«Учим буквы весело!»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кокорева Анна Витальевна


Нетрадиционные приемы запоминания букв детьми

 с нарушениями зрения и речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_bukvy_veselo.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:


«Учим буквы весело!»

В нашем замечательном детском саду под названием «Родничок» в городе Люберцы, есть группа для детей с нарушением зрения и речи.

Я много лет работаю в этой группе учителем-логопедом, занимаюсь развитием речи детей и готовлю их к школе, обучая основам грамоты.

Из года в год, я вижу,  какие проблемы возникают у моих ребят при знакомстве с буквами. Детям  трудно запомнить их графический образ , особенно если это маленькие печатные буквы.  Буквы путают между собой, пишут в зеркальном отражении, некоторые элементы букв направляют в другую сторону или вообще не дописывают. Причинами этих ошибок являются нарушение зрительного восприятия, несформированность оптико-пространственных функций,  недостаточно развитая зрительная память.

Я понимаю свою ответственность в этом периоде обучения, пока ребята не пошли в школу, ведь если я им сейчас не помогу, эти ошибки могут преследовать их не один год учебы в начальной школе.

     Чтобы помочь ребятам запомнить буквы я использую разные методы и технологии обучения грамоте. Опираюсь на опыт знаменитых педагогов, а так же использую свои наработки.  Помимо  игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, я использую для запоминания образа букв технологию кинестетических ощущений, технологию развития общей и мелкой моторики; моделирование букв из любого подручного материала, сказкотерапию. А также подключаю мнемотехнику, которую я назвала «букво-запоминалки», т.е. использую совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание образа букв путем образования ассоциативных связей.

Итак, вот то,  что мы делаем с ребятами при знакомстве с новой буквой:

  • Обязательно придумываем  яркий и запоминающийся  образ буквы (используем ассоциации, действия, рисунки и т.д.).
  • Фиксируем придуманный образ буквы (Фотографируем).  
  • Воспроизводим образ новой буквы  по памяти (описываем, рисуем или изображаем букву, фиксируя внимание  на отдельные элементы, придумывая этим элементам веселые названия: ручки, ножки, животик, хвостик, закорючка…)
  • Рисуем портреты детей  в виде букв.
  • Выкладываем буквы из всего, что можем для этого использовать (крупа, нитки, проволоки, пуговицы, ракушки, мозаику, пластилина и т.д.)
  •  Пишем буквы рукой в  воздухе или альбоме,  ногой чертим  на полу.
  • Сочиняем сказки и рассказы о буквах.
  • Изображаем букву с помощью положения тела с использованием и без использования различных предметов-помощников.

  • Восстанавливаем буквы, которые «потеряли» свои элементы.
  • В заключении,  на этапе знакомства с образом буквы, находим ее среди других в магнитной азбуке, в текстах детских книг. Придумываем сказки о потерянных буквах в стране Азбуки.

Для создания запоминающегося образа, который останется в памяти наших дошколят надолго, использую свой  мнемотехнический прием: «буквозапоминалки».

 Выбираю двух детей, имена которых начинаются на одну букву (не путать со звуком). Это могут быть Аня и Алена, Маша и Миша, Катя и Кирилл  и т.д.

Например, знакомимся с буквой «П».  Я предлагаю двум Полинам изобразить букву положением тела. А остальным ребятам предлагаю их сфотографировать «понарошку». Дети представляют, что они нажимают на затвор фотоаппарата «Вжик» и фото готово. А теперь мы это фото отправляем в компьютер, то есть в нашу голову! И когда мы закроем глаза, мы это фото увидим. Для лучшего запоминания ребята отвечают на вопросы: Кто изображает букву? Как они стоят? Что на них одето?

 

          Далее, мы «распечатываем фото», то есть рисуем портреты детей в виде буквы.

Если нет, имен в группе на изучаемую букву – это не проблема. Любой желающий, может превратиться в букву и устроить «фотосессию».



Буквы А, Н, Ф.

      Аня и Алена сели рядом,  склонились друг к другу  и обнялись.

 Нина и Неля обвязались одним поясом

Это физкультурник Федор Федорович. Покажите, как он любит стоять.

Буквы Ж Ю О И Г
Таким способом мы знакомимся с  разными  буквами и по-разному их изображаем.

 Очень  хорошо запоминаются  «Буквенные  превращения»,  маленькие сказки или рассказы, которые мы придумываем вместе с ребятами. Очень хорошо их сопровождать звуками музыки или жестом волшебной палочки. Такой образ будет особенно запоминающимся.

«Буквенное превращение»

Один раз решила Олечка  угостить  Соню любимой сушкой с маком. Она их любит, потому что сушка – похожа на Олину любимую букву – «О». Соня,  поблагодарив подругу, откусила часть сушки и она превратилась в Сонину  букву «С». Вот Соня обрадывалась!


Слайд 17

Буквы  Ш, Е, Ё

Педагог показывает швабру с щеткой,  после предлагает подмести  пол.

-Что это?  Швабра. Какой звук в начале слова?

Какой звук вы слышите, когда метете: Ш-Ш-Ш

Давайте нарисуем и вырежем из бумаги букву Ш.

При изучении буквы  Е  нужно перевернуть букву Ш.

 С какого звука начинается слово Ель? Предлагаем ребятам раскрасить эту букву в зеленый цвет.

 А ёлка?  Новогоднюю ёлку украсим цветными шарами, получив букву Ё.


Слайд 18

Для лучшего запоминания расположения элементов букв,  мы придумали такую сказку.

 В стране Азбуки жили дружно буквы «Р,  Б, В, Ы Ъ, Ь» и между собой никогда не ссорились.

Все они были полные с  животиками, и очень-очень важные! Они

считали, что делают всегда всё  правильно, всегда абсолютно во всем правы.  По этой причине они свои животики  всегда поворачивали в правую сторону.

Жила в этой стране еще  одна буква, которая совершенно  не хотела быть  похожей на других.  Она считала себя важнее всех. И чтобы показать свое отличие  от других - повернулась  влево! Да ещё и ножку в ту же сторону вытянула. Эта буква так себя везде и демонстрировала  – Я! Я!  С тех пор эта буква так и называется – «Я».

Слайд 19

Буквы Ц И Щ

В одном буквенном городе жили две буквы Ц и Щ. Буква Ц была очень тощая, а буква Щ толстая. Буква Ц была злая и сильно ЦЦЦарапалась, так как у нее был острый хвостик, а буква Щ была очень добрая, и хвостик у нее был пышный и пушистый, и он ЩЩЩекотал всех вокруг.

 

Буквы делаем  из картона, у буквы Ц делаем острый хвост, а у буквы Щ хвостик из ваты или кусочка меха.

Буквы Б и В

Буквы  Б и В были очень близкими подружками, и одевались всегда одинаково, всегда ходили вместе на прогулку и никогда не расставались. Одна была проблема, их путали при встрече, потому что они были очень похожи. Тогда решили Б и В одеться в разную одежду.  Б себе сшила платье из Белой  Бумаги, а В себе сделала  себе костюм из мягкой и теплой Ваты. С тех пор их все стали различать.

         

Педагог с детьми делает букву Б из белой бумаги, а букву В из ваты.  

                

   

Маленькие печатные буквы


Есть некоторые маленькие печатные буквы, которые не пишутся, как заглавные, это а, е, ё.    Здесь нам в помощь «придут»  пластилиновые фокусы.  Ребятам говорим, что сейчас нас ждет волшебное  буквопревращение

Лепим  из пластилина зеленого цвета  букву «о».   Потом надрезаем ее, и поворачиваем часть буквы, так, чтоб получилась буква «е».   Надсекаем концы, как  у веток ели.  

      Для буквы ё  - лепим новогодние шары.

Букву «а»  дети тоже не всегда запоминают. Поэтому  им рассказываю историю про змейку и показываю серию картинок.

Маленькая змейка была очень голодной, и долго ползала в поисках пищи. Наконец, она нашла яйцо и заглотила его целиком, яйцо было слишком большое для нее, поэтому у нее заболел «животик». Она изогнулась, и стала похожа на букву «а».


Для закрепления образа буквы  в памяти ребят:

  • Выкладываем буквы из разных предметов: палочек, ниток, бусин, мозаики, ракушек, крышечек, пуговиц, крупы и т.д.
  • Находим   буквы в текстах  детских книг, в магнитной азбуке и т.д.
  • Восстанавливаем недостающие элементы  букв.


Таким образом –  знакомство с буквами можно превратить в игру или сказку.

Все  методы и приёмы, которые я перечислила:

  •  позволяют разумно сочетать различные  средства,  как традиционные, так и авторские;
  • являются хорошим стимулом  к учебной деятельности, повышают

интерес детей к новому материалу;

  • развивают тактильные ощущения, общую и мелкую моторику; зрительное восприятие и зрительную память.
  •  повышают качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность педагога.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим буквы весело

Консультация для родителей  по подготовке к обучению чтению...

"Учим буквы весело"

Практикум для родителей (практический материал к родительскому собранию)...

"Учим буквы весело"

Консультация для родителей...

Буклет для родителей "Учим буквы весело"

Игры с буквами. Как заучивать буквы: алфавитное название букв или соответственно обозначаемому звуку?...

Консультация для родителей "Учим буквы весело" полезные игры для детей

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребёнку. Но не для всех детей такой метод работает. Существ...

УЧИМ БУКВЫ ВЕСЕЛО

Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребёнку. Но не для всех детей такой метод работает....

Методическая разработка «Учим буквы весело!» Развивающие игры для нескучных детей.

Учить буквы с детьми легче с помощью красочных запоминающихся образов. В методической разработке представлены игры для дошкольников, которые помогут превратить процесс изучения букв в увлекательное за...