Программа "Буквария"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Авторская программа по обучению грамоте " Буквария"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа по обучению грамоте "Буквария" | 59.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвиающего вида № 94»
.
Программа
«Буквария»
(обучение грамоте детей 6-7 лет)
Воспитатель детского сада:
Маркова Ирина Павловна
Республика Татарстан
Нижнекамск
Пояснительная записка
Для детей дошкольников 6-7 лет – это самый благоприятный возраст для развития восприятия, памяти, мышления. В этом возрасте ребенок физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Именно в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно начинать обучать чтению. И успешное овладение чтением обеспечивает возможность на более раннем сроке формировать различные учебные умения воспринимать окружающую речь, отвечать на вопросы сверстников и взрослых, уметь понимать и пересказывать прочитанное.
Программа составлена в социально-педагогическом направлении. Обучение проводится в игре, в обстановке увлекательного дела. Интерес ребенка к занятию чтением, поддерживается через разнообразные речевые игры и пособия, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Одно из главных мест в обучении детей отведено работе со звуками, так как необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.
Программа предполагает использование на занятиях разнообразные игры и упражнения с многофункциональным характером: знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, логические задачи, рифмованные зачины и упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала.Дидактический материал, используемый на занятиях прост, понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции.
Программный материал разработан на основе системности и изучается в определенной последовательности, а именно, плавно переходит от простого к сложному, от изучения звуковк овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова, составление простых и сложных предложений.
Психолого- педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей является немаловажным условием реализации программы.
Эта программа нацелена на творческое развитие личностных качеств ребенка, терпимое отношение к окружающим, и как конечный результат - умение читать.
Программное содержание:
Учить детей чтению.
Знакомить детей со схемами слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.
Учить работать с кассой букв.
Учить писать печатными буквами.
Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.
Учить детей слиянию слогов в слова.
Учить составлять предложения.
Упражнять в чтении и пересказе .
Развивать умение и навыки работы ребенка в коллективной учебной и
игровой деятельности
Расширять словарный запас детей.
Развивать связную речь, внимание и усидчивость детей.
Развивать личность детей, воспитывать характера.
Цель : закрепление умения проводить звукобуквенный анализ слова, умение делить слова на слоги, членить предложения на слова (определять количество слов), совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения. Подготовка детей к школе.
Задача программы:
Организовать работу в коллективе детей на уровне, приближенном к условиям школы, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и их личностных качеств.
Условия реализации программы:
Материальное обеспечение программы:
Занятия проводятся в просторной, светлой комнате, выделенная учебная зона с детскими столами, стульчиками, доской, стеллажом для наглядных и методических пособий.
Организационные условия:
Занятия начинаются с 1 октября. Обязательное условие 100 %посещаемость занятий детьми, с начала и до конца учебного года.
Наполняемость группы: 15-17 человек.
Могут обучаться все желающие дети, способные обучаться на групповых занятиях.
Программа реализуется по следующему расписанию:
- 2 учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час 20-30 минут).
В учебном году всего-64занятий (64 учебных часов).
Методическое обеспечение программы.
Касса букв, счетные палочки, цветные фишки (для звукового анализа слов), тетради.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
1.Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цель:
- Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.
- Различение по тембру голосов людей
- Знакомство с букварем.
2.Тема:Развитие слухового восприятия на речевых звуках.
Цель:
- Различение близких по звуковому составу слов.
- Развитие чувства ритма и рифма в стихотворной речи.
- Обучение работе с букварем.
3.Тема:Буква А
- Четкое произнесение и характеристика звука А, знакомство с буквой.Учить писать печатную букву А,а
- Выделение начального ударного и безударного гласного звука А.
- Развитие внимания и памяти.
- Знакомство с условном обозначением гласных (красный квадрат)
4.Тема:Буква Я,я
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука Я.
- Знакомство с буквой Я
- Познакомить с гласным его обозначением.
- Знакомство с условным обозначением мягкого согласного –зеленый квадрат.
5.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква Я,я.
Цель:
- Закрепить умение различать гласные и согласные.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Учить писать печатную букву Я,я
6.Тема:Буква О, о
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука О.
- Знакомство с буквой О.
- Учить звуковому анализу слов.
- Закрепить умение определять место звукаО (обозначаемого буквой О)в слове
- Учить писать печатную букву О,о.
7.Тема: Буква Е, е. Мягкие согласные.
Цель:
- Четкое произнесение звука Е, знакомство с буквой Е,е
- Продолжать учить звуковому анализу слов.
- Развивать фонематический слух.
- Мягкие согласные.
8.Тема: Буква У, у.
Цель:
- Четкое произнесение звука У, знакомство с буквой У,у.
- Развивать фонематический слух.
- Звуковой анализ слова.
НОЯБРЬ
9.Тема:Буква Ю, ю.
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука Ю, ю. Знакомство с буквой.
- Продолжать учить звуковому анализу слов.
- Повторить гласные и согласные звуки.
10.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква Ю, ю.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Продолжать учить работать со схемами.
- Учить писать печатную букву Ю,ю.
11.Тема:Буква Э,э.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Э.
- Знакомство с буквой Э,э.
- Учить писать печатную букву Э, э.
12.Тема:Буква Е, е.
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука Е.
- Знакомство с буквой Е, е.
- Сравнение с буквой Е, е.
- Звуковой анализ слова.
13.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Е, е.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Развивать фонематический слух.
- Повторить гласные и согласные звуки.
- Учить писать печатную букву Э , э.
14.Тема: Буква ы.
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звука ы.
- Знакомство с буквой ы.
- Сравнение с буквой ы.
- Звуковой анализ слова.
15.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква ы.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Развивать фонематический слух.
- Объяснить правила, что буква ы в начале слова не пишется.
- Продолжать учить работать с фишками.
- Учить писать печатную букву ы.
16.Тема: Повторение изученного материала.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить умение различать гласные и согласные.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить работать с фишками.
ДЕКАБРЬ
17.Тема:Буква И,и.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука И.
- Знакомство с буквой И, и.
18.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква И,и.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить работать со схемами.
19.Тема:Повторение изученного материала. Буква И, и.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Продолжать учить работать со схемами.
- Учить писать печатную букву Ю,ю.
- Учить вписывать соответствующие буквы.
20.Тема: Закрепление пройденный материал.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закреплять умения находить соответствующую модель к слову.
- Продолжать учить разгадывать кроссворды.
21.Тема:Закрепление.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Продолжать учить работать со схемами.
- Продолжать учить работать с фишками.
22.Тема:Повторение изученного материала.
«К нам пришли гости, Буквы».
Цель:
- Повторить звуковой анализ слов.
- Учить определять буквы, обозначающий этот звук после твердого согласного звука.
- Продолжать учить подбирать слова к моделям.
23.Тема: Буквы для гласных звуков.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить работать со схемами.
- Учить писать все буквы для гласных звуков.
24.Тема: Ударение.
Цель:
- Повторить звуковой анализ слов.
- Объяснить «ударный звук»
- Развивать фонематический слух.
ЯНВАРЬ
25.Тема: Ударный гласный звук.
Цель:
- Повторить звуковой анализ слов.
- Развивать фонематический слух.
- Учить определять ударный звук.
26.Тема: Придумай, слова к моделям.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить определять ударный звук.
27.Тема: Буква М, м.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Продолжать учить определить мягкий и твердый согласный (м).
- Развивать фонематический слух.
- Четкое произнесение и характеристика звука М.
- Знакомство с буквой М , м.
28.Тема: Закрепить пройденный материал (буква М, м)
Цель:
- Учить читать начало предложения, выбрав соответствующий рисунок.
- Продолжать учить определять ударный звук.
- Развивать фонематический слух.
- Звуковой анализ слова.
- Учить писать печатную букву М, м.
29.Тема: Буква Н, н.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Н.
- Знакомство с буквой Н, н.
- Продолжать учить ленты слогов.
30.Тема: Читаем слоги (закрепление).
Цель:
- Учить читать слоги и подбирать к ним соответствующие картинки.
- Продолжать учить подбирать модели к словам.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать умения чтения предложений.
- Учить самостоятельно находить и подчеркивать ударный звук.
31.Тема: Повторение пройденного материала. Буква Н.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить определять ударный звук.
- Учить писать печатную букву Н, н.
32.Тема:БукваР, р.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Р.
- Знакомство с буквой Р, р.
- Учить читать имена и соединять соответствующим рисунком.
- Закрепить умения придумывать слова к моделям.
ФЕВРАЛЬ
33.Тема: Буква Р, р.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить навыки соединение слог с рисунками.
- Учить писать печатную буквуР,р.
34.Тема: Закрепление пройденного материала(Буква Р, р).
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Продолжать учить работать со схемами, читать предложения.
- Продолжать учить работать с фишками.
- Учить самостоятельнозаписывать имена.
35.Тема: Буква Л, л.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Л.
- Знакомство с буквой Л, л.
- Развивать технику чтения слогов.
- Продолжать учить находить ударный звук.
36.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Л, л.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Закрепить умение определять место звука в слове.
- Развивать фонематический слух.
- Продолжать учить определять ударный звук.
- Учить писать печатную букву Л,л.
37.Тема: Читаем рассказ(закрепление).
Цель:
- Продолжать учить находить подходящее слово к рисункам.
- Развивать умения находить ударный гласный звук.
- Развивать фонематический слух.
38.Тема: Буква Й, й.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Й.
- Знакомство с буквой Й, й.
- Учить находить ударные и безударные гласные.
39.Тема: Закрепление. Буква Й, й.
Цель:
- Продолжать учить работать со схемами.
- Развивать умения находить ударный гласный звук.
- Развивать фонематический слух.
- Учить писать печатную букву Й, й.
40.Тема: Буква Г, г.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Г, г.
- Продолжать учить работать с лентой слогов.
- Учить соединять слоги ,чтоб получилось слово.
МАРТ
41.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Г.
Цель:
- Учить писать печатную букву Г, г.
- Учить читать предложения,находить иллюстрацию к нему.
- Закрепить умения выделять ударные звуки.
42.Тема: Буква К, к.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквойК, к.
- Развивать технику чтения слогов.
- Продолжать учить определять ударный звук.
43.Тема: Закрепление. Буква К, к
Цель:
- Развивать технику чтения слов.
- Учить ставить ударения в словах.
- Звуковой анализ слова.
44.Тема: Закрепление. Буква К, к.
Цель:
- Учить писать печатную букву К, к.
- Продолжать учить вписывать в схемы слов известные буквы.
- Закрепить умения придумывать слова к моделям.
45.Тема: Буква З, з.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Зз.
- Продолжать учить читать с ленты слоги.
- Учить ставить ударения в словах.
46.Тема:Пишем букву З, з.
Цель:
- Учить писать печатную буквуЗ, з.
- Закрепить умения правильно вписывать нужные буквы.
- Закреплять технику чтения.
47.Тема: Буква С, с.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой С,с.
- Чтение ленту слогов.
- Развивать фонематический слух.
48.Тема: Пишем букву С, с.
Цель:
- Учить писать печатную буквуС,с
- Закрепить умения правильно вписывать нужные буквы.
- Закреплять технику чтения.
АПРЕЛЬ
49.Тема: Буква Д, д
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Д ,д.
- Чтение ленту слогов, слов, предложений.
- Развивать фонематический слух.
50.Тема: Пишем букву Д, д.
Цель:
- Учить писать печатную букву. Д,д.
- Закрепить умения правильно вписывать нужные буквы.
- Закреплять технику чтения.
51.Тема: букваТ, т.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Т, т.
- Продолжать учить читать с ленты слоги, слова, предложения.
- Учить ставить ударения в словах.
52.Тема: Закрепление. БукваТ, т.
Цель:
- Учить писать печатную буквуТ,т.
- Учить ставить ударения в словах.
- Закреплять технику чтения.
53.Тема: Буква Б, б.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Б, б.
- Продолжать учить читать с ленты слоги, слова, предложения.
- Учить ставить ударения в словах.
- Учить писать печатную букву Б,б.
54.Тема: Буква П ,п.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой П,п.
- Продолжать учить читать слова и ставить ударение.
- Учить писать печатную буквуП, п.
55.Тема: БукваВ, в.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквойВ, в.
- Учить писать печатную буквуВ,в.
56. Тема: Буква Ф, ф.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Ф ,ф.
- Продолжать учить читать слова и ставить ударение.
- Учить писать печатную букву Ф, ф.
МАЙ.
57.Тема: Буква ь.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой ь.
- Учить писать печатную букву ь.
58. Тема: Буква Ж, ж.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Ж , ж.
- Продолжать учить читать с ленты слоги, слова, предложения.
- Учить ставить ударения в словах.
- Учить писать печатную букву Ж ,ж.
59. Тема: Буква Ш ,ш .
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Ш.
- Знакомство с буквойШ, ш.
- Учить писать печатную буквуШ,ш.
- Продолжать учить находить ударный звук.
60. Буква Ч, ч.
Цель:
- Звуковой анализ слова
- Четкое произнесение и характеристика звука Ч.
- Знакомство с буквой Ч, ч.
- Учить писать печатную букву Ч,ч.
- Продолжать учить находить ударный звук.
61.Тема: БукваЩ,щ.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Щ, щ.
- Учить читать предложения,находить иллюстрацию к нему.
- Закрепить умения выделять ударные звуки.
- Учить писать печатную буквуЩ, щ.
62.Тема: Буква Х, х.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Х, х.
- Учить писать печатную букву Х, х.
63. Тема: Буква Ц , ц.
Цель:
- Звуковой анализ слова.
- Знакомство с буквой Ц, ц.
- Учить писать печатную буквуЦ, ц.
64. Тема: Буквы ь и ъ.
Цель:
- Знакомство с буквами ь и ъ.
- Учить писать печатные буквы ь и ъ.
- Продолжать учить самостоятельно читать.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
К концу года обучения дети должны:
- Уметь выполнять звукобуквенный анализ (вычленять в словах или фразах определённые звуки, слоги и правильно ставить ударение);
- Уметь пользоваться интонационной стороной речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи);
- Уметь правильно использовать в речи дикцию (знать чистоговорки, скороговорки, потешки, загадки, четверостишия);
- Уметь правильно формулировать свою мысль и употреблять в речи;
- Уметь выражать творческий замысел (составление описательных рассказов по картине, описание предметов, игрушек, времён года);
- Уметь строить разные типы высказываний (работать по серии сюжетных картин, описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания;
- Уметь владеть словарным запасом родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.
Уровни усвоения программы
Низкий–ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает отношения сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает уровень работы педагога.
Формы работы с родителями:
-ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью
- проведение родительских собраний «Как научить детей читать», «Волшебные звуки и буквы», «Будем грамотны», « Мир хитрых букв»
-проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»
-консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей
-проведение открытых занятий в началеучебного года и в конце ;проведение воспитательных мероприятий с привлечением родителей
Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. Детям предлагается задание:
1. Скажи одно слово.
2. Скажи один звук;
a) скажи, сколько звуков в слове «дом»;
b) назови звуки в этом слове;
3. Скажи одно предложение.
a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…»
b) назови первое, второе, третье слово.
4. Прочитай предложение «Дети играют» или «Дети идут в школу».
Оценка результатов
Высшая общая оценка составляет 10 баллов.
Первые 3 задания:
верный ответ – 1балл;
неверный – 0 баллов.
Четвертое задание:
Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов;
Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл;
По слогам (послоговое чтение) – 2 балла;
Слитное (целыми словами) – 3 балла.
Список литературы
- Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М.,1999.
- Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва «Просвещение», 1987 г.
- Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН;1996.
- Гаврина С.Е. Играем в слова. Ярославль, 1996. Гаврина С.Е. Играем в слова. Ярославль, 1996.
- Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.
- Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
- Журова Л.Е. «Тайны слов и звуков» (РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ)
- Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. М.,1998.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
- Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/сос. В. В. Валина. – М.: Просвещение.1991.
- Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
- Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003