РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Для формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического характера, планировать совместную деятельность родителей и всех структур ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_raboty_po_razvitiyu_navykov_dialogicheskogo_obshcheniya_u_detey_6_goda_3.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
. РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА
Для формированию навыков диалогической речи, целесообразно включать в работу игры-инсценировки, игры-драматизации, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, занятия этического характера, планировать совместную деятельность родителей и всех структур ДОУ.
Для повышения уровня формирования навыков диалогического общения предложена педагогическая модель взаимодействия воспитателя, специалистов, родителей, которая помогла бы скоординировать действия всех структур ДОУ и семьи (рис.2).
Специалисты
Ребёнок
Воспитатели Родители
Рис.2. Модель взаимодействия структур ДОУ и семьи.
Таким образом, данная педагогическая модель взаимодействия координирует работу всех структур ДОУ и семьи (рис.2).
Ведущей формой работы с детьми являются занятия этического характера. Для обучения детей умениям диалогического общения предлагается цикл из 9
занятий, которые проводятся во второй половине дня (см. приложение 1). Каждое занятие ставит своей целью обучить :
- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
- умению устанавливать контакты с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
- умению понимать и выражать своё настроение при помощи слов;
- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);
- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
- умению внимательно выслушивать собеседника.
Взаимосвязь с родителями осуществляется через различные формы работы: консультации; встречи в родительской гостиной, где родители обмениваются опытом; наглядная пропаганда и т.д.(см. приложение 3).
Разработан и апробирован план взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ, который включает тематику лексических бесед. В основе
предметной модели лежит тематический принцип её построения. Последовательность предлагаемых этических тем определена программой и
постепенным их усложнением. При подборе тем учитывается принцип последовательности; сознательности(см.табл.2).
Таблица 2
Перспективно-тематический план этических бесед
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | Знакомство с Феей-Здравствуйте | Познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чём говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики. |
Октябрь | Волшебное слово | Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент)и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении. |
Ноябрь | Прощание с гостем | Познакомиться с различными формами прощания; показать, как соединены добрые чувства и слова, которые необходимо произносить при расставании. |
Декабрь | Учимся благодарить | Обучить детей уместному использованию слов благодарности. |
Январь | Как нужно вести себя в разговоре | Познакомить детей с правилами поведения в общении с окружающими (чётко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнёру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника. |
Февраль | Королевство Слов | Обучить детей говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое дыхание; изменять темп речи в зависимости от ситуации; чисто и ясно произносить слова (совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно. |
Март | Учимся слушать друг друга | Обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательнее к партнёру, не перебивать его. |
Апрель | Связующая нить | Научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение к взрослым (сопереживание). |
Май | Страна Вежливости | Закрепить в речи детей употребление этикетных формул (приветствия, прощания, благодарности); совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (мимику, жесты, пантомимику); воспитать дружеские отношения в группе детей. |
В течение месяца проводится углубленная работа над одной темой, которая разработана по принципу сценария и носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что облегчает взаимопонимание между людьми.
Таким образом, развитые коммуникативные умения предполагают
способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Обучая ребёнка культуре речевого общения, мы благотворно повлияем также на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможем ему свободно и без страха войти в мир общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Данный материал может быть интересен для музыкальных руководителей ,работающих с детьми с ОВЗ и интелектуальной недостаточностью.Здесь представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с...
"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."
Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...
Методическая разработка по формированию навыков диалогического общения у детей младшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи....
Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....
Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.
статья о необходимости развития диалогической речи у дошкольников...
Консультация для педагогов ДОУ. "Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с ОВЗ."
Консультация для педагогов ДОУ,работающих в группе для детей с легкой умственной отсталостью.Возраст детей от 5 до 7 лет. ...
Выявление уровня развития навыков диалогического общения
В материале предлагается методика определения уровня развития навыков диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста...