НОД "Звук Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Рейх Татьяна Фёдоровна

Непосредственная  образовательная  деятельность

по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе

«Звук Ы»

 

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой «Ы».  Упражнять детей выделять его среди других гласных звуков. Формировать навыки чтения в занимательной форме.  Развивать умение производить слоговый анализ (делить слова на слоги).Закреплять  умение определить место звука в двух позициях - в середине слова и на конце.Развитие зрительного и слухового внимания, общей и артикуляционной моторики, памяти. Воспитывать у детей положительные установки  доброжелательные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД213.34 КБ
Office presentation icon Презентация НОД "Звук Ы"2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 с. Подлесное

Марксовский район Саратовская область

Непосредственная  образовательная  деятельность

по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе

«Звук Ы»

                                                  Подготовила  и  провела  воспитатель:

                                                                                  Рейх Т.Ф

Подлесное 2016г.

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой «Ы».  Упражнять детей выделять его среди других гласных звуков. Формировать навыки чтения в занимательной форме.  Развивать умение производить слоговый анализ (делить слова на слоги).Закреплять  умение определить место звука в двух позициях - в середине слова и на конце.Развитие зрительного и слухового внимания, общей и артикуляционной моторики, памяти. Воспитывать у детей положительные установки  доброжелательные отношения.

Оборудование: Набор Звуковичков с разной артикуляцией, гласные буквы А, О,У,Д/и «Волшебные лучики», карточки с изображением шаров и мышек для звукового анализа, счётные палочки, ПК с презентацией.

 Ход НОД.

Дети встают в круг.

Воспитатель.              Сегодня вы мои прекрасные

Будьте повнимательней.

Я, то есть вы,

Ты, ты, ты и ты, то есть мы

Искать повсюду будем

Ну, конечно же, звук … [ы].

Воспитатель. Ребята сегодня познакомимся  со звуком Ы.Давайте споём песенку звука [ы].

Игра « Деревья шумят» ( дети превращаются в деревья:),они стонут от ветра « ЫЫЫЫЫ»

Появляется гномик. Знакомство с Звуковичком Ы( человечек красного цвета представляет форму, похожую на очертание губ при произнесении звука Ы).

Звуковичёк Ы. Здравствуйте ребята.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Здравствуйте. А вы кто?

Звуковичёк Ы. Я гномик  Звуковичёк Ы. Я услышал, что вы меня звали и пришёл.

Воспитатель. Здравствуй гномик Звуковичёк. Мы с ребятами знакомились со звуком [ы], пели песенку деревьев. Но если ты хочешь, можешь с нами остаться. Я думаю, ты сможешь нам помочь.

Звуковичёк Ы. С радостью останусь. Я пришёл не один. Пожалуйста, помогите моим друзьям вспомнить свои имена (Слайд 2)

Воспитатель. Давайте поможем друзьям  Звуковичка вспомнить свои имена. Расставьте буквы, которые соответствуют Звуковичкам. Будьте внимательны!

Шире всех открывает рот - звук ....

Губы трубочкой вытягивает - звук ....

На вытянутый кружок губы похожи у звука ....

Воспитатель вместе с детьми рассматривают Звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\конкурсы\палитра мастерства 2016\Звуковички.JPG

Воспитатель. Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды).Чем гласные отличаются от согласных?

Воспитатель. Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому Звуковички всегда в красных башмачках!

Звук [ы] обозначен красным,

Такой звук назовем… (гласным).

Артикуляция звука [ы].(Слайд 3)

Воспитатель. Звук [ы]- гласный, при его произношении во рту ничего не мешает, нет преград для прохождения воздуха, его можно петь. Губы при этом в улыбке. Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук .... [ы].

Воспитатель. Ребята покажем Звуковичку, как мы научились петь его песенку деревьев.

Дыхательная гимнастика.

Погудим мы высоко.

Погудим мы низко.

Погудим мы далеко.

Погудим мы близко.

Звуковичёк Ы. Молодцы ребята. Мне нравится эта песня. А ещё я люблю играть.

Воспитатель. Звуковичёк к нам пришёл не с пустыми руками, а принёс с собой много разных игр. Поиграем с ним?

Дети. Да.

Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за воспитателем серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:
мы-мы-мы, ры-ры-ры, лы-лы-лы, цы-цы-цы, ды-ды-ды(Слайд 4)

 Игра «Поймай звук».Выделение звука [ы] из ряда других звуков.Хлопните, когда услышите звук [ы].

со, ге, мы, си…;

ца, ма, вы, ла…; 
ди, му, ры…;(Слайд 5)

Игра «Волшебные лучики». Дети становятся в круг в центре круга солнышко, водящий выбирает лучикисолнца, называет букву,  читает слог, а дети называют слова на заданный слог.

«Лучик солнца выбирай.

Слог быстрее называй». (Слайд 6)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\работа\конкурсы\палитра мастерства 2016\Д.И Волшебный лучик.JPG

Игра «Прятки». Звуковичек любит играть в прядки со своими игрушками. Давайте и мы с ним поиграем. Звуковичёк прячется за те игрушки, где есть звук [ы].

 (Слайд 7-10).

Воспитатель. Вот любимые игрушки Звуковичка: шары, мышка. (Слайд11)

Гномик приготовил для нас  задание. Определим место положения звука [ы] в этих словах.Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

Дети совместно с воспитателем определяют место положения звука [ы] (в середине, в конце слова).Отражают это на схеме.

Динамическая разминка

«Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.

Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.

Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.

Я несчастная, увы…

Я вначале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.

Слов своих не начинаю –

Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.

Ставят чаще Ы-Ы-Ы.

Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,

Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

Воспитатель. Вот мы справились  с  заданием Звуковичка Ы. Молодцы ребята, у нас все получилось, мы очень старались.

Воспитатель. Ребята, а давайте сделаем Звуковичку подарок. Выложим из счётных палочек его имя.

Дети выкладываютиз счётных палочек по схеме  букву «Ы» (Слайд12).

Звуковичёк Ы. Молодцы ребята, мне так интересно было с вами играть. Спасибо за подарок. До свидания ребята. (Слайд 13).

Дети. До свидания Звуковичёк.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы сегодня делали:

Какую песню мы сегодня выучили?.

Кто приходил к нам в гости?

С каким звуком он нас познакомил?

В какие игры вы играли с Звуковичком?

Какая игра вам понравилась больше всего?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ Д/С№19 с.Подлесное НОД по обучению грамоте «Звук [ Ы ] ». Воспитатель Рейх Т.Ф.

Слайд 3

Артикуляция звука Ы

Слайд 4

Игра «ЭХО»

Слайд 5

Игра «Поймай звук»

Слайд 6

Игра «Волшебные лучики».

Слайд 7

Игра «Прятки»

Слайд 8

Игра «Прятки»

Слайд 9

Игра «Прятки»

Слайд 10

Игра «Прятки»

Слайд 11

Определи место положения звука Ы

Слайд 12

Выложи из счетных палочек букву Ы

Слайд 13

Спасибо за внимание.