Конспект занятия "Звуки З-Зь, Путешествие на самолёте".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

На занятии активизируется словарный запас по лексической теме "Транспорт". С детьми проводятся :Пальчиковая гимнастика, речедвигательный тренинг, речевые игры:  "Волшебный поезд", "Сложные слова". Дети упражняются в образовании прилагательных. Развивая  звуковой анализ и синтез, дети упражняются в определении позиции звуков в словах и выполняют звуковой и слоговой анализ слова "коза". Развивая связную речь, дети составляют звуковую сказку  с использования плана-схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_samolyote.konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект      занятия (подготовительная  логопедическая  группа).

Тема:  « Звуки З-Зь. Путешествие  на самолёте».

Цели: 1)Обогащение  представлений о транспорте, развитие моторики, речевых навыков. 2) Закреплять правильное произношение звуков З. - Зь. в речи, развитие фонематического восприятия.3) Формирование навыков звукового анализа и синтеза. 4) Развитие связной речи: составление сказки по плану – схеме.

Оборудование: зеркала, предметные картинки животных и птиц на звуки «З-Зь», паровозик с тремя вагонами, картинки: лес, зоопарк, звуковые символы (квадраты синего, красного, зеленого  цвета); план - схема  рассказа, звездолет, человечки космоса, картинки: изюм, зефир, земляника, роза, буква «З», пластмассовые пробки синего цвета.

Ход занятия: 1. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Мы с первым пальцем - малышкой

В трамвайный парк пойдём пешком.

С  другим - поедем мы в трамвае,

 Тихонько песни напевая.

С третьим - сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвёртым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись - ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт. (Произнося предложение - загибаем  пальчики  на руках.)

2. Речедвигательный тренинг. Физминутка.

Летит самолёт высоко- высоко,

Ему на посадку зайти нелегко!

Лётчик за кругом делает круг.

Ему самолёт и товарищ, и друг!

На взлётную полосу сел самолёт,

Вперёд побежал - и закончен полёт.

Двери открылись, под трапом земля,

И пассажиров встречают друзья.

-Дети, на какой планете мы живём? (на Земле). Кто мы? (земляне.)

3. Объявление темы занятия. Сравнительная характеристика звуков З. - Зь.

- Давайте ещё раз произнесём вместе слова: земля, земляне. Какой первый звук  вы услышали в слове «земля, земляне»? ( Зь.) Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Зь». Как мы произносим звук «Зь»: губы в улыбке, кончик языка  опущен за нижние зубы. Расскажем, какой это звук?  Звук «Зь» - согласный, звонкий, мягкий. У него есть братик - звук «З». Произнесите звук «З». Расскажите, какой это звук? Звук «З»- согласный, звонкий, твёрдый.

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно,  произносить и различать звуки «З. - Зь».

4.Знакомство с буквой «З».  Образование  прилагательных.

-Дети, вы сейчас смотрели в зеркало и произносили звуки «З. - Зь». Как вы думаете, что находиться за  зеркалом?  Ответы детей. За зеркалом находится страна «Зазеркалье». Это волшебная, чудесная страна, в которой живут буквы. И одна из них хочет с вами  познакомиться. Угадайте, кто она? Она очень любит завязывать узелки, зашнуровывать завязочки, закручивать завитушки, смотреть на себя в зеркало. Повторите, что она любит? Узнали? Это буква «З». Буква «З» - согласная, её  мы  будем обозначать синим квадратиком (показ буквы). Послушайте, какая она по характеру: звонкоголосая, задорная, заботливая, воздушная, задиристая, задавака, зловредная. Повторите, какая буква «З»? (ответы детей). Выкладывание буквы из синих  пробок. Давайте  поздороваемся с буквой   «З»: здравствуйте, будьте здоровы, будьте любезны, зайдите, пожалуйста.

5.Закрепление звуков «З. – Зь»  в словах. Определение позиции звуков в слове.

Самолёт наш снова летит, летит.

В  нем   мотор гудит- гудит: з-з-з-з-з. (Дети  совершают  воображаемый полёт, произнося звук «З»).

Усвоение категории творительного  падежа существительных:- Над чем пролетает самолёт? (выставляются картинки: лес, зоопарк) Самолёт пролетает над лесом, над зоопарком. Игра «Волшебный поезд».

-Прибыл поезд для зверей и птиц. (Дети садятся за столы) В поезде поедут животные, в названии   которых есть звуки «З-Зь». Назовите картинки. (На столах разложены предметные картинки): зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза, зяблик, поползень, коза, бизон, змея, фазан. В первом  вагоне поедут животные, в названии которых звуки «З-Зь» находятся в начале слова, во втором - «З-Зь»  находятся в середине слова, в третьем - звуки «З-Зь» находятся  в конце слова.

Дети размещают животных по вагонам. Назовите  те слова, в которых звук «З» произносится твёрдо. Назовите слова, в которых звук «З» произносится мягко.

6.   Звуковой анализ и синтез слова «Коза». Деление слова на слоги.

Повторите за мной скороговорку: Идёт  коза. Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза: - Не для меня ли это? (хоровое и индивидуальное произнесение) Обозначим звуки в слове «коза» квадратиками. Называем звуки, определяем какой это звук: гласный или согласный и кладём квадратик. Скажите, сколько звуков в слове « коза»? Сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных звуков? Какие? Назовите 1,2,3,4 звук в слове. Сколько слогов?

7.Сочинение сказки с использованием плана - схемы. Жил-был звук «З». Он отправился в путешествие на звездолёте к звёздам, а вместе с ним и мы – земляне, дети Земли. Звездолёт прилетел к Звезде, на которой живут звёздные дети: проказник Зеник, задира Зоник, зазнайка Зуник, подлиза Зуся, заботливый Зон и злюка Аза. А у нас есть такие дети? Зеник залез в звездолёт. Что может произойти?  Угостим звёздных детей    вкусными подарками: изюмом, зефиром, земляникой. А девочкам подарим розы. Все счастливы и веселы. А Зеник вернулся домой.

8.Образование  сложных слов. Игра в мяч. Везде ходит - вездеход, к звёздам летает- звездолёт, бензин  возит- бензовоз, молоко  возит- молоковоз, мусор возит- мусоровоз, лес возит- лесовоз, цемент возит- цементовоз, звёзды падают- звездопад,  воду возит- водовоз.

Итог занятия: Занятие наше окончено. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте.Тема:"Путешествие на самолёте в волшебную страну.Звуки Л-Ль".

Автоматизируются звуки "Л-Ль" ; дифференцируются звуки "Л-Ль" по твёрдости-мягкости; дети учатся согласовывать слова-предметы  со словом "голубой"; образовывают слова с противоположным значением...

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие на самолёте"

Дети путешествуют на самолёте по стране "Транспорт". Путешествие совершают с Гномиком, который играет с детьми в развивающие речевые игры....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествие на ковре самолёте" старшей группы

Цель НОД: закрепление знаний: ориентировка в пространстве, зрительное внимание, знание цифр....

Методическая разработка досуга по формированию ЗОЖ «Путешествие на самолёте «Здоровье» (для детей 4-5 лет)

Методическая разработка досуга по формированию ЗОЖ «Путешествие на самолёте «Здоровье»(для детей 4-5 лет)Задачи.Образовательные:учить детей заботиться о своём здоровье;объяснить детя...

Новогодний сценарий праздника для компенсирующей группы «Новогоднее путешествие на самолёте»

создание развивающей среды, в которой для всех детей предоставлены равные возможности вне зависимости от состояния здоровья;воспитание толерантности у детей и взрослых;воспитание уважительного отношен...

ООД "Путешествие на самолёте." Художественно-эстетическое развитие (конструирование) средняя группа

ОО «Художественно-эстетическое развитие»Путешествие на самолёте.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,...

Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе "Путешествие на самолёте «Детский сад – Школа»"

Сценарий для детей подготовительного возраста к выпускному празднику. "Путешествие на самолёте по маршруту "Детский сад - школа"" Дети , путешествуя на самолёте, останавливают...