Как научить ребёнка читать.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebenka_chitat.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Как учить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых , умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

     Прежде всего ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические  образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

     Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

     Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

     Слуховое восприятие (речевой слух), внимание, память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

     Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

     Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  • услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
  • написать букву и правильно прочитать.

     Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  • выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  • слог из слова;
  • слово из предложения;
  • соединять звуки в слог;
  • составлять из слогов слово;
  • из слов предложения.

Конечно учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведу несколько советов. Учить ребенка читать и писать надо с 4-х лет.

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные звуки. Попробуйте пропеть, протянуть звуки (п), (т). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, они согласны, чтобы их не пели, их так и называют — согласные. Названия букв произносятся коротко (как звуки).
  2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

- хлопни в ладоши, когда услышишь звук а среди других звуков

- хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.

- найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук

- хлопни, когда услышишь в слове заданный звук

- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

- кто больше назовет слов на звук (а)?

- что может рассказать о себе звук а?

(и так со всеми звуками)

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

- какой звук я произнесла?

- как ты определил, что это звук (а)?

-да, ты его услышал. А это буква А, которая обозначает произносимый мною звук. На что похожа буква А?

- давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

- сколько и каких палочек нужно для буквы А?

- одинаковой длины или разной?

найди и покажи эту букву среди других букв

- зачеркни все буквы (а).

(и так со всеми буквами)

  1. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначать полоской, разделив ее на три части. Гласный звук можно обозначать красным квадратиком.

- произнеси слово автобус.

- какой первый звук в этом слове?

- какой это звук?

- обозначим его красным квадратиком, куда мы положим квадратик в нашем слове?

  1. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

- послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки (п) — (пь)

- как произносим первый звук? Твердо

- а как второй? Мягко. Можно послушать как произносятся звуки в словах пушинка — перышко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, они произносятся твердо. Мягкие звуки мы произносим мягко и обозначаем их синим квадратиком. Назови слова, которые начинаются на твердый звук (п), на мягкий звук (пь).

  1. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

- послушай звуки, закрыв ушки ладошками (п) — (б), (т) — (д).

- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего

- он согласный твердый, а еще глухой

- когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?

- Правильно, как будто звенит колокольчик. Этот звук согласный, твердый, а еще звонкий.

     Когда ребенок научиться слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

  1. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

- легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: «м-е-н-я з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита» . Поэтому, когда мы читаем звуки у нас не рассыпаются.

     Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог надо объяснять так: «Произнеси первый звук, и потянув его, произнеси сразу второй. - АП».

     При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произнеси второй — ПА»

  1. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками (а, о, у, э, ы,)они, кроме (ч), (щ) — твердые.

     Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

     Запомните:

  • Звуки (ш, ж, ц) — всегда твердые
  • Звуки (ч, щ) — всегда мягкие
  • Звук (й) — сошласный мягкий)

 9. Все гласные второго ряда (е, е, ю, я) произносите кратко не растягивая.

Поиграйте в игру «волшебные звуки» - покажите как с помощью гласных звуков согласные из твердых превращаются в мягкие, и наоборот.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.

 

   

Литература.

  1. А.Ф.Ануфриева,  Как преодолеть трудности в обучении детей, Москва, 1999 год
  2. Г.Глинка, Буду говорить, читать, писать правильно, Санкт-Петербург, 1999 год
  3. Л.Н.Власенко, Учимся читать, Ярославль, 1997 год
  4. И.Л.Калинина, Учим детей читать и писать, Москва, 1998 год
  5. О.В.Узорова, Практическое пособие для обучения детей чтению, Москва, 1998 год

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка читать

В данной статье даны рекомендации взрослому по обучению детей чтению. Можно использовать как папку-передвижку в детских садах, в аудиториях доп.образования и в классах начальной школы....

Как научить ребёнка читать

Рекомендации для родителей, гувернёров, педагогов "Как научить ребёнка читать"...

Консультация - памятка для родителей "Как научить ребёнка читать"

 Вашему ребёнку исполнилось пять лет и вы хотите научить его читать? С чего начать?    Данная консультация разработана для родителей, и является практическим материалом при обуче...

Как научить ребёнка читать?

Для тех, кто решил обучать своего ребёнка чтению самостоятельно и хочет сделать это методически правильно....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ"...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка читать"

Советы и рекомендации родителям по обучению детей чтению....