«Обучение грамоте в ДОУ»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Никитина Алеся Владимировна

Мастер-класс для педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_dou.pptx97.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение грамоте в ДОУ» Подготовила: учитель-логопед Никитина А.В.

Слайд 2

ТЕСТ «Проверь себя» 1. Сколько гласных звуков в русском языке? 2. Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)? 3. Сколько звуков в слове ИЮЛЬ? 4. Сколько мягких согласных звуков в слове ЮЛИЯ? 5. Сколько глухих согласных звуков в слове ЛОДКА? 6. Сколько звуков О в слове МОЛОКО?

Слайд 3

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, подготовка к обучению грамоте –овладение звуко-буквенным анализом и синтезом, элементарным навыкам письма, чтение.

Слайд 4

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Слайд 5

Обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Слайд 6

Как дети постигают определенную систему родного языка учатся слышать звуки различают гласные звуки, согласные учатся делить речевой поток на предложения предложения на слова слова на слоги знакомятся с буквами русского алфавита

Слайд 7

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из: развитый речевой слух четкая артикуляция звуков родного языка умение соотносить звук с буквой выработка гибкости и точности движения руки, глазомера

Слайд 8

Какие бывают звуки? Звуки бывают гласные и согласные. Детям мы объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю , е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [ jа ], [ jо ], [ jу ], [ jэ ].

Слайд 9

Согласные звуки Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Слайд 10

Согласные звуки Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Слайд 11

Памятка №1 всегда твердые согласные: [ж] [ ш ] [ ц ]

Слайд 12

Памятка №2 всегда мягкие согласные: [ й ] [ч] [ щ ]

Слайд 13

Слова необходимо анализировать в следующем порядке: Слова из двух гласных (АУ) Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА). Слова из трех звуков (РАК, КИТ). Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА). Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК). Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ). Слова из двух слогов (СУМКА). Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА).

Слайд 14

Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы .

Слайд 15

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. 6. Третий звук и т. д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком. 8. Ответь на вопросы: - сколько слогов? Назови первый слог? Второй и т. д. - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? Назови их. - сколько согласных? Назови их.

Слайд 16

Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА

Слайд 17

Поделим слово на слоги -/-

Слайд 18

Посчитаем сколько звуков

Слайд 19

Определим звуки

Слайд 20

Важно знать Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название. Буквы при письме обозначают звуки. Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной, после мягкого и твердого знаков) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными. Буквы Ъ Ь не обозначают никакого звука. Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант. Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я Гласные, обозначающие твёрдость согласных - А О У Ы Э Гласные, обозначающие мягкость согласных - И Е Ё Ю Я Гласные звуки - [а, о, ы , э, у, и] Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука: Е - [ й , э] Ю - [ й , у] Ё - [ й , о] Я - [ й , а] Всегда твёрдые согласные звуки - [Ж] [Ш] [Ц]. Всегда мягкие согласные звуки - [Й] [Ч] [Щ].

Слайд 21

Как правильно знакомить со звуком 1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове) . 2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, звук можно петь, это гласный звук. Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный. 3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий). Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком). 5. Знакомство с буквой. Печатание букв .