Болезни современных школьников и что с ними делать
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Способный, но ленится», «невнимательный, на уроках витает в облаках», «не может ответить на простейшие вопросы». Хоть один ребенок, а адрес которого звучат такие фразы, есть, наверное, в каждом классе в любой школе. На самом деле в способностях этих ребят никто не сомневается (среди них есть те, кто успешно учится в музыкальной или художественной школе), о «педагогической запущенности» речь тоже не идет — родители разве что не ночуют в школе и не жалеют денег на репетиторов. Но, несмотря на все усилия, дети делают множество ошибок в заданиях, не могут пересказать прочитанное и сложить однозначные числа. Но даже опытные учителя не понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolezni_sovremennyh_shkolnikov_i_chto_s_nimi_delat.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Болезни современных школьников и что с ними делать
«Способный, но ленится», «невнимательный, на уроках витает в облаках», «не может ответить на простейшие вопросы». Хоть один ребенок, а адрес которого звучат такие фразы, есть, наверное, в каждом классе в любой школе. На самом деле в способностях этих ребят никто не сомневается (среди них есть те, кто успешно учится в музыкальной или художественной школе), о «педагогической запущенности» речь тоже не идет — родители разве что не ночуют в школе и не жалеют денег на репетиторов. Но, несмотря на все усилия, дети делают множество ошибок в заданиях, не могут пересказать прочитанное и сложить однозначные числа. Но даже опытные учителя не понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь.
Смотрю в книгу, вижу...
В международном классификаторе заболеваний таких отклонений сразу несколько — они выделены в отдельную группу, которая называется «расстройствами развития школьных навыков». В нее входят дислексия (неспособность читать), дисграфия (патологическая безграмотность), дискалькулия (проблемы со счетом), диспракия (неуклюжесть), синдром дефицита внимания и расстройства аутистического спектра ( трудности в общении).
В изолированном варианте эти проблемы встречаются редко. У детей, которые с трудом читают, часто встречаются ошибки в письме. У неуклюжих детей — проблемы со счетом, а у замкнутых угрюмых детей — тревожные расстройства. Рассчитывать на то, что ребенок перерастет проблему, не приходится.
Для школьных расстройств характерна определенная последовательность. Сначала у ребенка отмечается задержка речи (до 3-4 лет), который в 7-9 лет сменяется трудностями с чтением и письмом. В подростковом возрасте на первый план выступают проблемы спеллингования (процесса перевода устной речи в письменную и обратно).
Незрелость, асимметрия или генетика
Считается, что неспособность к обучению возникает из-за нарушений в обработке информации в высших отделах головного мозга. Исследователи предполагают, что мозг таких детей развивается ассиметрично — какие- то отделы созревают медленнее, какие- то — быстрее. Скорее всего, проблемы закладываются в первые три месяца внутриутробного развития, когда у ребенка формируются структуры мозга. Любое неблагополучие в этот период (болезни, травмы, стрессы и т.д.) может повлиять на их формирование, что неизбежно скажется на речи, памяти, мышлении малыша.
Немаловажную роль играет и генетика. Например, дислексия (самое изученное расстройство из рассматриваемых) часто встречается у членов одной семьи. Классический пример — президент Джордж Буш — младший. Журналисты писали, что его речь по количеству ошибок напоминает речь иностранца, недавно изучившего английский язык. Дислексией страдал и его брат.
Посчитали — прослезились
Несмотря на то, что подобные расстройства были описаны еще в XVIII веке, именно в современном мире они вышли на первый план. Некоторые радикально настроенные специалисты полагают, что неспособностью к обучению сегодня (в той или иной степени) страдает до 60% детей. По их данным (российской статистики заболеваемости по этому пункту просто нет) подобными расстройствами аутистического спектра страдает 1% детей, дисграфией — 17%, дислексией — 10%, диспраксией (патологической неуклюжестью) — 2-10%, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью — 5%.
Взлет заболеваемости объясняется в том числе и улучшением качества медицинской помощи. Сегодня перинатологи научились выхаживать детей, рожденных с критически низкой массой тела (500 г). Отклонения в развитии у таких малышей встречаются на порядок чаще. Есть предположение, что расстройство школьных навыков может возникнуть и после рождения ребенка. Причина тому — информационный хаос, в который дети погружаются с первых лет жизни. Продвинутые родители развивать ребенка начинают с пеленок, перегружая зоны мозга, еще не готовые к такому объему работы.
Это приводит к обратному эффекту — задержке развития важнейших психических функций. Перегрузка также приводит к эмоциональной неустойчивости и нервным срывам — необходимость выполнения недосягаемых задач отнимает у ребенка большую часть психических сил.
Что делать?
Вылечить неспособность к обучению невозможно. Но ее можно скорректировать, научив ребенка жить с этой проблемой. Однако, поскольку официально такой проблемы в нашей стране не существует, утвержденных программ реабилитации тоже нет.
Все существующие западные методы коррекции предусматривают комплексный подход — применение дыхательных техник (для укрепления нервной системы), упражнения на крупную моторику (для стимуляции теменных отделов головного мозга), приемы написания по определенной методике, направленной на активизацию и гармонизацию всех отделов головного мозга, а также на формирование межполушарной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Какие бывают детские страхи, и что с ними делать
Какие бывают детские страхи, и что с ними делать68По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправ...
Вредные привычки детей. Что с ними делать?
Консультация для родителей дошкольного возраста о вредных привычках детей, их причинах и способах их устранения....
Вредные привычки детей. Что с ними делать?
Презентация для родителей детей дошкольного возраста о вредных привычках детей, их причинах и способах их устранения....
Консультация для родителей на тему: "Вредные привычки у детей. Что с ними делать?"
Вредные привычки у детей. Что с ними делать?...
"Детские истерики, и что с ними делать"
Консультация...
Приступы упрямства: что с ними делать?
Приступы упрямства: что с ними делать?...