«Обучение грамоте в ДОУ»
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Мастер-класс для педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_v_dou.pptx | 97.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕСТ «Проверь себя» 1. Сколько гласных звуков в русском языке? 2. Сколько слогов в слове ДЛИННОШЕЕЕ (животное)? 3. Сколько звуков в слове ИЮЛЬ? 4. Сколько мягких согласных звуков в слове ЮЛИЯ? 5. Сколько глухих согласных звуков в слове ЛОДКА? 6. Сколько звуков О в слове МОЛОКО?
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, подготовка к обучению грамоте –овладение звуко-буквенным анализом и синтезом, элементарным навыкам письма, чтение.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Как дети постигают определенную систему родного языка учатся слышать звуки различают гласные звуки, согласные учатся делить речевой поток на предложения предложения на слова слова на слоги знакомятся с буквами русского алфавита
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из: развитый речевой слух четкая артикуляция звуков родного языка умение соотносить звук с буквой выработка гибкости и точности движения руки, глазомера
Какие бывают звуки? Звуки бывают гласные и согласные. Детям мы объясняем, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю , е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [ jа ], [ jо ], [ jу ], [ jэ ].
Согласные звуки Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Согласные звуки Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Памятка №1 всегда твердые согласные: [ж] [ ш ] [ ц ]
Памятка №2 всегда мягкие согласные: [ й ] [ч] [ щ ]
Слова необходимо анализировать в следующем порядке: Слова из двух гласных (АУ) Слова из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА). Слова из трех звуков (РАК, КИТ). Слова из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА). Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК). Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ). Слова из двух слогов (СУМКА). Слова из 3 открытых слогов (СОБАКА).
Для звукового анализа предъявляются слова, написание которых не расходится с их произношением. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы .
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его. 6. Третий звук и т. д. 7. Прочитай по фишкам слово целиком. 8. Ответь на вопросы: - сколько слогов? Назови первый слог? Второй и т. д. - сколько всего звуков в слове? - сколько гласных? Назови их. - сколько согласных? Назови их.
Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА
Поделим слово на слоги -/-
Посчитаем сколько звуков
Определим звуки
Важно знать Всего в русском алфавите - 33 буквы. Все буквы имеют своё определённое название. Буквы при письме обозначают звуки. Но есть исключения: буквы Е Ё Ю Я в определённых позициях (в начале слов, после другой гласной, после мягкого и твердого знаков) обозначают два звука. Они называются йотированными гласными. Буквы Ъ Ь не обозначают никакого звука. Всего: 10 гласных букв, 21 согласных букв, 2 просто буквы. Каждая буква имеет письменный и печатный вариант. Гласные буквы - А О У И Ы Э Е Ё Ю Я Гласные, обозначающие твёрдость согласных - А О У Ы Э Гласные, обозначающие мягкость согласных - И Е Ё Ю Я Гласные звуки - [а, о, ы , э, у, и] Йотированные гласные - Е Ё Ю Я - обозначают два звука: Е - [ й , э] Ю - [ й , у] Ё - [ й , о] Я - [ й , а] Всегда твёрдые согласные звуки - [Ж] [Ш] [Ц]. Всегда мягкие согласные звуки - [Й] [Ч] [Щ].
Как правильно знакомить со звуком 1. Послушайте слова и назовите звук, который повторяется в этих словах (или первый звук в слове) . 2. Артикуляция звука. Произнести звук. Определить, какой это звук? (гласный – ударный, безударный или согласный – твёрдый или мягкий, глухой или звонкий). Если воздух, при произнесении звука выходит свободно, звук можно петь, это гласный звук. Если при произнесении звука, встречаются препятствия – это звук согласный. 3. Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 4. Звуко-буквенный анализ слова с использованием цветных фишек (красная – гласный звук, синяя – согласный твёрдый, зелёная – согласный мягкий). Деление слова на слоги (хлопками, или с помощью ладони, кулачка под подбородком). 5. Знакомство с буквой. Печатание букв .