Итоговое открытое занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ: «ПРАЗДНИК БУКВАРЯ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Артемьева Юлия Михайловна

В течение года дети занимались по "Игровому букварю для детей 5 - 7 лет с речевыми нарушниями" автор Ильина Т.Г.

Целью открытого занятия было: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; применение их в практической деятельности - игре.

Праздник представлен в виде квеста с использованием ИКТ. В ходе занятия дети встречают мультипликационных героев, проходят различные испытания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_prazdnik_bukvarya.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №74 «ОДУВАНЧИК»

141007, М.О. г. Мытищи,

ул. Академика Каргина, стр. 40

                                                             mbdou74.edummr.ru

                                                                   8 (495) 542-97-54

Итоговое открытое занятие

по обучению грамоте с использованием ИКТ:

«ПРАЗДНИК БУКВАРЯ»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Артемьева Юлия Михайловна

Мытищи

2019


Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению; учить применять их в практической деятельности – игре.

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей о звуках и буквах: слогообразующей роли гласного звука;
  • закрепить умение детей в делении слов на слоги, определении ударного слога;
  • закрепить образное представление букв (профилактика оптической дисграфии);
  • закрепить умение составлять слова из букв, слогов;
  • закрепить навыки чтения;
  • закрепить понятие «пословица», их мудрость и поучающий смысл;
  • пополнить словарный запас.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание;
  • формирование зрительно-пространственного ориентира;
  • развивать словесно-логическое мышление у детей.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде;
  • воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: аудиозапись песни «Маленькая страна» и минусовки, мультимедийное оборудование с презентацией к занятию с использованием мультипликации, конверт с письмом, буквы на формате листа А5, таблички со словами для составления предложений (пословиц), яблони и яблоки, кубики, фланелеграф, спортивные бревна, канат, конусы, обручи, кольца, мешочки с наполнителями.

Оформление зала: зал украшен шарами.

Ход праздника:

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались на «Праздник букваря». На этот праздник мы пригласили наших родителей.

Ребята, а чему нас научил букварь?

1-й ребёнок:      

Мы с букварем учились

Красиво говорить.

2-й ребёнок:      

Место разным звукам

На схеме находить.

3-й ребёнок:      

Узнали: в предложении

Слова должны дружить.

4-й ребёнок:      

И что предлог со словом

Нельзя соединить.

5-й ребёнок:      

Буквы изучая

Учились мы читать.

6-й ребёнок:        

Учились по картинкам

Рассказы составлять.

7-й ребёнок:      

Вот подрастем немного

И в школу мы пойдем.

8-й ребёнок:        

Много интересного

В книгах мы прочтем.

9-й ребёнок: Сумеем мы кроссворды

                      И ребус отгадать.

Логопед: Букварь помог нам, научиться красиво говорить и правильно читать.

Раздается стук и входит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Это у вас сегодня праздник букваря? Тогда это письмо вам. Только я его просто так не отдам. Отгадайте мои загадки:

Чёрные птички на каждой страничке
             Молчат, ожидают,

Кто их увидит и отгадает. (Буквы).

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей. (Слоги).

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение).

Почтальон Печкин: Ну что ж, вы молодцы, ловко отгадываете загадки. Держите свое письмо и до свидания.

Логопед открывает конверт и читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я наблюдала за вами весь год. Видела, как вы учили буквы и звуки, считали количество слогов, определяли ударный слог в слове, составляли предложения, отгадывали ребусы, выполняли различные задания. Мне нравится, что вы такие любознательные и трудолюбивые, поэтому я хочу вас наградить. Посылаю вам с этим письмом подарки за ваш труд. ФЕЯ ЗНАНИЙ».

-Ой, а в конверте подарков нет, только диск лежит. Давайте посмотрим, что на нем записано.

 «Подарки ваши забрала,

В укромном месте спрятала.  

Все буквы в узелок связала, 

Все в букваре заколдовала!

Помочь им только тот сумеет,

Кто трудности преодолеет.

Выполните мои задания - получите свои подарки, а нет, себе оставлю. Идите вот по этой карте, встречая моих друзей – героев различных сказок, выполняя их задания. Старуха Шапокляк».

Логопед: Не может Старуха Шапокляк прожить ни дня, без своих проделок. Ну, что ребята отправимся за нашими подарками? Будем выполнять ее задания? Посмотрим, что это за карта.

Пункт 1.

Избушка на курьих ножках.

Логопед: Ребята, кто живет в этом доме?

Дети: Баба Яга.

Баба Яга: Ждравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Что это вы тут делаете?

Дети: Мы ищем подарки, их Старуха Шапокляк украла.

Баба Яга: Я дам вам подсказку, если вы поможете мне. Объясните мне, что такое буквы, а что такое звуки, я запуталась.

Логопед: Ребята, поможем?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуках.  

Дети: Звуки мы слышим и говорим.

Логопед: - Назовите неречевые звуки, которые нас окружают.      (Ответы детей)

- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.

- На какие 2 группы делятся все звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Логопед: - А какими бывают согласные звуки?

- Назовите первый звук в слове “ступа”.

- Назовите последний звук в слове «избушка».

Логопед: А что такое буква?

Дети: Буквы мы видим и печатаем.

Баба Яга: Ну, спасибо, помогли, а я вам за это дам ключ от замка, вы его берегите, он вам пригодится.

Логопед: Молодцы, ребята! Помогли Бабе Яге.

Логопед: ну что же, отправимся дальше по нашей карте.

Пункт 2.

Логопед: Ребята, слышите музыку, давайте посмотрим, кто это там идет?

- Мы видим из темного бора

Идет, ковыляет Федора.

Тихо, тихо Федора идет

И посуду свою зовет.

Федора: Тарелка’! Кружка’! Кастрюля’!

Логопед: Здравствуй, Федора! Что за беда у тебя приключилась?

Федора:    

Сбежала от меня посуда.

А без нее мне ох как худо!

Помогите мне вернуть посуду, а я вам тоже помогу в поиске ваших подарков.

Логопед: Ребята, вы, не видели посуду Федоры?

Дети: Да! Видели! Вон она! Дети указывают на стол с посудой. Федора подходит к столу.

Федора: Да. Это моя посуда. Да какая чистая! Тут и тарелка’, и кружка’, и кастрюля’!

Логопед: Правильно ли Федора называет посуду? Почему? Покажите Федоре, как правильно назвать посуду, выделите ударный гласный звук.

Дети по одному подходят к столу, называют один из предметов посуды, выделяют ударный гласный звук и «возвращают» посуду Федоре.

Федора: Ой, спасибо, дети. Пойду я домой с посудою своей. А в благодарность дам вам ключик.

Звучит мелодия русской народной песни «Пойду ль, выйду ль я да...». Федора уходит.

Логопед: Вы хорошо научились выделять ударные гласные звуки и слоги. Отправимся дальше.  Давайте на карту посмотрим.

Пункт 3.

Логопед: Кто-то еще к нам идет?

Звучит русская народная песня «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» Входит Крошечка-Хаврошечка.

Крошечка-Хаврошечка: Здравствуйте, ребята. Я Крошечка-Хаврошечка. Со злой мачехой живу, слова доброго от нее не слышу. Приказала мне она:

В сад ступай,

Спелых яблок насобирай.

Ой, ребята, помогите.

Яблоки мне соберите, а я вас отблагодарю.

(Яблоки желтые, зеленые, красные две корзины)

Логопед: Ребята, яблоки то у нас не простые. На них буквы напечатаны, да какие-то закорючки. Предлагаю поделиться на две команды и собрать только те яблоки, на которых буквы напечатаны правильно. Назовите их.

Крошечка-Хаврошечка: Спасибо вам большое, а еще предлагаю вам потанцевать с моими веселыми друзьями. (Физминутка).

Логопед: Что это под яблоней? Ключ. Это, наверное, Крошечка-Хаврошечка, нас поблагодарила. Оставим его.

Пункт 4.

Логопед: кто у нас следующий на карте? Что-то холодно стало, вьюга поднялась, кто это к нам мчится?

Дети: Снежная Королева.

Снежная Королева: Здравствуйте дети, слышала про вашу беду. Я помогу вам. Ну а вы, соберите ледяные кубики, которые рассыпал Кай. Выложите из них слова, и вы узнаете, в какие игрушки любит играть мальчик (барабан, самолет, машина, лошадка).

Логопед: Молодцы. А где же подсказка? Снежная Королева обещала нам ее. Давайте поищем.

Логопед: Вот и еще один ключ нашли. Отправимся дальше.

Пункт 5.

Логопед: Слышите? Вертолет летит что ли? Ребята, кто это?

Дети: Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, ребята. Ишь, какие умные. Читать научились. Буквы все знаете. Придумали еще: согласные - гласные. Да что в них толку? Можно и без гласных обойтись.

Да ладно вам

Глумиться надо мной –

Старым и больным.

Ну-ка, может вы, поймете, что тут написано? Попробуйте узнать без гласных, что лежит в ранце у Малыша?

Логопед: Ребята, какие гласные надо поставить? Какие слова получатся? Какие учебные принадлежности находятся в ранце у школьника? (Ручка, книга, пенал, тетрадь,букварь.)

Карлсон: Улетаю, улетаю. Нечего мне тут неграмотному делать. Полечу обратно к Малышу, а вам в награду оставлю волшебный ключик.

Пункт 6.

Логопед: Кто это?

Дети: Бу - ра - ти - но!

Буратино: Здравствуйте, ребята! Научила Мальвина меня читать. Стал я умненький, благоразумненький. Скоро я прочту все книги, какие есть на свете. А вы, ребята, научились читать?

Дети: Научились!

Буратино: Давайте прочитаем слова и составим из них пословицы. У меня есть подсказки.

Буратино достаёт из папки разноцветные карточки со словами (используется 6 цветов).

Достаёт карточку с цветовым рядом прямоугольников, в соответствии с которыми надо расположить слова. Буратино с детьми составляют из слов пословицу:

Кто много читает, тот много знает.

Учение свет, а не учение тьма.

Логопед: Пословицы украшают нашу речь, делают её ярче, выразительнее. Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети отвечают).

Буратино: Как здорово вы читаете, я еще так не умею. За ваши старания я подарю вам волшебный ключ.

Логопед: Молодцы. Но что это за дверь и куда она ведет? Как же нам ее открыть? Может, мы посчитаем наши ключи и подберем какой-нибудь к этой двери? Ключей шесть. Давайте посмотрим, может, какой-то из них подойдет к замку.

Дети подбирают ключи на фланелеграфе. (8 ключей, из них 6 подходят, с обратной стороны теней ключей напечатаны буквы слова ДРУЖБА).

Логопед: Ребята, а что нам помогло пройти через все испытания?

Дети: ДРУЖБА.

Логопед: Подумайте, а что еще?

Дети: ЗНАНИЯ.

Шапокляк: Вы справились со всеми заданиями. А кто это у вас сидит там? Чего это они молчат? У меня и для них есть задание.

Наиболее полно и связно объясните, в чем нелепость и неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении, которое вам прочтут дети. А я пошла к Гене с Чебурашкой. Лариска!

Дети:

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки.

Логопед: Справились наши родители с заданиями?

Дети: Да.

Логопед: И вы молодцы, ребята! А нашим помощником на занятиях был букварь. Занимаясь по нему, вы научились красиво говорить и читать. Звучит аудиозапись песни «Маленькая страна» (муз. И. Николаева).

Логопед: Вы только начали познавать всё богатство русского языка, вас ждут приключения в стране правильной речи.

А я хочу пожелать вам новых знаний, удивительных открытий, отличных отметок, крепкой дружбы, удачи и ярких улыбок! И вручить подарки за талант, трудолюбие, любознательность, которые жители Страны Знаний дарят вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Заколдованный ключик"

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи:• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;&bul...

Открытое занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в подготовительной группе «Конкурс внимательных и сообразительных».

Повторить, обобщать и закреплять знаний по изученным темам посредством занимательного материала с использованием ИКТ....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте с детьми 6 – 7 лет "Путешествие в сказочную школу Букварию"

Итоговое занятие по обучению граммоте для детей 6-7 лет направлено на обобщение и закрепление знаний полученных детьми на занятиях....

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе (по букварю Жуковой)

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....