Игры со звуком
картотека по обучению грамоте
В данном материале приведены игры для развития дыхания, для закрепления правильного произношения звуков, для развития артикуляционного аппарата и звукового анализа слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_vo_zvukom.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры со звучащим словом
Четвертый — лишний
Задачи. Закрепить правильное произношение звуков [с], [ц] в словах и фразах. Учить слышать
этот звук в структуре слова (в начале, середине, конце), подбирать слова с заданным звуком.
Чувствовать рифму. Правильно строить предложения разной грамматической структуры.
Формировать лексическое обобщение (видовое и звуковое понятие).
Материалы. Картинки с изображением лисы, осы, цыпленка, мыльницы, миски, сахарницы,
блюдца, зайца, капусты, перца, огурца, курицы. Фишки.
Содержание
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Четвертый — лишний». (Выставляет картинки, на
которых нарисованы лиса, оса, цыпленок, мыльница.)
Определите, какая картинка в этом ряду лишняя. Почему?
А в этом ряду — заяц, лиса, сахарница, блюдце — какая картинка лишняя?
Капуста, курица, перец, огурец. Что лишнее? Почему?
Послушайте слова: лиса, оса, миска, капуста. Какой звук повторяется в этих словах? [с]
В каком месте слова — в начале, середине или в конце — находится звук [с] в этих словах? (В
середине.)
А вот слова: заяц, огурец, перец. Какой звук повторяется? [ц] Где он стоит? (В конце слова.)
Я придумала чистоговорку: «Ец, ец, ец, летит лохматый огурец». Смешно?
Придумайте свои шутки-чистоговорки с этими словами. Придумайте так, чтобы получилась
рифма.
Устроим соревнование: кто больше придумает слов со звуком [с]? Кто больше придумает слов со
звуком [ц]? Победителю — аплодисменты.
Подсчитывается общее количество фишек.
Угадай по описанию
Задачи. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в
словах и связной речи. Учить определять место выделенного звука (в начале,
середине, конце слова). Подбирать слова с заданным звуком. Учить
описывать предметы и игрушки, выделяя существенные признаки.
Побуждать детей вступать в речевое и игровое взаимодействие друг с
другом.
Материалы. Поднос. Салфетка. Предметы и игрушки, в названиях которых
есть звуки [с], [ц].
Содержание
Воспитатель вносит в группу поднос с игрушками, накрытый салфеткой. Дети
на ощупь определяют и называют предметы. Названные предметы
выставляют на столе.
В названиях наших игрушек живут звуки [с] и [ц]. Если хотите получить в руки
этот предмет, надо назвать его, выделяя звук [с] или [ц]; сказать, где
находится заданный звук: в начале, в середине или в конце слова. Попросить
этот предмет так: дайте мне, пожалуйста, бусы. В слове «бусы» звук [с] в
середине слова.
Когда дети разобрали все предметы, воспитатель предлагает новую игру.
А сейчас поиграем по-другому. Будем загадывать загадки о предметах,
описывать их, не называя. Например: это дикое животное. Она рыжая,
пушистая, живет в лесу. Охотится на зайцев. В середине слова есть звук [с].
(Выслушать желающих.)
Назовите слова со звуком [с] ([ц]). За каждое правильно названное слово
вручается фишка. Победителю — аплодисменты.
Живые слова
Задачи. Развивать речевое дыхание, дикцию, артикуляционный аппарат детей.
Продолжать формировать представление детей о слоговом составе слова, о словесном
составе предложения. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [ц] в
словах и фразах.
Материалы. Мяч.
Содержание
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Договори слово».
Я буду бросать мяч и начинать слово. Надо договорить слово, добавляя слог са или ца, и
перекинуть мне мяч. Будьте внимательны, не запутайтесь.
Слова (даются вперемешку): лиса, коса, клякса, плакса, краса, полоса;
мыльница, кузница, певица, курица, теплица, улица, пшеница.
Встанем в круг. Читаем скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая
кулачки).
Стоит воз овса,
Возле воза — овца.
(Читают 3–4 раза с разной скоростью и силой голоса, разбившись на команды по 4
человека.)
Путешествие лодочки
Цели. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить проводить
звуковой анализ слов: определять порядок следования звуков в слове; подбирать
слова с заданным звуком. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков
[р], [рь], [л], [ль] в словах и фразах. Учить составлять короткие рассказы по набору
игрушек.
Материал. Тазик с водой. Бумажная лодочка, кораблик. Мелкие игрушки, в
названиях которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Например: рыба, рак, лягушка,
черепаха.
Содержание
Часть первая
Дети разучивают скороговорку. Произносят ее в разном темпе с разной силой
голоса.
В пруду у Поликарпа —
Три карася, три карпа.
Проводят звуковой анализ слов: три, карп, карась; определяют, какой первый звук
в слове, второй, третий.
Воспитатель предлагает детям вспомнить как можно больше слов со звуками [р],
[рь], [л], [ль].
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По количеству набранных
фишек определяют победителя.
Часть вторая
Воспитатель показывает детям тазик с водой. Там плавают игрушки: кораблик,
лодочка, рак, рыба, лягушка. В названиях этих игрушек есть звуки [р], [рь], [л], [ль].
Детям предлагается придумать историю о путешествиях кораблика (лодочки).
Кашевар кашу варил
Задачи. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Учить подбирать
синонимы (слова с близким значением) к слову. Проводить звуковой анализ слов.
Уточнять представления о словесном составе предложения. Закреплять правильное
произношение звуков [р], [рь], [л], [ль] в связной речи. Подбирать слова с заданным
звуком.
Содержание
Часть первая
Дети разучивают скороговорку, стоя в кругу. Произносят ее в разном темпе, с разной
силой голоса, помогая себе пальцами. (Согласуя темп речи и движения пальцев.)
Кашевар кашу варил,
Подваривал да не доваривал.
Воспитатель. Кто такой кашевар? Как его можно назвать по-другому? ( Повар,
кулинар.) А как по-другому сказать, что повар кашу варил? Что он делал с кашей?
(Готовил.)
Проводится звуковой анализ слов повар, варил. ( Определяется порядок следования
звуков в слове.)
Игра «Живое слово»
Выходят трое детей. За каждым «закрепляется» одно из трех слов — кашевар, варил,
кашу. По сигналу педагога дети должны выстроиться в порядке, позволяющем
«прочесть» предложение: «Кашевар кашу варил».
Воспитатель вызывает еще одного ребенка. Этот ребенок будет обозначать слово
«повар». По сигналу дети-слова строят предложение «Повар кашу варил». Остальные
«читают» предложение.
Часть вторая.
Сложное задание
Воспитатель. Придумайте, что мог варить повар. (Ответы детей.) Но с одним
условием: в названиях продуктов должны быть слова со звуками [р], [рь], [л], [ль].
Составьте предложения с этими словами (картошка, борщ, макароны, вермишель,
бульон).
В заключение воспитатель предлагает придумать еще слова, обозначающие разные
продукты. Сначала придумывают слова со звуком [р] в названии (например:
картошка, борщ, макароны, вермишель, пирог, сахар, ватрушка, сардельки, кефир,
йогурт, мороженое), потом со звуком [рь] (репка, редиска, груша, помидор, редька,
варенье, орехи, огурец, вареники, перец), со звуком [л] (лук, молоко, яблоко, оладьи,
масло) и со звуком [ль] (хлеб, блины, лимон, пельмени, бублик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")
Игра «Карусель звуков» моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем. В процессе моделирования игры дети выделяют звук из слов...
Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".
Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками....
Игра со звуками. Дифференциация звуков с и ш.
В столь сложное время, когда многие учебные заведения переходят в дистанционное обучение, специалисты дошкольных учреждении вынуждены работать на удалёнке. Для доступной и интересной рабо...
Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....
Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...