, У, И. Формирование фонематических представ...
Учим ребёнка различать гласные и согласные звуки.
Как научить ребёнка различать гласные и согласные звуки. Работа над фонетико-фонематическими процессами речи у детей дошкольного возраста. Статья предназначена для родителей. ...
Методическая разработка "Учимся говорить гласные звуки"
Предлагаемое вашему вниманию пособие описывает начальный этап работы с неговорящими детьми. Цель методического пособия – вызывание гласных звуков и звукоподражаний. Целевая аудитория: родители, ...