Занятие "Звуки "Л", "ЛЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Головина Елена Ивановна

                Ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Это занятие посвящено знакомству с согласным твердым звуком «Л» и мягким звуком «ЛЬ». Дети учатся находить эти звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, проводить звуковой анализ слова. Построено занятие в виде дидактических игр, которые помогают детям легче усвоить твердые и мягкие согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Звуки "Л" "ЛЬ"18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по грамоте в

подготовительной группе

Тема: «Звуки «Л», «ЛЬ»

Цель: Развитие фонематического слуха, связной речи

Задачи:

1 Уточнить артикуляцию звуков [л] – [л`]; учить выделять первый звук в словах, вычленять звуковую последовательность в полном слове, определять позицию звуков [л] – [л`] (в начале, в середине или в конце слова), упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные звуки.

2. Способствовать развитию фонематического восприятия, звукового анализа слов. Развивать речь, внимание, память.

3. Воспитывать отзывчивость, интерес к родному языку.

Воспитатель читает детям загадки:

Белые, душистые

В лесу растут,

В мае цветут. (Ландыши)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из песка и глины. (Ласточка)

Я землю копала,

ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(лопата)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает.

(лук)

Рыжая птичница

Пришла в курятник

Порядки наводить.

(лиса)

Воспитатель: Какой первый звук в отгадках слышите? (ответы детей)

Игра «Слоговой аукцион». Придумай слово, я называю слог, а вы продолжаете.

Ла….лампа, лапа, ласточка

Лу …. На, жа, па

Ля… гушка

Ли … са, мон, за

Артикуляция звуков. Произношение четко всех звуков в слове лак, лук.

Движение по схеме -клеточкам.

 Игра «Услышь и хлопни» Дети слышат звук Л и хлопают.

Воспитатель- дать характеристику звукам Л и ЛЬ. В словах лак, лиса.

-Придумай слова со звуков Л, ЛЬ.

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Дидактическая игра «Звуковые часы», найди картинку со звуком Л

Звуковой анализ слова. Разбор слова лак, составление звуковой схемы.

Назови каждый звук в слове и дай характеристику звукам.

Придумай слова со звуком А, Л, К

Физминутка.
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

 Придумай предложение со словом Лампа, лиса.

 Составление звуковой схемы – лиса. Характеристика каждого звука.

Дидактическая игра «Где находится звук?» Определение место звука Л в слове (начало, середина, конец слова). Картинки на доске и схемы. Необходимо соединить схему и картинку.  Картинки: ласточка, лупа, автобус, сыр, зонт, дятел, колбаса, белка.

Один ребенок выбирает у доски, остальные на местах, работают с карточками. (индивидуальная работа)

 Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните, с какими звуками мы сегодня познакомились на занятии? 

- Какие это звуки?

- Какие слова с этим звуком вы запомнили?