"Ай да мы!"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno-rechevomu_razvitiyu.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Название занятия: «Ай да мы!»
Место проведения: групповая комната;
Время проведения: 9.00;
Длительность занятия: до 30 минут.
- Расширять представления дошкольников о буквах и звуках (согласные звуки по твердости-мягкости);
- Совершенствовать умения производить звуковой и слоговой анализ слов,;
- Закреплять знания терминов «Звук», «Слог», «Слово»;
- Развивать интерес к чтению;
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, грамматическую правильность речи;
- Воспитывать культуру общения, поведения и культуру деятельности, интерес к знаниям.
- Приоритетная образовательная область – «Речевое развитие».
- По задачам психолого-педагогической работы: «Социализация».
- По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
- Игровая;
- Познавательная;
- Восприятие художественной литературы;
- Здоровье
- Конверты с заданиями, пустой конверт с обратным адресом;
- Домики гласных и согласных звуков, разрезная азбука;
- Фланелеграф, плоскостные изображения паровоза и вагончиков с 1 – 4 окошками;
- Текст сказки: Г Юдина «Мыша - водолаз»;
- Схемы звукового анализа слов (по количеству детей), предметные картинки;
- Магнитно-маркерная доска, маркеры;
- Простые карандаши;
- Буквы М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.
Воспитатель: Дети, мы с вами не раз участвовали в конкурсах (в детском саду, в городе). Получали дипломы победителей, грамоты, сертификаты. И вот через сеть Интернет я узнала о Всероссийском конкурсе для дошкольников. Называется он «Ай да мы!». Конкурс – для будущих первоклассников.
Будем участвовать?
Воспитатель и дети обсуждают возможность участия в конкурсе.
Воспитатель: У нас уже и задания есть. Вот они (показывает большой конверт).
Правила конкурса таковы: Мы поочередно выполняем предложенные задания, после занятия помещаем в другой конверт и отправляем его указанному адресу.
Воспитатель: (Открывает конверт, достаёт из него лист с заданием, подходит с детьми к столу)
Первое задание, которое нам надо выполнить – «расселить жильцов».
Перед нами 2 домика и набор букв - жильцов. Как считаете, дети, какие буквы следует поселить в этом домике? (показывает домик с красной крышей) Почему? А как бы сделала Лиза? Почему? Какие буквы могут поселиться в этом домике? (показывает домик с синей крышей) Почему? Дима, у тебя какая буква
Воспитатель: (Достаёт следующее конкурсное задание, проходит к фланелеграфу)
Дети, возьмите по одной картинке, определите, сколько частей в слове- названии животного, изображённого на картинке, обозначьте количество частей цифрой в белом квадратике на картинке. Эти животные – пассажиры вот этого весёлого поезда. Помогите пассажирам найти свой вагончик. Количество частей в слове-названии и количество окошек в вагончике должно совпадать. Алёша, кто изображён у тебя на картинке? В каком вагоне он поедет? Почему? Сколько частей в слове «лев»? Катя, в какой вагон ты поместила бегемота? Почему в этот вагон? Сколько окошек в этом вагоне? Сколько частей в слове бегемот? Назови первую часть слова, вторую. Дети, как вы считаете, Катя правильно выполнила задание? У кого есть другие варианты? Как думает Лена? Дети, как думаете, черепаха в своём вагоне находится? Почему? Кто помогал найти свой вагон черепахе? Как ты определил (а) вагон? Произнеси слово черепаха по частям. Сколько гласных звуков в это слове? Назови их.
А сейчас посмотрите на этот весёлый паровозик и скажите, можно ли его отправлять. Все ли «пассажиры» находятся на своих местах?
Как вы считаете, это конкурсное задание мы выполнили?
Воспитатель: (Достаёт следующее конкурсное задание.)
Внимательно прослушайте сказку «Мыша-водолаз» писателя Г. Юдина,
запомните все-все слова со звуками В и Вь. А как только я прочитаю всё – вы назовёте эти слова.
Вова, какие ты слова запомнил из текста? А Маша?...
В случае затруднений детей использую наводящие вопросы по тексту.
Названые детьми слова воспитатель подчеркивает в тексте выделителем.
Воспитатель: (достаёт следующее задание – предлагает детям по карточке размером А5 с изображением предметных картинок и схем с заданным положением звука в слове.) А это задание нам удобнее выполнить за партами. Не забывайте о сохранении правильной осанки. Кто стоит за партами, встаньте на обе ноги, расправьте спинки; а тем, кто сидит – сяду прямо, не согнусь,
ноги в пол упри скорей,
спинку к стульчику приклей.
Воспитатель читает: «Определи, где находится заданный звук в названиях картинок»: в начале слова, в середине или конце?
Раздаю из конверта детям. Вслучае затруднений детей использую метод по аналогии
Воспитатель: Дима, почему дорожку от лисы провел к этой схеме? Где находится звук Л в слове? Точно в середине? Он гласный или согласный, твёрдый или мягкий?... Будьте внимательнее.
Дети, поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, но не спешите исправлять! Еще раз убедитесь, что это верно.
Открываю следующий конверт.
Конверт 5 (в нем 4 пустых конвета. На каждом из них – схема звукового анализа слов и карточка – картинка А4( индивидуально каждому)).
Воспитатель: «Соотнеси картинку со схемой» (работа за партами с использованием магнитно-маркерной доски)
Схемы размещаю на доске.
И говорю – определи, какая схема подходит к названию предмета на твоей карточке.
В случае затруднений детей использую метод проб и ошибок.
Кто определил? – иди Полина к доске. Под какой схемой разместишь свою карточку, почему?...
Воспитатель: Все справились хорошо.
Убираю всё по конвертам.
Работа с сенсорно-координаторным тренажем (по углам)
Дети, а сейчас я прошу вас пройти на середину нашего коврика, чтобы немного отдохнуть – поработать с сенсорно-координаторным тренажем, что по углам нашей комнаты.
Встали прямо, распрямили спины, ноги помним – будто приклеились к коврику, делаем лёгкий поворот головы в нужную сторону.
1 – умывается,
2 – чистит зубы,
3 – спит,
4 – бежит.
4, 3, 2, 1; 1, 3, 2, 4; 2, 4, 1, 3
Открываю следующий конверт.
Конверт 6 «Составь слово» Работа у монитора
И это же задание у воспитателя на листе
Воспитатель (читает задание):По первым звукам в предложенных на мониторе картинках составь новое слово.
В случае затруднений детей использую приём рассуждения.
Убираю в конверт выполненное задание.
Открываю следующий конверт.
Конверт 7 «Цепочка слов» (на листах А4 на доске ).
Воспитатель: Дети, а сейчас поработаем у доски.
Размещаю «Цепочку слов» на доске.
Воспитатель: Найдите все слова в цепочки.
В случае затруднений детей использую метод мозгового штурма.
Воспитатель:Сережа назвал, Ирину послушаем. Ты, Вика, прочитай, какое слово нашла. Смотрим на цепочку – нет ли еще слов.
Названые детьми слова обвожу маркером.
Убираю задание в конверт.
И последний конверт. Открываю.
Конверт 8 «Собери слово» Магнитные буквы м,о,л,о,д,ц,ы
Воспитатель: Что же в этом конверте нам прислали?
Достаю буквы и хаотично размещаю на доске. Удивляюсь – одни буквы. А что мы можем сделать с буквами? (назвать, определить гласный или согласный звук обозначает, собрать из букв слово и прочитать)
В случае затруднений детей активизирую мыслительную деятельность детей.
Собрали слово и прочитали: « молодцы».
Воспитатель: Молодцы дети. Теперь нам остаётся ответы наши отправить по указанному адресу.