НОД "Поиграем с Кузьмой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте
Тема: «Новый друг»
Составитель:
воспитатель Караваева Наталия Петровна
2019
Санкт-Петербург
«Новый друг»
Цель: повторение и закрепление знаний, умений и навыков по обучению грамоте и развитию речи.
Задачи:
– закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;
– закреплять умения составлять слова и читать их;
– упражнять в умении отличать гласные звуки от согласных, выделять первый звук в слове, ориентироваться в звуковой системе языка; составлять предложения по картинке с использованием предлогов.
– способствовать развитию фонематического и речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, обогащать лексику.
– воспитывать умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе.
Образовательные области:
«Речевое развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Использованный материал: ИКТ, мяч, карточки для игры «Заколдованные слова», карточки с картинками, карточки со слогами, ёмкости с различными крупами, конверты, карточки с буквами, буквы на магнитах (Ч, Е, Р Д, А, К), несколько кружочков красного, зеленого и синего цвета, для определения звуков в слове.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений по картинкам; звуковой анализ слов; деление слов на слоги.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети и воспитатель встают в круг для приветствия.
Утреннее приветствие
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!
Солнышко улыбается тем, кто слушается своих - родителей.
Солнышко улыбается тем, кто не обижает - малышей.
Солнышко улыбается тем, кто помогает - старшим.
Солнышко улыбается тем, кто умеет - дружить.
Солнышко улыбается тем, кто не забывает при встречи - здороваться!
Воспитатель: Сегодня утром я получила видеописьмо. Давайте вместе его откроем.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузьма! Я узнал, что вы очень умные, любознательные и дружные ребята. Мне захотелось с вами поиграть! Я приготовил для вас несколько занимательных заданий, выполнив которые вы будите получать подсказки, сложив их сможете узнать, где меня можно найти! Вы готовы со мной поиграть?».
Артикуляционная гимнастика ( интерактивная)
Воспитатель: Но прежде чем начать играть, давайте выполним следующие упражнения: Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и ,затем спрятать его (рот не закрывать)) Потом посмотрел язычок налево, посмотрел направо, (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком, то к левому углу рота, то к правому.) После этого, посмотрел язычок из окошка вверх, светит ли солнышко, а потом вниз, нет ли луж? (улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить язык вниз к подбородку) Присмотрелся язычок повнимательнее, из травы иголки торчат, это был …ежик. Он бегал по траве по кругу, то в одну сторону, то в другую (совершать круговые движения языком, между губами и зубами то в одну сторону, то в другую, рот при этом закрыт) Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок, понюхал другой цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет» (вдох через нос «нюхать цветок» на выдохе произнести: «Ах, как пахнет»)
Воспитатель: Теперь мы готовы играть с Кузьмой.
Кузьма: отгадайте загадку.
Стукнешь о стенку — а я отскочу.
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу! (мяч)
Игра «Вопрос - ответ»
Воспитатель бросает мяч одному из детей и Кузьма задает свой вопрос.
- Что такое буква? (буквы мы пишем и видим)
- Что такое звук?(звуки мы слышим и произносим)
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие бывают согласные? (звонкие и глухие)
- Как мы узнаем, что звук гласный ? (при произнесении звука голос не встречает преграды)
- Согласный?( преграда в виде языка и зубов)
- Каким цветом условно обозначают гласные? (красным)
- Согласные? (синим)
- Вы справились с заданием и можете достать первую букву. Что в этой емкости? (из емкости с фасолью)
Кузьма: Молодцы, а теперь расшифруйте слова.
Игра «Заколдованные слова»
Дети расшифровывают слова, на экране появляются картинки, обозначающие правильный ответ СлОеКс-СОК, ТсИлГоРн-ТИГР, СлТуОкЛ-СТОЛ, СуОхНо-СОН, ОрСоАт-ОСА, еЛодЕмС-ЛЕС, гЗтУчюБ-ЗУБ, КеОсТо-КОТ.
- Вы справились с заданием и можете еще достать следующую букву. Что в этой емкости? (из емкости с рисом)
Кузьма: Для вас следующее задание. Для начала отгадайте загадку:
Капли вниз ручьём стекают.
Под дождём стоит, намок,
Чуть согнулся стебелёк,
Да дрожит чуть лепесток…
Пчёлы в дождик не летают.
Вот стоит, грустит….(цветок)
Игра «Собери цветы»
Вам необходимо расположить на цветах карточки с изображением предметов: на лепестках красного цветка - картинки, названия которых начинаются на гласный звук, на лепестках синего цветка - картинки, названия которых начинаются на согласный звук.
- Вы справились с заданием и получаете букву. Что в этой емкости? (из емкости с перловкой)
Физкультурная минутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Игра «Составь слово из букв»
Кузьма: Человечки сели в ряд, обо всем нам говорят.(Буквы)
– У меня для каждого из вас припасены конвертики с буквами. Составьте из букв слова и сделайте звуковой анализ слова.
Вы получаете еще одну букву. Что в этой емкости? (из емкости с горохом)
Игра «Найди слог, получится слово»
(На экране карточки со слогами расположены в два ряда. В верхнем ряду расположены первые слоги разных слов, а во втором вторые слоги. Необходимо соединить слоги, чтобы получились слова).
Кузьма: соединить слоги, чтобы получились слова.
Са-жа, пе-на, мас-ка, бу-ря, ко-ни, ли-са, са-хар, ду-га, жа-ба, боч-ка.
Вы получаете еще одну букву. Что в этой емкости? (из емкости с пшеном)
Игра «Составь предложение»
Кузьма: Составьте предложение по картинке, используя предложенные предлоги (на, над, под, в, за, у, перед, около )
На экране картинка с жизнью насекомых в природе.
Рефлексия:
Кузьма: Ребята, вы действительно очень умные и дружные. Мне было очень приятно с вами играть. Получите последнюю букву. (из емкости с гречей) Собрав слово, вы узнаете где меня найти и написать мне письмо, чтобы позвать в гости поиграть. Буду очень ждать вашего приглашения! До свидания!
Воспитатель: Ребята вам понравился Кузьма? Вспомните, какие задания вы выполняли? Какое из них вам больше понравилось? Какое было самым сложным? Вы молодцы! Хотели бы вы, чтоб Кузьма снова пришел к нам? Давайте сложим слово из найденных букв и узнаем куда нам можно будет отправить приглашение к нам в гости , нашему новому другу. (Ч-Е-Р-Д-А-К)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс" Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки"
Мастер-класс для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к празднику Кузьминки...
Конспект сценария для подготовительной группы детского сада Фольклорный досуг "Кузьминки"
Сценарий рассчитан на 35-40 мин для детей 6-7 лет....
Развлечение "Кузьминки - осени поминки" подготовительная группа
Программные задачи:- познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами;- упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости;- ...
Кузьма да Демьян рукомесленники
фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...
"Огород Бабушки Маруси и дедушки Кузьмы"
Позновательно - исследовательский проект....
День Кузьмы и Демьна
Народное, зимнее развлечение для детей старшей и подготовительной групп....
Кузьма и Демьян
Фольклорное развлечение, посвященное народному празднику: Дню Кузьмы и Демьяна, традиционно проходящему 18 ноября....