НОД - групповое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ТНР "Умный конструктор"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению грамоте детей с ТНР | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
«Мы – будущие школьники» для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи
Цель: совершенствовать слухопроизносительную сторону речи детей.
Задачи: 1) коррекционно-образовательные:
- автоматизация звуков Л-ЛЬ в речи детей;
- формирование самоконтроля за речью;
- формировать у детей осознанное понимание и знание структурных компонентов речи;
- продолжить работу над словообразованием приставочных глаголов и над согласованием существительных с прилагательными и числительными;
2) коррекционно-развивающие:
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие языкового чутья;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие речедвигательной координации;
- развитие коммуникативной функции общения;
- развитие чувства ритма;
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважение к товарищу, к другу;
- воспитывать культуру бережного отношения к собственному здоровью.
Оборудование занятия
- Метроном
- Массажёры – катушечки
- Детали конструктора «ЛЕГО» (у каждого ребёнка)
- Кубик со схемами предлогов
- Фонарик-лучик
- Мяч
- Макет учебных часов
- Картинки со звуками Л-ЛЬ
- Пособие «Чудо-зонт»
- Пособие «Бусы»
- Игровое поле «Путешествие Милы в лес»
- Аудиодиск «Складушечки» по В. Воскобовичу
- Веер с гласными буквами
- Карточки с гласными А-Я, О-Ё, У-Ю по Монтессори
- Карточки к упражнению «Скажи и покажи»
Ход занятия
1.Организационный момент (прищепкой дети обозначают правую руку)
Приветствие детей слоговыми цепочками ЛАЛА-ЛЯ, ЛИЛИ-ЛЫ… ( с разным ударением, с разной интонацией, с разной силой голоса)+ладошки
А) Психологическая установка: Наши ушки…, наши глазки…
Б) Наш девиз: Каждый день…+ отстукивание ритма стиха – Дети, следите за своей речью!
В) Вводные вопросы с мячом
-Куда вы скоро пойдёте учиться?- Мы пойдём учится в школу.
- Кем вы станете? –Мы…школьниками.
- Как по-другому можно назвать школьника? – Его называют учеником.
-Что должно у школьника хорошо работать?- У школьника должны хорошо работать мозг, руки, уши, глаза, язык.
- Вот и давайте на нашем занятии будем их тренировать, развивать.
-Сегодня мы с вами будем учиться правильно говорить семейку гудящих звуков Л-ЛЬ. Давайте её скажем и покажем –упр. «Скажи и покажи семейку гудящих звуков». Сядет тот, кто расшифрует слово (карточки) – упр. «Расшифруй слово».
Г) Пальчиковый массаж и артикуляционная гимнастика – катушечный массажёр и упр.«Лошадка, болтушка, из домика в домик» + метроном.
Д) Развитие реципрокной координации рук – Кулак-ребро-запястье-горка-зайчик-козочка-ладонь-замок-ёжик-кольцо-бинокль.
2. Основная часть.
А) - С помощью чего люди общаются?( с мячом) – Люди общаются с помощью речи. - Из чего состоит речь? – Речь состоит из предложений.- Выложите схему «предложения» с помощью «Умного конструктора-лего».
Игра «Топни-хлопни» - тренировка умения различать предложения и набор слов, если слышат предложение- хлопают, а если набор слов – топают.
Игра «Лучик» (инфракрасная указка) - Куда убежал лучик? – Лучик убежал под стол и т.д.
Игра «Кубик» (на гранях куба – схемы предлогов)- «Раз, два, три, четыре, пять – будем кубик мы вращать» - составление предложений с заданным предлогом
- Дети, из предложений складываются и стихи. Давайте расскажем стихотворение с помощью рук.
Расскажи стихи руками «Где чей дом?»- А как называется дом для школьников? – Этот дом называется школа. –Вы очень хотите быть хорошими школьниками! Молодцы!
Б)Из чего состоит предложение? – Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. - Покажите схему «слова» с помощью «умного конструктора». - Давайте поиграем со словами:
Упр. «Часы» (макет часов) - Установи время. – Который час? – Ровно 4 часа. - Придумайте 4 слова со звуком Л в начале; 4 слова со звуком ЛЬ – в конце слова и т.д.
Задания с картинками
Игра-пособие «Чудо-зонт»– дифференциация картинок с твёрдыми и мягкими согласными (Л-ЛЬ) - Упр. «Отгадай картинку и подари её Ладе или Лёне» (прикрепляем картинки прищепками на шнурки для Лады - ластик, пенал, а для Лёни- линейка, альбом. Кому необходимы эти предметы? – Эти предметы нужны ученику. – Каким словосочетанием можно назвать эти предметы? – Школьные принадлежности.
Игра «Позовём слова- школьные принадлежности» - постановка ударения в словах(в кругу, взявшись за руки, на ударный слог приседаем).
Игра-пособие «Путешествие Лады в лес» – Договорите слово «шла» - словообразование приставочных глаголов прошедшего времени женского рода.
- Из вас получатся замечательные будущие школьники!
В) Из чего состоят слова?- Слова состоят из слогов.
С помощью «умного конструктора» покажите схему «слога». – Играем со слогами.
Игра «Бусы» - деление слов на слоги с помощью бусинок на шнурке.
Игра «Рифмовки» (по Т.А. Ткаченко, с использованием пособия для развития мелкой моторики «Оськи-гаечки» – автоматизация звуков Л-ЛЬ в слогах).
Игра «Складушечки» (по В.Воскобовичу , аудиодиск )
- Вы очень стараетесь, и из вас получатся прекрасные школьники!
Г) Из чего состоят слоги? – Слоги состоят из звуков.
- Что такое звук? – Звук – это то, что мы слышим и говорим. –Давайте поиграем со звуками.
Игра «Умный конструктор»- позиционный анализ согласного звука Л с помощью детского конструктора – слова пенаЛ, шкоЛа, Ластик.
Игра «Скажи и покажи» (нейролигвистическое упражнение «Скорая помощь» на развитие межполушарного взаимодействия- карточки с гласными . – Эта игра тренирует нам мозг.
– А чтобы вы, как будущие школьники, не путали звуки Р-Л, РЬ-ЛЬ поиграем с ладошкой - Игра «Ладошка» - Р-Л, РЬ-ЛЬ – дифференциация звуков в произношении.
- Дети, я довольна вами - своими дошкольниками. Из вас вырастут отличные школьники! Нужно только думать, стараться, трудиться, заниматься.
- Итог занятия
- Что же необходимо знать и уметь школьнику?
- Что вам понравилось?
- Что получилось или не получилось? Что было сложно?
- Над чем нужно ещё работать?
- Я говорю вам большое спасибо за занятие( с помощью слоговых цепочек). - лу-ЛЮЛЮ-лу. Желаю вам успеха. - ЛЯ-лала-ЛЯ.
До свидания! -ЛЫ-лили-ЛЫ
Лексико-грамматический материал занятия
- Психологическая установка: Наши ножки нам не мешают, наши ручки нам не мешают ,а помогают, наши глазки внимательно смотрят и всё видят, наши ушки внимательно слушают и всё слышат, различают, прислушиваются.
- Наш девиз: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре
Точно, чётко говорим. Никуда мы не спешим.
- Игра «Топни-хлопни» - предложения- Мила упала в лужу. Мила надела мамин халат. Дядя Михаил коня напоил. Набор слов – упала, надела, напоил; Мила, Михаил, халат; ловкий, смелый, спелый.
- Игра с мячом «Мяч передавай – предложение по словам передавай» - Мила упала в лужу. Мила надела мамин халат. Дядя Михаил коня напоил.
- Расскажи стихи руками «Где чей дом?»
Воробей живёт под крышей, В тёплой норке домик мыши,
У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду.
Эй, цыплёнок, где твой дом? - Он у мамы под крылом!
6. Игра «Отгадай название картинки»- картинки - школа, ластик, пенал, линейка, клей, школьник?
7. Игра «Рифмовки» - Клава села у стола – лалала, лалала. Клаве за столом светло – лололо, лололо. Мы на озеро пошли – лилили, лилили. Ключик я нашла в столе – лелеле, лелеле.
8. Игра-путешествие Милы – Однажды Мила за грибами в лес… пошла. Шла, шла и к избушке …подошла. Вокруг избушки …обошла и внутрь …зашла. Потом она из избушки …вышла. Только от неё …отошла, увидела речку , по мостику речку …перешла и дальше… пошла. Устала Мила и решила отдохнуть, с тропинки… сошла, на пеньке посидела и дальше … пошла. Из леса Мила …вышла и домой… пришла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»
Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква "п"»
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками [П] и [П´], буквой «п», дифференцирует понятия «звук» и «буква», формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает фонематический с...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...
Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком и буквой Л»
Цель:Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.Развив...