"Использование риторики как средства развития речевых умений и навыков".Методические приёмы, используемые в работе с детьми.
методическая разработка по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Риторика – это наука об искусной, умной, красивой речи. Основная цель – обучение детей общению в речевых ситуациях, или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетной деятельностью по художественно - эстетическому развитию детей № 42 «Ярославна»

Методическое пособие для воспитателей

(для средних, старших и подготовительных групп)

«Использование риторики как средства развития речевых умений и навыков»

Воспитатель: 1 категории Наталья Николаевна Швайко

Обнинск

2019 год.


Коммуникация – это основная образовательная область. Слово рано начинает волновать ребёнка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражения ребёнка и в то же время основой общих интересов со сверстниками.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательную деятельность обучение детей основ риторики.

Риторика – это наука об искусной, умной, красивой речи. Предмет, который мы называем «развитие речи» - можно и нужно более усовершенствовать. Данная система обучения предполагает организацию активной речевой деятельности детей. Большое значение в обучении риторики является культура речевого поведения, проявление общей культуры.

Основная цель – обучение детей общению в речевых ситуациях, или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Данная концепция способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребёнка, способствует формированию правильной речи, коммуникабельности, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, эмпатии, т.е. способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях.

Содержание приёмов по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В процессе занятий активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный и грамматический строй. У детей улучшается диалогическая речь, преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Наша задача – помощь детям осмыслить их речевую практику. Чтобы на этой основе пойти в перёд и в овладении умением общаться.

Огромную роль в работе по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом. Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Внедрение занятий по риторике способствует успешному формированию коммуникативной и речевой компетентности у детей дошкольного возраста. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказывания. И всё это во многом определяет успешность обучения в школе.


Методические приёмы, используемые в работе:

  • Моделирование и анализ речевых ситуаций;
  • Дидактические игры;
  • Речевая разминка – разучивание чистоговорок, скороговорок;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Мимические упражнения;
  • Самостоятельная деятельность детей (работа с иллюстрациями, книгами, обыгрывание песен, мини спектакли).


Моделирование и анализ речевых ситуаций.

1. Обыгрывание ситуаций:

  • Обратитесь к соседу с просьбой дать цветной карандаш.
  • Обратитесь к незнакомому прохожему и узнайте у него время.
  • Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.
  1. Речевая ситуация к стихотворению Н.Юсупова: «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

А папа смутился, взглянув им в глаза,

И робко, и тихо «Простите» сказал.

Мама молчит, улыбается даже:

Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите». Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь чудесное слово!

Вопросы.

Что сделал папа? Что произошло с мамой и бабушкой? Какое волшебное слово сказал папа? Что случилось дальше?

  1. Ситуация «День рождения»

Имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машины. Что вы посоветуете мальчику:

  • Вежливо поблагодарить гостей за подарки – ведь они оба хотели сделать ему приятное («Огромное спасибо, у меня теперь будет две отличные машинки. Теперь мы все сможем в них играть»);
  • Вежливо поблагодарить гостей за подарки, но заметить, что две одинаковые машинки ему не нужны («Спасибо, но у меня уже есть такая машинка. Что мне делать с двумя?»).
  1. «Телефон»

Предложить детям обсудить следующие ситуации:

  • Маша звонит Ане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше его закончить, какие вежливые лова должны прозвучать в том разговоре?
  • Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится?
  • Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться: ведь вы отвлекаете людей от работы.
  1. Подумать над ситуациями.

«В театре»

Случилось, что вы опоздали к началу спектакля. Что будете делать? Предлагаем детям варианты ответов:

  • - разыскивать в темноте своё место и пробираться к нему;
  • - сесть до перерыва на свободное место с краю.

Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями. Как пройдёте к своему креслу?

  • Друг угостил вас конфетой или яблоком. Что будете делать?
  • Спектакль закончился…  А что дальше?

«Приём гостей»

Закончи фразы:

  • Гости начинают собираться… (необходимо помочь им, если нужно – повесить вещи).
  • Если на твоём празднике некоторые из гостей встречаются впервые… (нужно познакомить).
  • Если кого-то из ваших друзей родители видят впервые… (нужно представить их).
  1. Обсудить ситуацию:

Одна девочка сидела в трамвае и всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка, старушка, очень вежливо сделала ей замечание:

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста.

- Пожалуйста, буду сидеть спокойно! – грубо ответила девочка.

Задание детям, произнести слова девочки так, чтобы они не прозвучали грубо, и чтобы старушка не обиделась.

  1. Анализ речевой ситуации 

«Поздравь своего друга (подругу) с днём рождения». Дети по желанию высказывают свои поздравления, опираясь на схему «Обращение + поздравление + пожелание».

  1. Проблемная ситуация

«дети вышли на прогулку и увидели: у них на участке незнакомый мальчик ломает ветки деревьев»

-«что бы вы сказали этому мальчику, чтобы повлиять на него? Как вы поступите в этой ситуации?


Дидактические игры.

 «Разговор красок»

В руках у педагога цветные карандаши. Он подносит их к уху и внимательно слушает, что «говорят» ему карандаши, а потом обращается к детям.

Педагог. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали.

Дети выбирают себе карандаши. У воспитателя – красный карандаш:

Красный. Я – мак, огонь, флаг.

Желтый.  Я – цыплёнок, солнце, пшеница, репа…

Оранжевый. Я – морковь, апельсин…

Зелёный. Я – трава, сады, леса…

Голубой. Я – лёд, небо, незабудка…

Синий. Я - колокольчик, море, чернила…

Фиолетовый. Я – слива, сирень, баклажан…

Педагог: посмотрите на цвета карандашей, что они вам напоминают? (Это радуга – семь цветов радуги).

«Кто больше назовёт?»

Детям предлагается подобрать как можно больше слов к названию действий, например:

Идёт – человек, ребёнок, мальчик, время;

Летает – птица, бабочка, муха, жук;

Растёт – цветок, дерево, кустарник, мальчик;

Угощать – чаем, пирогом, яблоком;

Лежать – на столе, на полу, в столе;

Шить – платье, пальто, брюки.

«Универмаг»

Ситуация: открылся новый универмаг. Скоро привезут товары. Какие товары дети поместят в отделы «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Электроприборы» и т.д. Дети рисуют по желанию вывески к этим отделам.

«Какие бывают слова»

Педагог предлагает детям подумать, какие бывают на свете слова (громкие, тихие, красивые, некрасивые, лёгкие, тёплые, страшные, светлые и т.д.) Задания детям:

Задание 1. Назвать громкие слова (гром, стук, барабан, крик, взрыв и т.д.)

Задание 2. Назвать красивые слова (цветок, узоры, природа, драгоценности и т.д.).

Задание 3. Нарисовать «тёплые» (печь, огонь, шуба) или «сладкие» слова (конфеты, сахар, торт).

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называть их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоком» - дети «моют», «нюхают», «едят» его.

«Войско овощей и фруктов»

Сюжет.

Однажды Синьор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель и др. (В роли Помидора - взрослый, в роли фруктов, овощей – дети). Помидор принимает в своё войско только тех, кто сумеет рассказать о себе (убедительно, занимательно, ярко (артистично) – и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в войско, Помидор решает, кто поступит в его войско, аргументируя свой выбор.

«Подбери похожее слово»

К заданному слову подобрать похожее по звучанию.

Кошка – ложка,

Книжка – шишка,

Лук - жук,

Саша – Маша.

«Если я…»

Начать предложение со слов «Если я …» Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

- Если я полью цветы…

- Если я выйду летом в пальто…

- Если сюда прилетит миллион бабочек…

- Если посередине поляны появится озеро…

- Если сюда сейчас придёт настоящий слон…

«Изменённые голоса»

Выбрать какую – то простую фразу, например, «Я люблю блинчики» - и произнести ее различными способами. Например, зажав нос, или сложив свои руки чашечкой поверх рта, или пропойте её.

«Почему и Потому»

Педагог рассказывает детям сказочную историю.

Жили – были два братца, звали их Почему и Потому. Почему любил задавать вопросы, а Потому думал и отвечал на них. Вот смотрит как –то братец Почему в окно и говорит:

- Почему бревно катится?

Братец Потому подумал и ответил:

- Бревно катится, потому что оно круглое.

Сначала педагог берёт роль братца Почему и задаёт детям (братцам Потому) вопросы, дети думают и отвечают на них.

Затем дети придумывают интересные вопросы и в качестве братцев Почему задают их педагогу (братцу Потому).

В конце игры дети вместе в педагогом отмечают самый интересный вопрос и самый оригинальный ответ.

«Зеркало эмоций»

Предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определённого настроения. Выбирается один ребёнок, который выражает различное настроение: радость, грусть, отвращение, испуг. Остальные выражают то настроение, которое показал ребёнок.

«Угадай, кто я?»

Вариант №1 детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.

Вариант №2 детям предлагают мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.

Вариант № 3 ребёнок создаёт сам мнемотаблицу, о каком-либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.

«Каким это бывает?»

Снег - белый, пушистый, лёгкий, холодный, серебристый;

Зима – холодная, злая, суровая, морозная, вьюжная;

Снежинки – белые, лёгкие, холодные, красивые, неповторимые, прозрачные, пушистые;

Куртка – красная, тёплая, красивая, осенняя;

Яблоко – сочное, сладкое, румяное, круглое, гладкое.

«Подбери рифму»

Педагог начинает, а дети продолжают.

Зайчик – зайчик, как гулял?

(Я морковку воровал.)

Ёжик, ёжик, с кем плясам?

(Не плясал, а белку ждал.)

Эй, зверята, где вы были?

(Мы на речке воду пили.)

Ты лисичка, где гуляла?

(Я цветочки собирала.)

Медвежонок, где ты был?

(Бочку мёда раздолбил.)


Речевая разминка (скороговорки, чистоговорки)

  • «Учись рассказывать»

Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз.

И задумайтесь о том: Что рассказано? О чём?

Что за чем произошло? И к чему всё привело?

Прочитайте ещё раз - и запомните рассказ.

  • …Расскажите про покупку…

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку,

Про покупочку мою! (повторить в нарастающем темпе).

  • Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.
  • Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.
  • Метели летели, летели метели

Стелили в долинах из снега постели.

Кружили, мели, завывали метели,

Над лесом, над полем гудели и пели.

Метели летели, метели плясали,

Леса и поляны в снега пеленали.

Калины и липы, клёны и ели

Заснули, застыли под белой метелью…

Произнести скороговорки вопросом, удивлением, восхищением.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,


В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Топали да топали, до топали до тополя,
До тополя до топали, да ноги-то оттопали.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

В огороде рос горох,
А за речкой – гречка.
Старый наш козёл Енох
В огороде рвал горох,
Гречку рвал за речкой.

Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок!

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
Ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).


Пальчиковый игротренинг

«Встречи»

Повстречались два котёнка,

(сжимать и разжимать кулачки энергично.)

Мяу-мяу, мяу – мяу.

(соприкосновение больших пальцев, ладонь раскрыта.)

Повстречались два утёнка,

(сжимать и разжимать кулачки.)

Кря- кря, кря- кря.

(соприкосновение указательных пальцев.)

Повстречались два гусёнка,

(сжимать и разжимать кулачки.)

Га – га, га – га.

(касание средних пальцев.)

Повстречались два щенка,

(сжимать и разжимать кулачки.)

Ав- ав, ав – ав.

(касание безымянных.)

И два ослика – Иа,

(касание мизинцев.)

Вот и кончилась игра.

(руки в стороны, помахать, встряхнуть.

«Солнечные зайчики»

Солнечные зайчики

(Вращение кистями пальцев вверх, изображают круг.)

Играют на столе.

(В этом положении пальцы постукивают по столу.)

Поманю их пальчиком,

(Ладони развернуть к себе, поочерёдное покачивание пальцами от большого до мизинца.)

Пусть бегут ко мне.

(«Ветерок» на себя.)

Ну, лови, лови скорей

(Из положения руки в стороны махи, махи, кисти к плечу.)

Лови справа, лови левей…

(Потягивание двумя руками вправо и влево.)

Убежал на потолок.

(Потягивание двумя руками вверх.)

Пальчиковая игра – разминка «Морская»

Лодочка плывёт по речке,

(Обе ладони поставлены на ребро, сомкнуты, образуя ковшик.)

На воде за ней колечки.

(Поочерёдное присоединение пальцев к большому, образуя колечки.)

Пароход плывёт по речке,

(Обе ладони поставлены на ребро, сомкнуты, образуя ковшик, а большие пальцы вверх.)

И пыхтит он, словно печка.

(Движение «ковшика» вперёд, приближая и отпуская пальцы к запястьям.)

Парус в лодки подниму.

(Руки вверх.)

Синим морем поплыву.

(Изображая движение вёсел в лодке.)

А по бурным, по волнам,

(Волнообразные движения пальцев, будто перебирая клавиши.)

Плывут рыбки тут и там.

(Локоть и кисть совершают волнообразные движения, локти ложатся один на другой.)

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома была дверь,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Соединяем руки в замок и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так! Вот так!       (Изображаем мытьё рук)

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко – сладко засыпали:

Вот так! Вот так!

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частях тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее и локтях, на носах на животах, на коленях и локтях,

На носках, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шерсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шерсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носках, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим рёбрами ладони по телу (рисуем полосочки.))

На лбу на ушах, на шее, на локтях, на носках и животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частях тела.)

«Дом»

На горе мы видим дом.

(Руками изображаем гору и крышу дома.)

Много зелени кругом.

(Рисуем руками круг.)

Вот деревья, вот кусты,

(Рисуем в воздухе деревья (шар с палкой) и кусты (несколько шаров).

Вот душистые цветы.

(Двумя руками изображаем раскрывшийся цветок.)

Окружает всё забор,

(Рисуем круг и показываем «решётку» из пальцев.

За забором чистый двор.

(Ладонью вытираем стол (туда и обратно).

Мы ворота открываем,

(Из ладошек делаем закрытые ворота, а потом их открываем.)

К дому быстро подбегаем.

(Пальчиками «добегаем» до ребёнка.)

В дверь стучимся: тук- тук- тук.

(Стучим по столу.)

Кто – то к нам идёт на звук.

(Прикладываем руку к уху, как будто кто-то идёт.

В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли.

(Протягиваем ребёнку раскрытые ладошки, как будто мы что-то в них несём.)

«Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой палец, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз).

Указательный с порога

Указал ему дорогу

(Отгибаем указательный палец, далее сгибаем-разгибаем)

Средний палец самый меткий,

Он сгибаем сливы с ветки.

(Отгибаем средний палец, сгибаем и разгибаем его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы).

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальцами).

А мизинчик – господинчик

В землю косточки бросает.

(Отгибаем мизинчик.)

«Зимняя прогулка»

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

(«Идем» по столу указательными и средним пальцами)

Мы во двор пошли гулять.

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пошли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

«Пчёлки»

(Одна из рук на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «улей прижат к «ёлке».)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в «улей».)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же? Где же эти пчёлки?

(Стучим кулаком друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать;

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз, два, три, четыре, пять.

«Шла кукушка»
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются «ковшом» - корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзиночка в пол – бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку набок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Быстро качаем ладонями - дрожь.)

Четвёртая стала чуть – чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются - рот.)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите сюда, чтоб не проглотил!»

«Квасим капусту»

 Это что ещё за куст?

(Стоя, руки перед грудью в «замке».)

Это что ещё з хруст?

(Ладони поворачиваем во встречном направлении при этом издаём хруст (языком, горлом или щеками)

- Как же мне без хруста, если я – капуста?

(«Капуста вырастает» - из рук делаем кольцо, кончики пальцев соединены над головой.

Мы капусту рубим, рубим.

(«Рубим капусту» на поверхности изображаемого стола рёбрами ладоней.)

Мы капусту солим, солим,

(Обе руки сложены щепотью и «солят» руки движутся вперёд, назад).

Мы капусту мнём, мнём,

(Сжимаем и разжимаем кулаки.)

А морковку трём, трём,

(Трём ладони друг о друга)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

(Перемешиваем в горизонтальной плоскости)

В бочки плотно набиваем

(Ладонь на ладонь, «уминаем» капусту)

И в подвалы составляем.

(Наклоняемся и кладём на пол сложенные ладони)

Эх, вкусная капуста!

(Выпрямляемся и гладим себя по животу)


Литература:

1.Ельцова О.Е. Риторика для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2009.

2.Антонова О.В. Умные игры умные дети. – Новосибирск. 2008.

3.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., 2008.

4.Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. «Риторика для дошколят»

Ораторское искусство было в почёте во все времена, так как речь имеет огромное значение в становлении и существовании личности. Владеющий своей речью и голосом человек более уверен в себе, более артис...

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвр...

Методические рекомендации по использованию игр, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»

       Основные проблемы современного нравственного воспитания ребенка заключаются: в разладе между внутренним состоянием  ребёнка и общепринятыми нормами поведения; от...