Дидактические игры по обучению грамоте (подготовительная группа)
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по обучению грамоте (подготовительная группа)
«Придумай слово»
Цель: учить основам звукового анализа, развивать
фонематический слух.
Методика проведения.
На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно
посоревноваться, кто больше назовет слов.
«Хлопушка»
Цель: развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Методика проведения.
Педагог дает инструкцию.
-Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» -хлопни два раза. Упражнение необходимо проводить в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорить четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Например, корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гадюка, доска.
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие-твердые согласные звуки, зеленые-мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения.
1 вариант.
Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант.
Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант.
Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант.
В верхнее окошко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
«По волнам звуков и букв»
Цель: учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы, развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование).
Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды_. Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине-зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса»), колокол-звонкие звуки, синий парус-твердые звуки, зеленый парус-мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения.
Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант.
На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя гласный или согласный, формируют их них «волны» для корабликов.
2 вариант.
Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначить его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
«К кому пойти в гости»
Цель: развитие внутреннего планирования.
Методика проведения.
На доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того, чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.
1) Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.
2) Он пойдет в гости к тому, у кого в названии2 слога и первый звук согласный мягкий.
3) Они пойдут в гости друг к другу, в названии 3 слога.
«Самый зоркий» или «Кто быстрее»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти.
Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три-внимательно смотри!» -показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.
Возможны варианты: аналогичная работа может проводиться со слогами.
Задания:
- Найти, показать и прочитать нужный слог.
- Найти слог с таким же согласным, но чтобы согласный звук был мягким. Например, слог «НА» - находим «НЯ».
«Бабочки на полянке»
Цель: обучение составлению и чтению слогов.
Методика проведения.
Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными-на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог.
Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предложить поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...
Дидактические игры на обучение грамоте. Пособие для старшей, подготовительной группы детского сада
Дидактические игры на обучение грамоте.Пособие для старшей, подготовительной группы детского сада...
Дидактическая игра по обучению грамоте в подготовительной группе
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим и всё, что мы произносим - это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.Игра для ребенка дош...
Дидактические игры для обучения грамоте в подготовительной группе
Дидактические игры для обучения грамоте в подготовительной группе.Из опыта работы....
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе: "Что было-что будет", «Подбери картинку-слово к схеме».
Данные игры предназначены развивать у детей способность анализировать звуки в слове, выделять их последовательность, давать звукам качественную характеристику и обозначать их соответствующим цвет...
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной группе
Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является ...