«Учим буквы весело!»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Нетрадиционные приемы запоминания букв детьми
с нарушениями зрения и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_bukvy_veselo.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учим буквы весело!»
В нашем замечательном детском саду под названием «Родничок» в городе Люберцы, есть группа для детей с нарушением зрения и речи.
Я много лет работаю в этой группе учителем-логопедом, занимаюсь развитием речи детей и готовлю их к школе, обучая основам грамоты.
Из года в год, я вижу, какие проблемы возникают у моих ребят при знакомстве с буквами. Детям трудно запомнить их графический образ , особенно если это маленькие печатные буквы. Буквы путают между собой, пишут в зеркальном отражении, некоторые элементы букв направляют в другую сторону или вообще не дописывают. Причинами этих ошибок являются нарушение зрительного восприятия, несформированность оптико-пространственных функций, недостаточно развитая зрительная память.
Я понимаю свою ответственность в этом периоде обучения, пока ребята не пошли в школу, ведь если я им сейчас не помогу, эти ошибки могут преследовать их не один год учебы в начальной школе.
Чтобы помочь ребятам запомнить буквы я использую разные методы и технологии обучения грамоте. Опираюсь на опыт знаменитых педагогов, а так же использую свои наработки. Помимо игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, я использую для запоминания образа букв технологию кинестетических ощущений, технологию развития общей и мелкой моторики; моделирование букв из любого подручного материала, сказкотерапию. А также подключаю мнемотехнику, которую я назвала «букво-запоминалки», т.е. использую совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание образа букв путем образования ассоциативных связей.
Итак, вот то, что мы делаем с ребятами при знакомстве с новой буквой:
- Обязательно придумываем яркий и запоминающийся образ буквы (используем ассоциации, действия, рисунки и т.д.).
- Фиксируем придуманный образ буквы (Фотографируем).
- Воспроизводим образ новой буквы по памяти (описываем, рисуем или изображаем букву, фиксируя внимание на отдельные элементы, придумывая этим элементам веселые названия: ручки, ножки, животик, хвостик, закорючка…)
- Рисуем портреты детей в виде букв.
- Выкладываем буквы из всего, что можем для этого использовать (крупа, нитки, проволоки, пуговицы, ракушки, мозаику, пластилина и т.д.)
- Пишем буквы рукой в воздухе или альбоме, ногой чертим на полу.
- Сочиняем сказки и рассказы о буквах.
- Изображаем букву с помощью положения тела с использованием и без использования различных предметов-помощников.
- Восстанавливаем буквы, которые «потеряли» свои элементы.
- В заключении, на этапе знакомства с образом буквы, находим ее среди других в магнитной азбуке, в текстах детских книг. Придумываем сказки о потерянных буквах в стране Азбуки.
Для создания запоминающегося образа, который останется в памяти наших дошколят надолго, использую свой мнемотехнический прием: «буквозапоминалки».
Выбираю двух детей, имена которых начинаются на одну букву (не путать со звуком). Это могут быть Аня и Алена, Маша и Миша, Катя и Кирилл и т.д.
Например, знакомимся с буквой «П». Я предлагаю двум Полинам изобразить букву положением тела. А остальным ребятам предлагаю их сфотографировать «понарошку». Дети представляют, что они нажимают на затвор фотоаппарата «Вжик» и фото готово. А теперь мы это фото отправляем в компьютер, то есть в нашу голову! И когда мы закроем глаза, мы это фото увидим. Для лучшего запоминания ребята отвечают на вопросы: Кто изображает букву? Как они стоят? Что на них одето?
Далее, мы «распечатываем фото», то есть рисуем портреты детей в виде буквы.
Если нет, имен в группе на изучаемую букву – это не проблема. Любой желающий, может превратиться в букву и устроить «фотосессию».
Буквы А, Н, Ф.
Аня и Алена сели рядом, склонились друг к другу и обнялись.
Нина и Неля обвязались одним поясом
Это физкультурник Федор Федорович. Покажите, как он любит стоять.
.
Буквы Ж Ю О И Г
Таким способом мы знакомимся с разными буквами и по-разному их изображаем.
Очень хорошо запоминаются «Буквенные превращения», маленькие сказки или рассказы, которые мы придумываем вместе с ребятами. Очень хорошо их сопровождать звуками музыки или жестом волшебной палочки. Такой образ будет особенно запоминающимся.
«Буквенное превращение»
Один раз решила Олечка угостить Соню любимой сушкой с маком. Она их любит, потому что сушка – похожа на Олину любимую букву – «О». Соня, поблагодарив подругу, откусила часть сушки и она превратилась в Сонину букву «С». Вот Соня обрадывалась!
Слайд 17
Буквы Ш, Е, Ё
Педагог показывает швабру с щеткой, после предлагает подмести пол.
-Что это? Швабра. Какой звук в начале слова?
Какой звук вы слышите, когда метете: Ш-Ш-Ш
Давайте нарисуем и вырежем из бумаги букву Ш.
При изучении буквы Е нужно перевернуть букву Ш.
С какого звука начинается слово Ель? Предлагаем ребятам раскрасить эту букву в зеленый цвет.
А ёлка? Новогоднюю ёлку украсим цветными шарами, получив букву Ё.
Слайд 18
Для лучшего запоминания расположения элементов букв, мы придумали такую сказку.
В стране Азбуки жили дружно буквы «Р, Б, В, Ы Ъ, Ь» и между собой никогда не ссорились.
Все они были полные с животиками, и очень-очень важные! Они
считали, что делают всегда всё правильно, всегда абсолютно во всем правы. По этой причине они свои животики всегда поворачивали в правую сторону.
Жила в этой стране еще одна буква, которая совершенно не хотела быть похожей на других. Она считала себя важнее всех. И чтобы показать свое отличие от других - повернулась влево! Да ещё и ножку в ту же сторону вытянула. Эта буква так себя везде и демонстрировала – Я! Я! С тех пор эта буква так и называется – «Я».
Слайд 19
Буквы Ц И Щ
В одном буквенном городе жили две буквы Ц и Щ. Буква Ц была очень тощая, а буква Щ толстая. Буква Ц была злая и сильно ЦЦЦарапалась, так как у нее был острый хвостик, а буква Щ была очень добрая, и хвостик у нее был пышный и пушистый, и он ЩЩЩекотал всех вокруг.
Буквы делаем из картона, у буквы Ц делаем острый хвост, а у буквы Щ хвостик из ваты или кусочка меха.
Буквы Б и В
Буквы Б и В были очень близкими подружками, и одевались всегда одинаково, всегда ходили вместе на прогулку и никогда не расставались. Одна была проблема, их путали при встрече, потому что они были очень похожи. Тогда решили Б и В одеться в разную одежду. Б себе сшила платье из Белой Бумаги, а В себе сделала себе костюм из мягкой и теплой Ваты. С тех пор их все стали различать.
Педагог с детьми делает букву Б из белой бумаги, а букву В из ваты.
Маленькие печатные буквы
Есть некоторые маленькие печатные буквы, которые не пишутся, как заглавные, это а, е, ё. Здесь нам в помощь «придут» пластилиновые фокусы. Ребятам говорим, что сейчас нас ждет волшебное буквопревращение
Лепим из пластилина зеленого цвета букву «о». Потом надрезаем ее, и поворачиваем часть буквы, так, чтоб получилась буква «е». Надсекаем концы, как у веток ели.
Для буквы ё - лепим новогодние шары.
Букву «а» дети тоже не всегда запоминают. Поэтому им рассказываю историю про змейку и показываю серию картинок.
Маленькая змейка была очень голодной, и долго ползала в поисках пищи. Наконец, она нашла яйцо и заглотила его целиком, яйцо было слишком большое для нее, поэтому у нее заболел «животик». Она изогнулась, и стала похожа на букву «а».
Для закрепления образа буквы в памяти ребят:
- Выкладываем буквы из разных предметов: палочек, ниток, бусин, мозаики, ракушек, крышечек, пуговиц, крупы и т.д.
- Находим буквы в текстах детских книг, в магнитной азбуке и т.д.
- Восстанавливаем недостающие элементы букв.
Таким образом – знакомство с буквами можно превратить в игру или сказку.
Все методы и приёмы, которые я перечислила:
- позволяют разумно сочетать различные средства, как традиционные, так и авторские;
- являются хорошим стимулом к учебной деятельности, повышают
интерес детей к новому материалу;
- развивают тактильные ощущения, общую и мелкую моторику; зрительное восприятие и зрительную память.
- повышают качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность педагога.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим буквы весело
Консультация для родителей по подготовке к обучению чтению...
"Учим буквы весело"
Практикум для родителей (практический материал к родительскому собранию)...
"Учим буквы весело"
Консультация для родителей...
Буклет для родителей "Учим буквы весело"
Игры с буквами. Как заучивать буквы: алфавитное название букв или соответственно обозначаемому звуку?...
Консультация для родителей "Учим буквы весело" полезные игры для детей
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребёнку. Но не для всех детей такой метод работает. Существ...
УЧИМ БУКВЫ ВЕСЕЛО
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребёнку. Но не для всех детей такой метод работает....
Методическая разработка «Учим буквы весело!» Развивающие игры для нескучных детей.
Учить буквы с детьми легче с помощью красочных запоминающихся образов. В методической разработке представлены игры для дошкольников, которые помогут превратить процесс изучения букв в увлекательное за...