"Современные подходы к обучению грамоте в детском саду"
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Петрова Татьяна Сергеевна

Данная презентация поможет воспитателям грамотно выстроить работу с детьми по обучению грамоте.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы подготовки к обучению грамоте дошкольников Подготовил: воспитатель Петрова Т. С.

Слайд 2

Актуальность Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной. Обучение грамоте – это систематический, целенаправленный процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, навыков словообразования, развитие словаря, связной речи, грамматической стороны речи. Не случайно в ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высокими коммуникативными навыками, умеющими общаться со сверстниками и взрослыми, связно и грамматически верно оформлять свои высказывания. Это значит, что необходимо вести целенаправленную работу по речевому развитию детей. Опыт показывает, что многие дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. У дошкольников недостаточный словарный запас, они испытывают затруднения при общении, не могут связно и грамматически правильно высказать свои мысли. Это приводит к низкому темпу чтения, снижению уровня понимания прочитанного. Так же у многих детей проявляется нарушение фонематического и пространственного восприятия, что так же затрудняет формирование навыков чтения и письма в школе.

Слайд 3

Дети от 3 до 4 лет. Развивать у детей фонетико-фонематическую (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) сторону речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как единицей речи. Учить выделять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой форме. Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Слайд 4

Дидактические игры «Догадайся, что звучит» Цель : Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход : Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. «Громко —тихо » Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Ход : Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: « би-би ». А маленькая машина сигналит тихо: « би-би ». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал , не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая -тихо ». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Следить , чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. «Медвежата мед едят » Цель : Развивать артикуляционный аппарат детей . Ход : Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту и «слизывать» мед –дети высовывают язык и , не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед (обязательный показ всех действий воспитателем .) Игра повторяется 3-4 раза . Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза ).

Слайд 5

«На приеме у врача » Цель : Развивать артикуляционный аппарат детей . Ход : Кукла –врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы . В : Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).Врач доволен: горло ни у кого не болит . «Узнай по голосу » Цель : Уточнить и закреплять правильное произношение звуков . Ход : Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. «Позови свою маму » Цель : Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность . Ход : У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму . (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку . Такая же работа проводится со всеми детьми .

Слайд 6

Кто чем питается Ветерок-на развитие речевого дыхания

Слайд 7

Дети от 4 до 5 лет Учить согласовывать название предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончании слов, активно использовать предлоги. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных ( р , л) звуков. Продолжать формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата-медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Развивать артикуляционный аппарат. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину. Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Слайд 8

Дидактические игры Тактильные мешочки Игры на развитие речевого дыхания Составление рассказов по картинкам

Слайд 9

Дети от 5 до 6 лет Развивать фонематическую сторону (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше «сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки), отстукивая, отхлопывая и т. д. ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом выделять некоторые согласные звуки – звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В – ВЬ, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для интонационного выделения голосом предлагаются звуки, которые нельзя тянуть голосом: взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й). Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Слайд 10

Дидактические игра «Найди место звука в слове » Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове ). Оборудование: перфокарты , на которых слева изображены предметы, а справа -схемы расположения места звука в словах, посередине —полоска для записи, фломастеры . Ход игры: Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой. «Посчитай слоги » Цель: совершенствование навыков слогового анализа. Оборудование: перфокарты , на которых слева изображены предметы, а справа -цифры, посередине —полоска для записи, фломастеры . Ход игры . Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которое обозначает количество слогов в слове. «Найди звук» Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах. Взрослый называет звук , а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине –похлопать в ладоши, если в конце –похлопать по коленкам.

Слайд 11

Штриховка и обводка

Слайд 12

Разрезные буквы Определение первого звука в слове

Слайд 13

Дети от 6 до 7 лет Если дети с 3 до 5 лет осваивали звуковую сторону речи, то с 6 лет они с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть учиться читать. Но чтение не рождается автоматически на знании алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы. Опознание буквы в ее связи со звуком Слияние нескольких букв в слог. Слияние нескольких слогов в слово. Объединение нескольких слов в законченную фразу. Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям: Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами). Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе). Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.). Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу.

Слайд 14

Дидактические игры «Корова и слово » Цель: развивать фонематический слух, реакцию . Ход: Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение , должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока –успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук –в данном случае « а». Кто зазевался –выбывает из игры . В эту игру можно играть с группой от 3 человек . « Продолжи слово » Цель: развить речь, звуко -буквенный анализ, сообразительность , реакцию, пополнить словарный запас . Ход: Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово , затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

Слайд 15

Конструирование букв из различных материалов Слоговое лото Букварик Дракончики-для развития речевого дыхания

Слайд 16

Воздушный футбол- для развития речевого дыхания + изучение флагов стран Составь слово по первым звукам

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамо...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Выступление на МО музыкальных руководителей «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»

Консультация для музыкальных руководителей "Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду"...

«Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду»

Музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном воспитании, а так же в формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечаю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...