Игры В.Воскобовича
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Использование игр В.Воскобовича

в подготовительной к школе группе дает возможность дошкольнику быть более уверенным в своих силах, лучше адаптироваться к школьной жизни, быстрее запоминать материал.

В статье предложены игры, которые можно использовать на занятиях по «Обучению грамоте»:

  • Выделить звук в начале слова – игра «Волшебные сундучки»;
  • Различать звуки и буквы –  игра «Филимон Коттерфильд в городе говорящих попугаев»;
  • Узнавать и называть буквы русского алфавита – игра «Тир» на игровизоре, игра «Превращение»;
  • Соединять звуки в слоги, составлять слова из 3 – 4 букв, давать характеристику звукам – работа со «Складушками», а так же «Теремок Воскобовича»;
  • Выполнять штриховки в разных направлениях – игра «Логоформочки - 5»

Эти игры дают возможность перестроить образовательную деятельность с детьми, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_voskobovicha.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр В.Воскобовича в подготовке детей

к обучению грамоте

Одна из актуальных проблем современности – это развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В программных требованиях по пред школьному образованию, в разделе «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» предусмотрено, что дети 5-6 лет должны иметь представление:

  • о гласных звуках;
  • о согласных звуках (глухих и звонких, твердых и мягких);
  • знать отличие звуков и букв;
  • знать буквы русского алфавита.

Цель:

  1. Решение большого количества задач (обучение грамоте);
  2. Развивающие игры дают возможность придумать и воплотить задуманное действительность и детям и взрослым;
  3. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращают игровой процесс в «в долгоиграющий восторг». И поэтому к концу года дети должны уметь:
  • Выделять звук в начале слова.

Игра «Волшебные сундучки». 

У каждого артиста есть волшебный сундучок. представление н начинается и из сундучка «Арлекина» на зрительный зал сыпется ананасы, апельсины, арбузы, аисты.

Из сундука «Эрликина» - электирик, эхо, эксткаватор, электровоз.

из сундука «Ирликина» - ириски, игры, имена, ил.

из сундука «Ярликина» - яма, яхта, яблоко, яркий.

из сундука «Урлекина» - утюги, утки, укроп, улитки.

  • Различать звуки и буквы. 

Филимон Коттерфильдт в городе «Говорящих попугаев».

Развивающая игра «Шнур - Затейник» - это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3 – 8 лет. С помощью игры дети хорошо:

  1. Ориентируются в пространстве
  2. Совершенствуют интеллект
  3. Подготовка к чтению
  4. Математическое развитие

Перед игрой прочитывается сказочная история Филимона Коттерфильда, знаменитого факира: детям показывают основные приемы работы со шнурком. Он может огибать кнопку, закручивать вокруг «Кнопки» или продевать сквозь нее. К игре прилагается схема – это варианты дорожек, узоров и изображений.

Под звук фанфар на арену цирка выходит фокусник, он поднимает вверх сверкающий щит. взмахивает жезлом. из корзины выползают змеи (красного, синего, зеленого,  цветов и начинают выписывать разные трюки).

Дети работают со Шнуром – Затейником, прописывают буквы – А, О, Ы, И, Я.

Фокусы продолжаются и Филимон в свою волшебную шляпу собирает слова со звуками: «А» - в начале слова: артист, аист; в середине слова – камень. каша. кран; в конце слова: рябина, глина, стена.

«О» - в начале слова: оса, Оля, орел; в середине слова: коса, крона; в конце слова: эхо, зло, пятно.

А игра «Снеговик» дает возможность слова: снег, год, кит, кот, кино, сок, волк. Задание: найти слово со звуком «О».

В игре «Яблонька» дети прописывают с помощью шнурка следующие слова: блок, лак, лань, ноль, моль, локон. Задание: найти слова со звуком «А».

«Игровизор» - это игровое пособие для детей от 5 – 9 лет. Изображение рисуется на прозрачном экране, с помощью маркера, имеется подложка. Ребенок вкладывает лист игрового задания под прозрачный экран и выполняет задание.

Игра развивает:

  1. интеллект (совершенствуется: внимание, память, мышление, воображение)
  2. подготовка к обучению чтению
  3. подготовка руки к письму

К «Игровизору» имеются приложения:

  1. лабиринты букв (гласные и согласные)
  2. лабиринты цифр. Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка»,

«предметный мир вокруг нас»

С помощью «Игровизора» можно поиграть в лабиринты букв - «А»,  «Э», «И», «Я».

  • Узнавать и называть буквы русского алфавита. 

Предлагается игра «Тир».

В «Игровизор» помещается игра  «Теремок с буквами». Дети с помощью маркера находят нужный ряд и столбик, их пересечение показывает букву:

Например: Третий ряд и третий столбик – буква «К», слова : кот, каша, мука, мак. Пятый ряд, пятый столбик – буква «Д», слова – дом, дым, погода, города, труд. Шестой ряд, второй столбик, буква «Ш», слова – школа, шарф, каша, марш.

Игра «Превращения». 

Однажды на поляне происходили настоящие чудеса. Лопушок сделал из веревочки букву «Г». Только он отвернулся, как она превратилась в букву «П». «Вот это да!» - подумал Лопушок. Закрыл глаза, открыл . а на Поляне сияло, как солнышко буква «О». Чудеса продолжались. (Детям предлагается сделать из веревочки букву «Г», затем превращаем в букву «П», затем в «О»).

Игра «Веревочкины сказки». Сказка про букву «А».

Два бегемота пришли на детскую площадку, где стояли качели, раскрашенные яркими красками. «Какие красивые качели» - восхищенно воскликнул один бегемот. «Давай покачаемся» - предложил второй. И два больших толстых бегемота уселись на тонкие детские качели. Вверх – вниз, вверх – вниз – качались бегемоты. Тр – р – р – р, вдруг раздалось на детской площадке. Качели сломались пополам, и бегемоты с криком «А – а - а» упали на землю. (На Коврографе прикрепляются одна под другой две веревочки, длинная и короткая. Короткая веревочка на некотором расстоянии под длинной. Длинная веревочка перегибается пополам.)

  • Соединять звуки и слоги, составлять слова из 3 – 4 букв, давать характеристику звукам. Работа со «Складушками».

Занятие «Боря и овечки», звук «Б» и «Б*». 

Прослушивается запись, дети пропевают слоги.

Боря сел среди бананов,

И стучит в шесть барабанов.

А поодаль – две овечки,

Учат первые словечки. (2р)

Б, БА, БО, БУ,БЫ, БЭ.

Б*, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ.

Занятие «Комарики». Звук и буква «З» и «З*».

Прослушивается запись, дети пропевают слоги:

Звонко крылышками машет,

Беспокойная мамаша.

Все мечтает комарёнка,

научить летать тихонько.

Забияку комарёнка,

научить летать тихонько.

З, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ.

З*, ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЭ.

Занятие «Теремки Воскобовича» - это игровое пособие для детей 5 – 9 лет, состоящие из 6 теремков разного цвета:

а) белый;

б) голубой;

в) лиловый;

г) желтый;

д) коричневый;

е) серебристый.

В каждом теремке имеются обитатели)

  1. Согласные буквы Б – П – В – Г – К – Д – Т – З – С – черного цвета; Ц – Ж – Ш – синего цвета (всегда твердые); Ч – Щ – Й – зеленого цвета (всегда мягкие); * - заменитель согласной.
  2. Имеется окошко – отверстие для гласной буквы.
  3. Арка для «Огонька» - выемка для «звездочки», показывающей «запрещенные» или «не типичные» сочетания согласных с гласными.
  4. Для каждого теремка имеются сундучки с обозначениями.

С помощью «Теремков Воскобовича» можно собрать слоги, слова, дать характеристику звукам:

БОК – БАК

Б – согласный звук, звонкий, твердый.

О/А- гласный звук.

К – Согласный звук, глухой, твердый.

Тренировать навыки чтения поможет игра «Читайка на шарах».

  • Выполнять штриховку в разных направлениях.

Игра «Логоформочки  5» - это рамки вкладыши 21 века.

Имеется поле игры с сеткой 5х5для лучшего восприятия фигур вкладышей и их частей, пять подвижных линеек, части эталонных фигур вкладышей «вершки», «корешки».

Что развивает:

  1. мелкую моторику (глаз и руки)
  2. Интеллект (процессы внимания и памяти)
  3. Сенсорные и творческие особенности (умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей, обводить их, дорисовывать различные изображения).

Игра «В гостях у Крутика По». 

С помощью игры «Логоформочки 5» дети обводят по количеству фигуры, которые принес Крутик и их штрихуют в разных направлениях. В верхнем левом углу обводят – три «тарелки», штрихуют горизонтальными линиями; в левом нижнем обводят четыре «кармана» - штрихуют вертикальными линиями; в правом верхнем углу – две «кнопки» - штрихуют линиями с наклоном вправо; в правом нижнем углу – пять (дорожек) – штрихуют волнистыми линиями.

Игра «Фонарики» тоже подойдет для штриховки.

  • Обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Игра «Окошки с буквами» на «Игровизоре».

Дети с помощью маркера находят в четырех окошках заданные буквы и обводят, а внизу в линейках отмечают их.  Выполнив задание, дети называют буквы в разных окошках.

Игра «Волшебная восьмерка» - помогает собрать буквы (пластилин, горох, бумага, нитки). Детям предлагается сложить цифры из палочек и слов считалки. Заполняют цифры и цвета радуги.

Выводы

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет:

  1. Перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности;
  2. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка;
  3. Создает условия для личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по играм В.Воскобовича по всем возрастам и месяцам

Перспективное планированиие по играм В.Воскобовича по месяцам и возрастам...

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Проект на тему "Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста через игру «Квадрат Воскобовича»

Для развития конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста  огромную помощь оказывает  развивающая игра «Волшебный квадрат». Примерное планирование заданий для детей дошкол...

Консультация для родителей: «Играем дома в игры В.Воскобовича»

Данная консультация знакомит родителей (законных представителей) с основами интеллектуальных игр В.В.Воскобовича....

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо

Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)

Мастер - класс для родителей «Развивающие игры В.Воскобовича»«Сказочные лабиринты игры» (по играм В.В.Воскобовича)Цель:повышение профессиональной компетентности воспитателей че...