ЗВУК "Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

ЗВУК "Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»

Ирина Марикуц

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»

План - конспект

занятия по обучению грамоте.

Подготовительная группа.

Тема:

“ Звук и буква “Ш”.

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ш” в слогах, словах, фразах, связной речи.

Программное содержание:

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова, подбора слов к схемам, определения места звука в слове.

Закрепление понятий: звук, буква, слово, предложение.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.

Совершенствование навыков чтения слов и предложений.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание интереса к родному языку, к нормам литературного произношения, воспитание языкового чутья.

Оборудование:

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки, чистый лист.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов».Дети подбирают слова на последний звук заданного слова.

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя»

-Возьмите листочки и напишите в ряд буквы, с которых начинаются эти слова (Картинки:ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

-Назовите буквы, которые вы написали.

-Как считаете, какая буква лишняя и почему.

-Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

-Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

-Что вы слышите?

-Какой звук слышится в шуме листьев?

-С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука.

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

-Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

-Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

-Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

-найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой.

-Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

Физминутка «Кузнечики».

6. Звуковой анализ слова «шапка».

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

-Сколько звуков?

-Сколько согласных?

-Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук.

7. «Буквы заблудились»

-Что можно составить из букв? (слово)

-Давайте из этих букв составим слово. А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

-А что можно составить из слов?

-Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф».

-А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу».

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и», а произносим звук «ы». Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

-А какое еще словосочетание пишется через «и»? (жи)

Чтение слов.

-Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее»?

(Ветка, лиса, роза, лейка). (Шнурок,штора, сани, шторм).

11. Игра «Найди вторую половину слова»

-Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»? Какое правило запомнили?