ООД "Слово"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Малютина Лариса Васильевна

ООД по обучению граммоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_slovo.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 « Журавушка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

Непосредственно-образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

«Слово»

Подготовительная группа

  Подготовила:  Малютина Лариса Васильевна

                                                                  воспитатель

Конспект ООД в подготовительной группе «Слово»


Описание материала: Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет) ;название «Слово».

 Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте

Демонстрационный материал: магнитная доска, два мольберта, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, логопедические карточки с заданиями, карточки буквы и цифры, картинки с животными лиса, волк, мышка.

Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1. Коммуникация:
- обогащение словарного запаса через художественное слово
- развитие грамматического строя речи
- обогащение предметного и глагольного словаря признаков
- закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)
- умение различать на слух твердые и мягкие согласные

2. Здоровьесбережение:
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие мышления и невербального общения (мимика)

3. Социализация:
- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками 
- формирование навыков самоконтроля и самооценки

Ход НОД

Воспитатель. Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые! Я рада, что мы сегодня здесь собрались. Вы стали совсем большими, многому научились, пришла пора поделиться своими знаниями. Мы с вами поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга. 
Сегодня к нам на занятие пришли гости.
- Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц(варианты ответов: добрые, спокойные, улыбающиеся, светлые, открытые, внимательные).Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),
-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),
-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),
-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),
-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),
-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),
-Доброе утро, родная земля!


Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Послушайте мою загадку

Загадка:
Оно может быть ласковым, может быть грубым,
Оно может быть тихим, может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

Воспитатель.
-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?
-Какое сейчас время года? (зима).
-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (холодная, морозная, снежная, скрипучая, серебристая). 
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).
-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «снег»(, падает, кружится, идет, блестит, искрится, скрипит, сверкает).
-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( из звуков).
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Воспитатель.
Слушайте дальше сказочную историю.
В одном же городе  живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.
Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.
Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.
Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.
Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.
Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.
Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.
Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.
- Давайте поможем гномам разобрать картинки.
Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).
Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

Воспитатель. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.
Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

Физкультурная пауза «Дружно за руки берись». 
Дружно за руки берись (встают в хоровод),
Друг за другом повернись.
Будем веселиться, прыгать и кружиться.
Много радостных людей
Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).
1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .
Хмуриться не будем (хмурое лицо),
Про печаль забудем (печальное лицо),
Станем улыбаться (улыбка),
Весело смеяться (заборчик),
Улетели все печали, 
Лица радостными стали (ходят по кругу).

Воспитатель:  А Чтоб закрепить свои знания и поделиться с другими, предлагаю задание «Убери лишнее». ( Детям предлагаются карточки с буквами, они объясняют что лишнее и почему)

Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 
Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)
- Язык без костей;
- Язык до Киева доведет;
- На языке мед, а под языком лед;
- Языком мели, а рукам воли не давай;
- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;
- Не спеши языком, торопись делом;

Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений);
- Из чего состоит предложение? (из слов);
- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.
Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?» 
(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем. В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребя